Государство в формировании ноосферной экономики и социальной политики

Одним из ключевых вопросов экономической и социальной политики в острых дискуссиях с радикал-реформаторами, западными экономистами и политиками является проблема государства, оптимизация соотношения рыночных и государственных методов регулирования экономики и социальной политики. Применительно к развитию рыночных основ ведения хозяйства в Беларуси этот дискурс не означает, что только рынок должен определять поведение субъектов хозяйствования и населения страны.

Как показывает мировая практика, рыночные критерии далеко не безупречны для всех сфер деятельности общества, а иногда вступают в противоречие с общественными и личными интересами.

Механическое следование рыночным критериям может привести к значительным негативным явлениям. В частности, нерегулируемые рыночные механизмы усиливают расслоение общества по доходам, не осуществляя социальной защиты; не обеспечивают решение долгосрочных задач развития капиталоемкой производственной и социальной инфраструктуры; стимулируют движение к монополизации рынка путем поглощения крупными предприятиями мелких и средних; не обеспечивают вложения средств в научные, прежде всего фундаментальные, исследования, которые могут не окупиться или окупиться не сразу, а возможно, потерпят и неудачу.

О недостатках рыночных механизмов говорят и многие «рыночники». По их мнению, рыночная экономика основывается не на принципах справедливости, а только на эффективности (максимальной прибыли).

В условиях переходного периода в Республике Беларусь не преувеличивается роль рыночных отношений. Позиция государства состоит в том, что оно должно взять на себя функции противодействия возможным негативным явлениям, инициируемым рынком, познать и использовать для этого объективные тенденции, законы и закономерности, эффективные средства и механизмы.

Важно использовать положительные функции рынка, что предполагает применение тех экономических законов и рычагов, которые наиболее адекватны рыночной экономике, повышению ее эффективности во имя интересов людей труда и сохранения природы на основе НТП.

В тех случаях, где рыночная саморегуляция недостаточно эффективна, необходимо применять методы государственного регулирования. Особенно возрастает роль государства в переходной экономике, в условиях которой рыночные механизмы еще не развиты.

Государству в таких случаях целесообразно действовать и в тех сферах, которые могут относительно эффективно регулироваться рынком до тех пор, пока рыночный механизм в этих сферах не начал действовать полноценно. Для Беларуси это разумное соотношение рыночных механизмов и государственного управления, сбалансированность государственных и рыночных функций, т. е. не государство ради рынка и не рынок ради государства.

Рыночная среда («невидимая рука») не может пытаться подменить государство и встать над ним, для нее важно найти свои ниши. Государство же в свою очередь обязано взять их под надежную опеку. Они должны не конфликтовать, а конструктивно сотрудничать.

Государству необходимо осуществлять поддержку развития науки, образования, здравоохранения, культуры, подлинно предпринимательской, инновационной деятельности.

Наиболее важными функциями современного государственного регулирования народного хозяйства Республики Беларусь могут быть:

· реализация функций собственника государственного имущества, действующего на рынке на равных условиях с субъектами других форм собственности;

· формирование механизма экономического регулирования, поддержки и стимулирования работы инновационных субъектов хозяйствования;

· разработка и проведение рыночной структурной политики с использованием эффективных кредитно-денежных, налоговых и ценовых инструментов;

· обеспечение экономической и социальной защиты населения.

Главнейшим направлением в сфере государственного регулирования экономики является формирование нормативно-правовой базы, которая определяет законодательные основы функционирования на рынке всех субъектов хозяйствования. Через право государство способствует созданию и выполнению «правил игры» путем воздействия своими обязательными предписаниями и неотвратимыми санкциями наряду с предоставлением равных условий для функционирования всех субъектов:

· равенство всех форм собственности, гарантия их неприкосновенности и использования в интересах общества;

· свобода предпринимательства, выбора форм хозяйствования, профессии и места работы;

· установление прямой связи между результатами труда работника и его благосостоянием.

В рамках своей компетенции государственные органы призваны:

· своевременно обеспечивать реализацию законов;

· выделять для этих целей необходимые материальные и финансовые средства и готовить предложения по совершенствованию законодательства;

· анализировать информацию о реальных изменениях, к которым приводит принятие тех или иных законодательных актов в различных сферах жизнедеятельности общества.

Функция государства как собственника средств производства – важнейшая в государственной экономической политике. Ее реализация обеспечивается посредством изменения системы производственных отношений, экономических критериев, хозяйственного механизма, направленных на повышение эффективности экономики и качества жизни населения страны. Задача государства – обеспечить эффективную работу госсектора.

В настоящее время важно учитывать тот факт, что для открытой экспортно-импортной экономики Беларуси уровень монополизации, унаследованный от прошлого, не является сдерживающим фактором внутренней конкуренции и снижающим эффективность производства в целом. Конкурентная среда формируется за пределами республики.

Производство основных видов белорусской продукции осуществляют сегодня около 60 хозяйствующих субъектов. Они единственные в республике производители того или иного товара. В их числе производители фосфатных удобрений, синтетических смол и пластмасс, лифтов, электроизмерительных приборов, бытовых холодильников и морозильников, легких металлоконструкций и др. Однако это не означает, что эти субъекты доминируют на мировом рынке.

Попытки осуществить демонополизацию организационными методами естественно приводят к образованию новых монопольных структур – объединений, концернов, союзов. По сути, это корпоративные структуры, которые в будущем смогут обеспечить свою трансформацию в мировые ТНК, ФПГ, другие международные корпоративные кластерные альянсы.

В настоящее время имеет место вполне понятное преобладание государственного предпринимательства, связанное в первую очередь с доминирующим положением государственной собственности в национальной экономике. С развитием институциональных и системных структурных преобразований, активизацией процессов разгосударствления, акционирования и приватизации должна возрастать роль государственного косвенного регулирования. Государственному предпринимательству предстоит трансформироваться в направлении корпоративного участия в смешанных предприятиях с частным капиталом (отечественным и зарубежным), что позволит, с одной стороны, сохранять регулируемый государством сектор экономики, с другой стороны, не ограничивать частное предпринимательство.

С 1992 г. в Беларуси сформированы и используются такие важнейшие формы, или системы косвенного государственного регулирования, как бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, валютная, внешнеэкономическая, ценовая и др.

В процессе формирования системы такого регулирования страна столкнулась с объективными трудностями. Многие вопросы денежно-кредитной, валютной, налоговой, внешнеэкономической политики, которые в рыночной экономике выполняют определяющую роль, ранее решались на уровне Союза и соответствующих госструктур и практического опыта и достаточного количества квалифицированных кадров в этой области Республика Беларусь не имела.

Система косвенного государственного регулирования в Беларуси развивается в направлении благоприятствования развитию материального сектора экономики и стимулирования производственно-инвестиционной активности, больше учитывает складывающиеся экономические реалии (структуру и направления преобразования форм собственности, уровень монополизации экономики, проблемы включения в мирохозяйственные связи и др.).

Существуют проблемы и в области синхронизации и гармонизации экономической политики стран СНГ, Таможенного союза пяти, а также Союза Беларуси и России.

Создана и адаптирована к переходному периоду и специфике национальной экономики система государственного программирования и прогнозирования, включающая разработку некоторых краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов и программ, усиливающих целевую и мобилизующую функции государства в экономическом развитии страны. В настоящее время в республике разработан Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2001–2025 гг. с более подробным обоснованием на 2006–2010 гг.

Важнейшая задача макроэкономической политики белорусского государства состоит в обеспечении соответствия между совокупным предложением и спросом, установлении и поддержании оптимального соотношения между материальным и нематериальным производством, потреблением и накоплением, уровнем жизни и внешним заимствованием, между ВВП, финансовыми и денежно-кредитными показателями.

На первоначальном этапе осуществления реформ экономическая политика в Республике Беларусь была направлена на достижение макроэкономической относительной устойчивости. Затягивание с осуществлением устойчивых стабилизационных мер в стране связано, как отмечалось ранее, с объективными трудностями (сокращение традиционных рынков сбыта белорусской продукции в связи с распадом СССР и СЭВ, последовавшим экономическим кризисом и спадом производства в странах СНГ, Балтии, Центральной и Восточной Европы; резкое повышение цен на ввозимое сырье и энергоресурсы; значительные издержки на ликвидацию последствий катастрофы на ЧАЭС и др.).

Отличительная особенность государственного регулирования в Республике Беларусь состоит в поддержке науки и образования, развитии материального сектора экономики и обеспечении соответствующих социальных гарантий населению (минимальный уровень безработицы, отсутствие задержек с выплатами заработной платы и пенсий, первоочередная поддержка государством жизненно важных отраслей социальной сферы и др.).

Приоритетными направлениями были определены развитие экспорта товаров и услуг, жилищного строительства и продовольственной сферы.

Почему именно эти приоритеты – экспорт, жилье, продовольствие? Экспортный сектор призван повысить эффективность всей экономики, обеспечить страну валютными средствами, поскольку, как показывает опыт развитых стран, благополучие граждан достигается благодаря развитию экспортно-импортных отношений.

Основные рынки сбыта товаров белорусской промышленности всегда находились за пределами нашего государства. Но если во времена Советского Союза не существовало проблемы сбыта, то в последние годы ситуация коренным образом изменилась – легче произвести продукцию, чем ее выгодно продать.

В этих условиях важно уделять особое внимание повышению конкурентоспособности продукции, для чего предусматриваются приоритетное развитие науки, переход к инновационным ресурсосберегающим технологиям и создание наукоемких производств, повышение качества продукции, обеспечение роста производительности труда и соответствующего роста заработной платы.

В этой связи стоит задача не только сохранить рынки сбыта в России и других странах СНГ, но и овладеть новыми. На это должны работать все: и наука, и производство, и органы государственного управления.

В республике успешно реализована Национальная программа развития экспорта на 2001–2005 гг. и разработана аналогичная программа на 2006–2010 гг. Именно этими документами должны руководствоваться в различных сферах деятельности кадры всех уровней.

Строительство жилья – это не только забота о нуждающихся в нем, но и мощная отрасль народного хозяйства. С одной стороны, она способствует оживлению сектора стройиндустрии, с другой, позволяет решить важнейшую социальную проблему – гарантировать на деле конституционное право на жилье.

Во многих развитых странах жилищное строительство обеспечивало подъем экономики. Оно давало мощный толчок к развитию сопряженных с ним отраслей. Однако не следует решать эту проблему на эмиссионной, тем более инфляционной основе.

Наращивание объемов производства продовольствия имеет первостепенное значение как для удовлетворения потребностей населения в высококачественных продуктах питания, так и для обеспечения продовольственной безопасности страны, увеличения поставок на экспорт продукции из местного сырья.

Беларусь входит в число немногих бывших республик Союза, которые сохранили свое сельское хозяйство. Кроме того, экспорт сельскохозяйственной продукции является важной статьей валютных поступлений.

Стратегия реформирования сельского хозяйства направлена на сохранение позитивного практического опыта и введение новых методов хозяйствования с использованием мер агротехнического характера и достижений научно-технического прогресса. Любые реформы на селе должны быть направлены на повышение эффективности производства и улучшение условий жизни сельского населения.

Вопросом первостепенной важности является техническое обновление и реконструкция агропромышленного комплекса республики. Поставлена задача выпускать свои высокопроизводительные, надежные, удобные в эксплуатации машины и механизмы, необходимые сельскому хозяйству страны. Предусматривается переход к рыночной системе регулирования цен на сельскохозяйственную и машиностроительную продукцию.

Структурная перестройка в агропромышленном комплексе предполагает углубление специализации сельского хозяйства за счет опережающего развития животноводства, а в растениеводстве – за счет улучшения структуры посевных площадей (расширение посевов льна, рапса, сахарной свеклы, продовольственной пшеницы, а в кормовой группе – бобовых культур).

В настоящее время основным программным документом для всех сфер деятельности является Государственная программа возрождения и развития села.

В промышленности наряду с поддержкой предприятий ее базовых отраслей (авто-, тракторо-, сельхозмашиностроение, станкостроение, деревообработка, химическая и нефтехимическая, легкая и пищевая промышленность) в целях увеличения выпуска высокоэффективной и конкурентоспособной отечественной продукции предусматривается опережающее развитие электроники, точного машиностроения, приборостроения и других прогрессивных наукоемких производств.

Значительные структурные изменения осуществляются в строительном комплексе республики. Планируются модернизация, расширение производств эффективных строительных материалов и конструкций, освоение новых мощностей, создаваемых на базе энергосберегающих технологий. Намечается прирост мощностей по производству цемента, эффективных стеновых, кровельных и теплоизоляционных материалов, столярных изделий, гипсовых вяжущих, щебня и гравия, стекла строительного и др. Увеличится выпуск изделий из легкого ячеистого бетона – эффективного материала для строительства как малоэтажных, так и многоэтажных энергоэкономичных жилых домов.

Особое место отводится социальной защите и обеспечению занятости населения, осуществлению рациональной бюджетно-налоговой, ценовой, денежно-кредитной и валютной политики.

Важнейшим государственным приоритетом остается защита прав и интересов граждан.

Каждый человек, каждая социальная группа имеют право на поддержку государства. Но эта помощь оказывается не огулом, а адресно, дифференцированно, с учетом возможностей и государства, и самих людей. Осуществляется поддержка тех, кто по возрасту или по состоянию здоровья не может сам себя содержать. Те же, кто в состоянии работать, имеют возможность работать и зарабатывать.

В настоящее время государство взяло на себя бремя сохранения «на плаву» ряда крупнейших производств, и это сделано для того, чтобы сотни тысяч людей не оказались на улице. Уровень безработицы сегодня в Беларуси самый низкий на всем постсоветском пространстве. Правительством и органами власти проводится работа по созданию новых рабочих мест в различных отраслях производства и по развитию предпринимательства.

Особые надежды возлагаются на сферу услуг, ее приоритетное развитие. В Беларуси сфера услуг еще недостаточно развита, поэтому предстоит направить сюда значительные инвестиции, стимулируя ее развитие с помощью налоговой политики. Кстати, во всех европейских государствах сфера обслуживания является важнейшим потребителем новой рабочей силы.

Для реализации экономической политики осуществлен ряд мер по совершенствованию государственного регулирования в продвижении рыночных реформ, в наведении порядка и дисциплины, повышении ответственности органов управления за эти процессы в центре и на местах.

Республика Беларусь встала на путь эколого-экономических преобразований. В связи с этим правительством республики была образована Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь и принято решение о разработке Национальной стратегии устойчивого развития нашей страны. Этот важный документ разработан и одобрен правительством.

Разработка Национальной стратегии устойчивого развития позволила как бы заглянуть еще дальше – выявить ноосферные ориентиры и вехи нашего движения к обществу устойчивого развития на основе гуманных общепланетарных закономерностей и ценностей. В этом документе на основе сложившейся социально-экономической и экологической ситуации, анализа внутренних и внешних факторов определены цели, задачи и модель устойчивого развития, национальные ресурсы и условия, направления и механизмы перехода, средства их осуществления и система социально-экономических, экологических и организационных индикаторов устойчивого развития.

Стратегическая цель устойчивого развития Беларуси в соответствии с рекомендациями и принципами, изложенными в документах конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.), состоит в обеспечении социально-экономической стабильности при сохранении пригодной для обитания окружающей среды и рациональном использовании природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений жителей Беларуси с учетом интересов других государств.

Сохранение пригодной для обитания среды – одна из приоритетных задач переходного периода экономического развития. Индикатором исключительной важности данного направления является продолжительность жизни населения республики.

Предстоит сделать все возможное для того, чтобы экологический фактор в полной мере учитывался в социально-экономическом развитии. Работа в данном направлении осуществляется таким образом, чтобы всемерно сохранять природу и оздоравливать экологическую обстановку. Рационально, экономно использовать природно-ресурсный потенциал в целях развития человека, который должен иметь высокий материальный достаток, здоровую среду обитания и осознавать, что и будущие поколения должны располагать не худшими условиями. Для этого требуется экологизация экономики и общества, переход к новой ступени материальной и ноосферной культуры, диктующей принципиально новые планетарные ценности общества.

Беларусь стремится обеспечить гармоничное развитие системы «природа – человек – общество», что предполагает необходимость определения новой роли государства в социально-экономическом развитии страны на основе формирования ноосферной экономики. Ставка сделана на развитие местного управления и самоуправления, на переход от отраслевой системы управления к кластерной, точнее, к кластерно-отраслевым и кластерно-региональным структурам.

Наши рекомендации