Концепция «конца истории» Ф. Фукуямы

Фукуяма теоретически выразил отношении будущего после завершения «холодной войны».Фукуяма делает вывод: произошедшие изменения есть не просто конец «холодной войны» или окончание какого-либо послевоенного периода - наступает конец истории, как таковой… Конец истории, по Фукуяме, выливается в «окончание идеологической эволюции человечества и универсализацию западной либеральной демократии, как окончательной формы человеческого правления» Ф. Фукуяма.

.

22. Конфликтологические взгляды Й. Галтунга.

Й. Галтунг - основной причиной социальных конфликтов является проявляемое социальными системами насилие — культурное, структурное и прямое (личное). При этом культурное насилие создает условия для проявления структурного, а структурное насилие — для прямого.

1) Прямое насилие выражается в действиях, фрустрирующих основные потребности человека — в выживании, благополучии, идентичности и свободе. «насилие как ущерб (отнюдь не неизбежный), наносимый основным человеческим потребностям или даже жизни вообще, понижающий реальный уровень их удовлетворения ниже того, что потенциально возможно». К таким действиям относятся убийства, телесные повреждения, блокада, санкции, нищета, навязывание стандартов другой культуры, репрессии, незаконные репрессии, задержания, изгнание.

2)Структурное насилие, или санкционированная обществом система эксплуатации — получения «вышестоящими» значительно большего блага по сравнению с «нижестоящими», включает смерть от голода и болезней, манипуляцию сознанием граждан, ограничение информации, маргинализацию, разобщение, социальную несправедливость в распределении ресурсов, загрязнение окружающей среды, неравные шансы. Структурное насилие отличается от прямого тем, что действует косвенно, через общественные институты. Оно, как правило, не осознается индивидами и социальными группами, подвергающимися его влиянию. В отличие от прямого насилия, которое изменчиво и динамично, структурное насилие статично и стабильно.

3)Культурное насилие включает «те аспекты культуры, символической сферы нашего существования, представленной религией и идеологией, языком и искусством, эмпирической и формальной наукой (логикой и математикой), которые могут использоваться для оправдания и легитимизации прямого и структурного насилия». Культурное насилие ведет к тому, что прямое и структурное насилие начинают выглядеть и восприниматься как справедливые акции. Культура проповедует, учит, заставляет рассматривать эксплуатацию, репрессии, индивидуальные и групповые агрессивные действия в качестве нормальных и естественных явлений или не замечать их вовсе.

По мнению Й. Галтунга, применение прямого насилия может относительно легко уничтожить людей, наделенных властью, но не структуры, порождающие насилие. Уничтоженная структура может появиться вновь спустя некоторое время только потому, что она удовлетворяет общезначимую потребность. Наиболее эффективным способом решения структурных конфликтов, по его мнению, является регулярное изменение сети взаимодействий в социальной структуре.

Отсюда ученый делает вывод, что военный конфликт и международный конфликт - это нечто большее, чем просто прямое насилие. Конфликты обусловлены серьезными структурными изменениями, которые наличествуют у воюющих сторон. Чтобы остановить войну, по его мнению, необходимо коренным образом трансформировать внутренние структуры враждующих сторон, а не просто внести изменения в их взаимоотношения. Галтунг считает, что враждовавшие стороны могут достигать "негативного мира" или "позитивного мира". Негативный мир - это ситуация, когда стороны прекращают воевать, что, однако, не исключает повторения конфликта в будущем или его проявления в новом.

27. Восприятие конфликтов в русской религиозной философии: Ф.М. Достоевский и В.С. Соловьев.

Для Достоевского-конфликт-это социальное явление, внутренние противоречие, он говорит, что любой конфликт можно решать, считал, что эмоциональность конфликта мешает его разрешению. Говорил, что без войны развития не будет, война-главное проявление тех .деятельности. война поднимает дух народа, она есть повод уважать себя. Выделил три типа лидеров конфликта

1) естественные предводители-робкие политики, умеют манипулировать другими.

2) Зачинщики конфликта-агрессивные люди, начинают конфликты и заканчивают.

3) Исполнители конфликтных инцидентов-они появляются ни снизу, ни сверху, это автогены, являются отражением конфликта, конкретные люди, которые решают конкретные проблемы

Соловьев-война это нравственное, культурное противоречие. Труд-смысл войны, считал, что решать конфликты нельзя силой убеждения, у конфликтующих нет совести, люди ничего не понимают, у них нет нравственности. Война-зло, чем меньше, тем лучше. Конфликты не нужно разрешать, ими нужно управлять. Именно война приведет к отказу от войны. Каждый новый конфликт предотвращает предыдущий.

28. Современная российская конфликтология: ведущие школы и направления (А.В. Дмитриев, Л.Н. Цой и др.).

Отечественные исследователи конфликтологии. Господствовавшие в СССР парадигмы бесконфликтности и общества согласия мешали развитию конфликтологических исследований. Зарубежные исследования второй половины XX в. оказывали определенное влияние на отечественных ученых, но развернуть серьезные масштабные исследования в этой области не представлялось возможным, несмотря на то что социальная ситуация была достаточно конфликтной.

Острые конфликты существовали в экономической, политической и социально-бытовой сферах жизни общества. Межнациональные, межгрупповые конфликты приносят негативные последствия как на внутриполитическом уровне, так и влияют на международные отношения. Поэтому в 1980 – начал е 1990х гг. дефицит конфликтологических знаний ощущается особенно остро, начинаются первые серьезные шаги в исследованиях конфликтов. Появляется большое количество публикаций по проблематике конфликтов. Эмпирические исследования посвящены анализу случившихся конфликтов.

Интерес исследователей преобладает в сфере межнационального и военного конфликта (А. Касюк, В. Дубров). На начало 1990х гг. приходится максимальное число публикаций, отражающих специфику конфликтов в современном обществе. Потребность в урегулировании конфликтов вынуждает власть помогать ученым в теоретических и практических разработках парадигмы конфликта.

В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Белгороде открываются специальные центры. Их работа заключается в развитии посреднической деятельности в конфликтных ситуациях, в разработке возможных вариантов разрешения и предупреждения конфликтов. В высших учебных заведениях открываются специальности по конфликтологии, данная учебная дисциплина вводится во многих других специальностях.

Во второй половине 1990х гг. исследователей интересует анализ международных конфликтов (И. Арцибасов, В. Булавин, Д. Фельдман), выходят работы, рассматривающие проблематику социального конфликта. В это же время А. Анцупов и А. Шипилов (ведущие конфликтологи в России) издают учебные материалы по конфликтологии.

В психологических исследованиях конфликта значимы труды Е. Дубовской, Р. Кричевского, А.Сухова, А. Бодалева, В. Казанцева – исследователей социальных аспектов конфликтов в обществе.

Анатолий Васильевич Дмитриев (род. 1934, Пенза) — российский социолог, один из основателей российской конфликтологической науки. Написал книгу-социолигия юмора. Роль шуток и юмора как в разрешение конфликта, так и в его провоцирование.

Любовь Николаевна цой-конфликты бывают насильственные и ненасильственные,а все насильственные физические и нефизические.Физические:война, революция, террор, драка. Нефизические: саботаж, стычка, психолог. травма. Ненасильственные формы:забастовка, голодовка, демократия.

Виктор Иванович Новосельцев-труд Системная конфликтология, конфликт-способ разрешения противоречий,он нетолько разрешает противоречия но и создает их, круговая система. Любой конфликт развивается по законам физики.

Садохин-урегултрование или разрешене конфликтов,это взаимное признание сторонам права на существование других Если вы хотите друг друга убить-это конфликт а все остальное спор. Конфликт-как фактор возникновения этнических групп.

Наши рекомендации