История развития генеалогического древа рода Алтынбая

Во введении этой книги я упомянул, что мне хочется наиболее глубоко и ярче осветить историю моего народа и отразить это на страницах одной из книг. Тем более книги такого характера пишутся редко. А может быть, таких случаев еще не было. По крайней мере, я не встретил таких работ среди башкирских изданий. Имеются работы о родном крае, они опираются на рассказы очевидцев или на художественные фантазии автора.

История развития генеалогического древа рода Алтынбая - student2.ru

Но мы решили отнестись к этому делу вполне серьезно и «изобразить» происшедшее на научной основе. Изложение фактов происходило на основе нормативно-правовых актов, зафиксированных в исторических документах, архивных делах, а также в работах известных ученых и исследователей. Поэтому история моей деревни приобрела вполне солидный и действительно реальный вид. Ведь до сих пор был только один взгляд на эту историю. Но со временем появилось другое представление о Алагузе. Даже древнее название деревни «Алагуз» было неведомо многим моим односельчанам. Я скажу, что в историческом документе оно зафиксировано как деревня Бакыново. Так что это название звучит еще ярче и ностальгически, чем название «Алагуз». Изложу еще одну немаловажную деталь. Когда мы рассказывали об обосновании деревни Алагуз, то утверждали, что Алагуз создавался в 1733 году[34]. Это не было так. Деревня обосновалась давно. Наша ошибка была в том, что мы принимали за веру только одно-два названия нашей деревни. А было еще очевидней. Какое было имя старшины деревни таким и было название деревни: во время Бакына – Бакыново, Киекчи – Киекчино, Иргали – Иргалино, Алтынбая – Алтынбаево, Алагуза – Алагузово, Кабыла – Кабылово. В результате анализа предыдущих работ мы обнаружили в ранее изданных книгах две ошибки, которые мы с удовольствием теперь исправили. Обнаружили мы еще несколько неточностей, хотя как посмотреть. За место Бакына мы писали Баки. Эти имена нас постоянно сопровождают в трудах исследователей, но чаще встречается слово «Бакын», поэтому эту корректировку можно ввести также без особых усилий и лишних эмоций. Наряду с уточнениями мы со временем углубились еще на несколько поколений Бакына. Ямиля Сайфетдинова – одна из лучших знатоков истории нашего села, во время своего рассказа несколько раз предупреждала меня, чтобы я старался опираться на известные письменные и устные источники. Вначале я немного скептически отнесся к этому предложению. Думаю, но ладно, человеку 90 лет. Наверно некоторые вещи забыла, а о некоторых событиях помнит слабо. Однако я жестоко ошибался. Все данные, о которых говорила Ямиля эбей, позже были подтверждены архивными источниками. Я сожалею, что в свое время еще раз не встретился со старожилами-супругами Ямилей и Йэлэй Сайфутдиновыми. Уникальные были люди. Большое количество материала о моей малой родине смог бы я тогда накопить. Вспоминаю, как февральским днем 1997 года я вел размеренную беседу с четой Сайфутдиновых в их доме. Старался не мешать их рассказу. Только иногда задавал уточняющие вопросы. А дальше лился и лился их рассказ. С особым трепетом и добрыми чувствами они вспоминали об односельчанах и о тех, кто был отцом, дедом, матерью и бабушкой их друзей и ровесников. Во время рассказа иногда эмоции перехлестывали их, Ямиля эбей, уронив несколько слез и говоря: «Аллакайым», со временем успокаивалась и продолжала свои воспоминания, а Йэлэй быуай, со вздохом произнеся «Ох», то огорчался, то радовался событиям прошлых лет. В ходе долгих рассказов я ясно понял одно из их главных напутствий – «Ничего не перепутай!», «Мы говорим абсолютную правду». В какое-то время мы отвлекались. Однако очень быстро возвращались к главной теме – к рассказу о наших предках. На мой главный вопрос: «Кто был отцом Мусы?» прозвучал конкретный ответ Ямили эбей: «Киекчи, а отцом Киекчи был Иргали». Я не поверил такому ответу. Имя человека не должно быть связано с животным. И «изрек», что ответы моих собеседников больше смахивают на рассказы о лихих индейцах. Позже всегда я чувствовал себя неуверенно, когда речь заходила о нашем родиче Киекчи. Неужели в нашем роду были люди с таким именем? Однако, подозрения мои были напрасными. Мне сопутствовало определенное везение. Случилось так, как в поговорке: «На ловца и зверь бежит». На мои руки попали до сих пор мне неизвестные материалы по истории Башкирии (благодаря любознательности моего брата Зуфара к историческим документам), где Бакын в аннотации книги упоминается под фамилиями Какчаев и Кинкчин. Новые сообщения взбудоражили мой ум. Чтение получилось увлекательным. Мы когда начали знакомиться с содержанием некоторых документов, то увидели, что имя Бакын проходит также под фамилией Киекчин. Это означало, что старожилы Ямиля и Йэлэй Сайфутдиновы дали в свое время очень точный и исчерпывающий ответ. По их словам отцом Мусы, одного из основателей родов нашей деревни, был Киекчи. Таким образом, сведения старожилов совпали с архивными материалами. Следовательно, Киекчи был реальным историческим лицом. Кроме этого, внезапная находка помогла открыть новую страницу истории деревни Алагуз. До сих пор мы констатировали, что Алагуз был продолжателем одного из родов. Такую же роль приписывали и Мусе. А вся действительность была другая – Бакын и Муса были родными братьями. В один из свободных дней этой зимы я поднял записи 1997 года и обнаружил, что по рассказам Ямили эбей отцом Киекчи является Иргали. На основе простых математических исчислений установил, что он родился в начале XVII века. Первые письменные данные о моих предках относятся к 1736 году и упоминаются в лице старшины Бакына Киекчина. Так как рассказчики о нашем генеалогическом древе увязывают нас еще с именем Алтынбая, то, вероятно, он был отцом Иргали. Это утверждение носит интуитивный характер. В таком случае Алтынбай-отец Иргали родился в конце XVI века и является самым «дальним» и единственным нашим родственником, живший в том славном веку. Думаю, что в ближайшее время эта гипотеза окажется обоснованной архивными данными. В таком случае окажется, что на сегодняшний день известно тринадцатое поколение моих предков. На самом далеком временном расстоянии находится сам Алтынбай. Тогда мое генеалогическое древо заимеет следующий вид. История развития генеалогического древа рода Алтынбая - student2.ru

В самой верхушке древа находится мой сын – Тагир.

Тагир Каюмович Тагиров родился в 1992 году в городе Уфе. В настоящее время он учится в лингвистическом классе гимназии №3. Владеет пятью языками: башкирским, русским, английским, татарским и французским. Призер районных, городских олимпиад по языкам. В 2009,2010 годах участвовал в республиканских олимпиадах по английскому языку. Занимается в школе модели «Премьер». Тагир любит путешествовать, играть в футбол, баскетбол, теннис, кататься на коньках. В свободное время старается посетить бассейн. Обожает компьютерные игры. Посещает занятия по паркуру и хип-хоп.

Мою супругу зовут Зиля Рашитовна. Она училась и выросла в Архангельском районе. Под моим руководством в Кигинском районе прошла комсомольскую школу, была секретарем первичной комсомольской организации местного отделения Сбербанка СССР. Труды мои не прошли даром. После переезда в 1983 году в Национальный банк Башкирии она была вновь избрана секретарем, но уже первичной комсомольской организации финансового учреждения республиканского уровня. Любит путешествовать, изучать иностранные языки.

В генеалогическом древе по нисходящей линии в третьем поколении нас представляет мой отец Тагиров Кавый Тагирович, 1928 года рождения, многие годы работал в колхозе имени Фрунзе и Алагузовском отделении совхоза «Абдрезяковский» Кигинского района. Ныне занимается пчеловодством. Любит играть в шахматы. Односельчане знают его как добродушного, доброжелательного человека.

Мою мать зовут Тагирова Канифа. Мама родилась в деревне Алагуз в 1929 году. В детском возрасте осталась сиротой. Их было четверо детей: Галима, Ахат, Канифа и Валима. С малых лет она работала в колхозе. Росла в лишениях и голоде. Трудовой стаж составляет около 40 лет. Любит петь, слушать народную музыку. Моя мама – замечательный человек, женщина с большим сердцем и большой душой. Бабушка Мухтарама, мать моей матери, была представителем одного из состоятельных семей Белокатайской волости. Его брат Ахметсафа являлся очень предприимчивым человеком, нажил еще в советское время немалое богатство. В лихие 20-е годы XX века прадедушка и прабабушка по линии матери моей мамы были раскулачены и отправлены в Сибирь. О дальнейшей их судьбе пока моим родственникам и мне ничего неизвестно. Со временем мы внесем ясность в эту историю. Дедушка по материнской линии является одним из отпрысков рода Алазуз. Был красногвардейским командиром.

Кавый и Канифа имеют пятерых детей: дочь Зухру, сыновей – Зуфара, Каюма (автора книги), Саммата и Барыя.

Зухра окончила Башкирский государственный университет. Многие годы своей жизни посвятила партийной и профсоюзной работе. Прекрасно поет, неплохо владеет сценической речью. Ее муж – Талгат-врач, возглавлял одну из крупных больниц города. В настоящее время продолжает свою трудовую деятельность. Лилия – дочь Зухры – врач- педиатр, вышла замуж за хайбуллинского парня Фаяза. Сегодня воспитывают сына Рамазана. Зульфия – ее вторая дочь, имеет высшее экономическое образование, работает в одном из крупнейших предприятий Стерлитамака. Ее муж Альфред, выходец из Стерлибашевского района. Их сына зовут Искандер.

Зуфар – второй ребенок в семьи Тагировых. Трудился в сфере нефтяной промышленности, теперь – коммерсант. Много времени уделяет социально-культурному спонсорству. Под его руководством в деревне Алагуз построена мечеть «Тагир». В молодости увлекался национальной борьбой. Его жену зовут Лена, уроженка Миякинского района. По специальности – медик. В настоящее время трудится в одном из предприятий пищевой промышленности города Стерлитамак. Зуфар и Лена имеют двух дочерей. Айгуль – адвокат, Альмира – экономист. Айгуль имеют семью. Ее муж Артур родился в морском городе Калининград.

Саммат – четвертое дитя. С детства был старательным и прилежным ребенком. Закончил, как и его супруга, Резеда, Башкирский сельскохозяйственный институт. Саммат проработал во многих сельскохозяйственных предприятиях Кигинского и Белокатайского районов. Сегодня занимается предпринимательской деятельностью в своей родной деревне. Увлекается шахматами и национальной борьбой. Резеда, уроженка соседнего села Абзаево. Она трудолюбивая женщина, доброжелательна, мягка в общении с односельчанами. Много времени уделяет воспитанию детей. Их сын Ирек окончил Башкирский государственный педагогический университет. Он является компьютерщиком, неплохо разбирается в системном администрировании. Розалия завершила Республиканский экономический лицей, поступила на математический факультет Башкирского государственного университета. Зульфира – учащаяся Северо-восточного республиканского башкирского лицея, расположенного в селе Месягутово. Учится прекрасно. Зульфира является участницей нескольких республиканских конкурсов: «Урал-батыр». В 2009 году она завоевала Гран-при республиканского конкурса. Молодец. Первый крупный успех рода Алтынбаевых в последнее время на этом поприще.

Барый – самый младший ребенок Кавыя и Канифы. Окончил Башкирский сельскохозяйственный институт. Одним из первых на северо-востоке Башкортостана открыл производственный кооператив и ставил малый бизнес. Сегодня возглавляет КФХ «Ик», находящееся в нашей деревне. Его любимым занятием является куреш. Жену Барыя зовут Альбина. Она родилась в селе Ново-Белокатай. Окончила Башкирский государственный педагогический университет. Трудовую жизнь начала на освобожденной комсомольской работе. Ныне трудится в качестве заведующей одного из детских садов села Ново-Белокатай. Их сын Марсель – студент второго курса Уфимского государственного нефтяного технического университета. Увлекается баскетболом и футболом. Дочь Эмиля – учащаяся местной школы. С желанием ходит в музыкальную школу.

Мнавара эбей – сестра отца, 1924 года рождения, недавно мы отметили ее 85 летие. Ее мужем был Сабирьян быуай, мудрый и умный человечище своего времени. Мнавара эбей воспитала семерых детей.

Старшая дочь Танзиля живет в городе Кемерово. Ее дети Сергей и Лена имеют сына, дочь и дочь соответственно. Она прабабушка. Внучка Крестина родила дочурьку. Ей дали имя Дарья. Мнавара эбей сейчас прапрабабушка.

Талгат агай живет в Сибае. Жена Талгата агая, Джавгара, родилась в станции Альмухаметово Абзелиловского района в многодетной семье, по призванию учитель. Их дочь зовут Светлана, которая в настоящее время проживает в городе Стерлитамаке. Имеет сына. Второй ребенок Талгата – Ринат, после школы отслужил, женат, растит дочь.

Тавкалин – окончил Башкирский сельскохозяйственный институт. Квалификация – инженер-механик, работает в сфере нефтегазовой промышленности. Его жену зовут Тансылу, а дочерей – Лейсан и Айгуль. Лейсан обучается в Башкирском государственном медицинском университете, замужем, растить дочь, а Айгуль – студент Стерлитамакской государственной педагогической академии.

В семьи Ахмедьяновых четвертой является Зульфия. С сыном Раяном и дочерью Розалией живет в Уфе, работает в республиканской художественной гимназии-интернате имени Касима Давлеткильдеева в качестве учителя математики. Недавно она отмечена почетным знаком «Отличник образования Российской Федерации». Зульфия – человек творческий, увлекается лыжным спортом. Она становилась неоднократной чемпионкой Кигинского и Дуванского районов по лыжам. В молодости увлекалась художественной гимнастикой.

Последующим представителем клана Ахмедьяновых является Рафиля. Окончила Саткинское медицинское училище. Работает в Уфе. Имеет сына и дочь – Владислава и Раушанию. Владислав женат. Имеет ребенка.

Сания – единственный ребенок моей тети Мнавары, кто связала свою судьбу с родной деревней Алагуз. В настоящее время является социальным работником. Мужа Сании зовут Фанис. Свои умения и навыки он отдает малому предпринимательству. У них трое детей – Ришат, Ильгизар, Неркес.

Фанзия самая младшая дочь Мнавары. По профессии – продавец и повар. От первого брака – сын Альберт, дочь Алия, от второго брака – сын Вадим. Фанзия в молодости увлекалась лыжами.

Газизьян – младший в троице родных отца, мой родной дядя. Родился Газизьян Тагирович 1937 году, учился в Алагузовской начальной и Абзаевской средней школах. После армии окончил Башкирский сельскохозяйственный институт. Продолжил трудовую биографию в Альмухаметовском элеваторе Абзелиловского района главным инженером, затем – директором этого же предприятия. В 70-е годы трудился инженером в Бирском хлебоприемном пункте, главным инженером Сулеинской межрайонной органиции «Сельхозкомплект», в 80-е годы – директором Сулеинской межрайонной базы Башпотребсоюза. В студенческие годы Газизьян Тагирович защищал честь института в республиканском масштабе по борьбе самбо. Он является сильным шахматистом. Несколько лет подряд был ведущим тренером в школе Бориса Спасского в городе Сатка. Жена Газизьяна Тагировича – Гаугара, воспитанница школы-интерната №1 г.Уфы, окончила географический факультет Башкирского государственного университета. Они воспитали сын и дочь. Гульнара обучает детей. Ее сын Идель – школьник. Он увлекается многими видами спорта, часто выступает в составе команды города Стерлитамака на республиканских соревнованиях. Сына Газизьяна Тагировича зовут Азамат. Азамат имеет высшее образование. Работает в одном из предприятий города Сатка Челябинской области. Супругой Азамата является Азалия. Воспитывают сына Салавата и дочь Аделину.

По линии моей матери выстраиваются следующие ветви. Моего дедушку звали Фазлиахмет, который был самым старшим сыном Байрамгула. Остальные дети Байрамгула – Гайнисафа, Хажиахмет, Гайни и Валиахмет. Расскажем подробнее о детях каждого из них.

Как уже мы написали, у Фазлиахмета и Мухтарамы (о ее генеалогическом древе мы вкратце тоже изложим в этой книге позже) родились дети: Галима, Ахат, Канифа, Валима.

Галима родилась в 1924 году. Во время войны была призвана в трудовую армию, где потеряла здоровье. Мужа звали Агзям. Жили в деревне Васелга Белокатайского района, которая находится в 4-х километрах от деревни Алагуз. От Галимы родился сын Рамиль. Рамиль живет в селе Майгазы Белокатайского района, по профессии тракторист широкого профиля. Имеет дочь.

Ахат быуай родился в 1927 году. Многие свои годы отдал трудовой армии и в результате этого приобрел болезни дыхательных путей. Трудился Ахат быуай в ферме Алагузовского отделения Абдрезяковского совхоза животноводом. Был передовиком производства. Жену звали Гарифа эбей. Она уроженка нашей деревни. Ахат воспитал двоих детей: сводную дочь Райму, 1951 года рождения и сына Миндуллу, 1963 года рождения.

Райма закончила Алагузовскую восьмилетнюю школу и приобрела профессию крановщицы. Добросовестно трудилась в строительном комплексе города Златоуста. Ныне живет в городе Миассе. Ее старший сын только что отслужил в Российской армии, младший успешно закончил учреждение среднего профессионального образования.

Миндулла родился, воспитывался и вырос в деревне Алагуз. В 1989 году переехал в город Златоуст, в 1991 году женился на девушку по имени Вазифа из деревни Новояушево Мечетлинского района. Сейчас Миндулла работает на кирпичном заводе в городе Миаас, расположенный в 40 километрах от города Златоуст. Имеет профессию тракториста. Миндулла и Вазифа «поднимают на ноги» двух дочерей. Старшую из них зовут Леной, а младшую Юлией. Вазифа трудится в одном из детских дошкольных учреждений города Златоуст. Семья живет в частном доме.

Валима апай родилась в 1939 году. Большую часть жизни прожила в Алма-Ате. Трудовую жизнь начала в городе Златоусте. Затем переехала жить в город Наманган. Со временем переселилась в Алма-Ату. Жизнэй Равиль родился в Китае. Это объясняется очень просто. После Октябрьской революции в целях сохранения собственных жизней его родители были вынуждены выехать за рубеж, так как представляли людей из богатых элит Казани. Ведь тогда разговор с богатыми был короткий – к стенке и расстрел. Жизнэй Равиль любил технику, был таксистом. Валима апай и Равиль жизнэй воспитали дочь Альфию и сына Шамиля. Сегодня Альфия и Шамиль – стерлитамаковцы.

Альфия работает в частной фармацевтической аптеке. Мужа зовут Радик. Они воспитывают сына Анвара. Альфия трудолюбивая, старательная женщина. Любит слушать и вести разговор на различные темы жизни.

Шамиль трудится в сфере предпринимательской деятельности. Дела у него идут неплохо. Недавно построил хороший коттедж, имеющий современный дизайн и высокую техническую оснащенность. Его жена Руфина тоже выросла в Алма-Ате. Она медик. Признавалась лучшим врачом-гинекологом города Стерлитамака. Детей зовут Диляра, Тагир, Амир. Диляра и Тагир школьники. Они серьезно занимаются музыкой. В этом году закончили класс фортепьяно. Анвар родился в 2008 году. Ему еще расти да расти.

Хочу несколько предложений посвятить родственникам мамы по ее отцовской линии.

Гайнисафа самый старший ребенок Байрамгула. У Гайнисафы был сын Хурмат.

Следующий родной человек деда – Хажиахмет, который младше Фазлиахмета. Продолжателями хажиахметовского наследия выступили Фатхия, Зекер, Мунир. От Фатхии родились Люция (с.Майгазы), Ида (г.Златоуст). От Зекера – Альфира (с. Верхние Киги), Юлай, Эльвира (г.Златоуст), Рамиль, Юрис, Ильшат. Последние двое трудятся в Сибири. Зекер быуай работал управляющим Алагузовского отделения Абдрезяковского совхоза. Работал умело и продуктивно. Самое цветущее время деревни приходится на время его руководства. Супругу Зекера быуая зовут Бану. Она живет в деревне Алагуз.

Второй сын Хажиахмета – Мунир, который всю свою жизнь посвятил лесному хозяйству. Перед пенсией возглавлял Кигинский межколхозлесхоз. Спутник его жизни Роза апай. Учительствовала в Верхнекигинской средней школе №2. Вела уроки математики. Имя старшего сына Мунира агая – Марат. В его семьи еще несколько сыновей. Все они успешно трудятся и ведут семейную жизнь.

Гайни, дочь Байрамгула, создала семью в деревне Старая Маскара Белокатайского района. Дети – Загит, Гуфра, Миндигуль, Рамиль. Больше всего в этой ветви я знаю Миндигуль апай. Живет с мужем в Уфе. Ее сына зовут Фаниль, дочь – Гульнара.

Валиахмет – самый плодовитый представитель Байрамгуловского рода. Он женился трижды. От первой жены родился Нутфулла. Сыновья Нутфуллы – Нуриман, Данис, Данир, Галхайдар, Айдар. Из них трое живы. Данир и Галхайдар имеют семьи. Данис холост. От второй жены Валиахмета родились четверо, от третьей трое детей. Эти его отпрыски преимущественно живут в Челябинской области.

Со стороны бабушки Мухтарамы известны для меня Ахметсафа, ее племянник – Зулькарнай (Его сын Зуфар с семьей проживает в Новом Белокатае). Бабушка жила в деревне Новая Маскара Белокатайского района. Ее родители были богатыми людьми. В советское время их семья была раскулачена. Из Сибири, кроме Ахметсафы, никто не вернулся. Ахметсафа жил достаточно прилично. Держал пчел, достаточное количество скота. Любил заниматься садоводством.

Моего деда по отцовской линии звали Сахаутдинов Тагир. Он родился в 1889 году. Прожил 87 лет. Умер 27 ноября 1976 года. В деревне его уважали за смелость и силу. Участвовал в гражданской войне 1917 года. Во время Великой отечественной войны (к началу войны ему было 52 года) работал на лесозаготовках. Всю жизнь посвятил колхозному делу. Моя бабушка выходец из деревни Сагирово Кигинского района, дочь муллы. Она была женщиной ни из робкого десятка. Была очень смелой и трудолюбивой женщиной.[35]

Моего прадеда зовут Сахаутдин. Их было 10 братьев. Сахаутдин родился четвертым в 1840 году. Состоял на службе в Алагузовской мечети в качестве мазина.

Шестое поколение по нисходящей линии представляет наш род Мухаметшарип Иралин. По моему мнению, он был единственным ребенком. Родился Мухаметшарип в 1802 году. В 14 лет женился на 18летнюю девушку. Служил в царской армии. Вернулся в звании хорунжия, младшего офицера. Имел 4 жен, от которых родились 10 сыновей. Самый младший из них Мухаметхази родился в 1856 году. Мухаметхази был отцом Ямили Сайфутдиновой, помогавшей в 1997 году мне составить шежэре жителей деревни Алагуз.

Отцом Мухаметшарипа является Ирали, жившей в первой половине XVIII века. К сожалению, в исторических документах отсутствуют документы, упоминающие об Ирали.

На истоке рода в восьмом колене стоит имя Мусы. Полное имя Мусы звучит как Мусакалим, который был сыном Киекчи. Мусакалим родился где-то 1710 году. Он был самым младшим сыном Киекчи, а Бакын был самым старшим. Так как Кабыл родился в 1734 году, то Алагуз родился где-то в 1700-1704 годах. Такое утверждение под собой имеет логичное обоснование.

Анализ истории рода Киекчи показывает, что во многих случаях первые дети рода Киекчи рождаются, когда их отец достигает возраста от 30 до 40лет. Например, Тагир Сахаутдинов родился в то время, когда его отцу было 49 лет. Когда Тагиру Сахаутдинову было 39 лет, тогда родился сын Кавый. Мой Тагир родился, когда мне было 35 лет. По всей вероятности Алагуз родился не позже 1704 года, Бакын – 1670 года, Киекчи – 1640 года. По устным источникам (рассказы Ямили Сайфутдиновой) Киекчи был сыном Иргали, а Иргали – Алтынбая. Следовательно, Иргали родился в начале XVII века. Логически выстраивая ряд до первого приближения, мы переступаем в XVI век, в котором жил Алтынбай. Алтынбай родился в 1570-1575 годы.

Киекчи стал известен нам благодаря своему сыну Бакыну. Киекчи, как я уже писал, первым упоминается в исторических документах в 1736 году как отец Бакына. Семья у него была большая. Неслучайно в одном из обращений башкирских старшин к провинциальному начальству только его дети упоминаются как Киекчины дети. Нам известно, по крайней мере, четверо сыновей Киекчи. Это братья Бакын (1674), Сабан, Субак, Мусакалим (1710). Старшина Киекчи был одним из представителей пассионарной элиты северо-восточных башкир. Он участвовал во многих восстаниях второй половины XVII века.

Иргали, как и его отец Алтынбай, жил в бурное время. Именно поколение Иргали выросло в период формирования новых общественно-политических условий жизнедеятельности северо-восточных башкир и получения ими подданства русского государства.

Алтынбай остается для нас самой легендарной личностью по ряду причин. Он был одним из вождей объединения башкир-дуванцев, которые в конце XVI века не зависели ни от какого царства и ханства, жили самостоятельно и сами определяли характер жизнедеятельности населения северо-восточного края. Во-первых, северо-восточные башкиры не входили ни в какое государственное образование. Во-вторых, имели свою территорию расселения. Они сами определяли политику взаимоотношений с соседними территориями. Эта территория имела свою экономическую базу, она самостоятельно определяла внешнеэкономические отношения, вела свободную торговлю, имела свои меры исчисления, «деревянные» деньги.

Войско представляло собой объединение войск этнических групп. Управление осуществлялось через совет старейшин трех этнических групп. Высшим органом правления являлся канаш. Все важные политические и социально-экономические проблемы северо-восточных башкир рассматривались и решались в канаше.

Итак, в конце XVI века и начале XVII века жизнеустройство северо-восточных башкир было организовано на основе стандартов государственности. В связи с этим можно говорить о локальной государственности северо-восточных башкир на протяжении более полувека. Можно с уверенностью утверждать, что северо-восточные башкиры имели в этот период свое государство, отвечающее всем канонам этого понятия. Неплохо бы, исследуя данный период истории северо-восточных башкир, более подробно написать об этих событиях их жизни. Как писали историки, башкирцы-дуванцы были многочисленным и сильным объединением башкир и поэтому другие консорции башкирского этноса опирались на их могущество. Поэтому добровольное вхождение северо-восточных башкир к российскому государству происходило постепенно с учетом интересов и соседних башкирских объединений – протекторатов Руси. Башкирцы-дуванцы-алагузы в этом процессе сыграли немаловажную роль.

4. Историко-документальные исследования развития деревни Алагуз[36] [37] [38] [39]

Далее мы будем писать о документально известной истории моего края.

История развития генеалогического древа рода Алтынбая - student2.ru

Перейдем к изложению и анализу фактического материала. Вначале приведем несколько документальных данных о Киекчи.

1736 г. февраля 21. – Допросные речи башкира Сибирской дороги Сабангула Баракова о посылке его от Юсупа Арыкова к зауральским башкирам, о походе башкир против отряда А.И.Тевкелева и их намерении напасть на провиантский обоз.

1736 г. февраля 21 дня. Против приводу ясашных татар Масковых Уфинского уезду, Сибирской дороги, деревни Ыкулбаевой башкирец Сабангул Бараков допрашиван, а в допросе показал:

Вопрос:

1) Кто тебя посылал в зауральские волости и зачем и с кем имени?

Ответ:

1) Посылал меня с товарыщи Дуванской волости з башкирцом Бакыном, Кушнийской волости Кулаем Аиповым Юсуп вор с товарыщи в зауральские все волости, живущие на Сибирской дороги и близ русских жильев, о совокупление, что с весны идти на русские слободы и деревни войною, рубить и раззорять всех русских, також мешеряков и ясашных татар.

Вопрос:

5) Означенные товарыщи от тебя где отстали и зачем?

Ответ:

5) Означенные товарыщи Бакын и Кулан остались в Мекетинской волости у башкирца Кулакая Букаева. А оттоле хотели ехать в ту же волость Июхамбету-сарту о показанной же подготовке к возмущению войны, А едут под видом торга, дабы не могли протчие кто из мещеряков и чюваш дознатца.

Мой комментарий:

Как уже было указано выше, Бакын участвовал в восстании башкир 1736 года. Он стал одним из идейных вдохновителей этого восстания. По данным, хранящимся в архивах, под видом организации торговых дел, Бакын Киекчин выезжал в зауральские волости и призывал башкир этих территорий подняться к восстанию. Эти события показывают, что доверие руководителей восстания к Бакыну было абсолютным и он пользовался особым доверием среди башкир. Восстание было направлено на недопущение захвата земель и против политики разорения башкирских сел.

Воспитать пассионарную личность – личность Бакына могли только люди с особым подходом к воспитанию. Мугаллимами Бакына были его отец-старшина и мать, и конечно, его собственный родной народ. Родители Бакына сумели привить ему умение слушать, общаться и убеждать людей. Об этом говорят исторические документы, подтверждающие его особый дар вести умелый диалог с башкирскими старшинами и башкирами разных родов, убеждать их в необходимости тех или иных действий в зависимости от сложившейся исторической ситуации. Родители Бакына серьезно отнеслись к воспитанию у него черт лидера, организатора. Поэтому, благодаря полученным в детстве знаниям, Бакын Киекчин продолжительное время был одним из авторитетных старшин Дуванской волости. О нем хорошо знали и в других башкирских волостях, часто советовались, а когда становилось необходимо, обращались к нему и за помощью.

Продолжим изложение исторических документов.

1736г. Августа не позднее 21. – Письмо башкир Сибирской дороги Чураш батыра Келдышева с товарыщами в Уфимскую провинциальную канцелярию о причинах их восстания и о поставленных ими условиях его прекращения.

Токмо ныне за неволею в таком замешании пришлись, что

1) Учинилось боле от трех башкирцов, которые были в Москве без ведома всех 4-х дорог и получали от е.в. жалованья.

2) От строения в нашей земле городов.

3) От напрасного разорения мурзою (от автора – в сноске говорится о А.И.Тевкелеве) находящих по присяжной должности в верности башкирцов, собрав к себе мещеряков и черемис и горных татар, которые живут на нашей земле, от чего и принуждены были мы в замешани притти.

Имена башкирнских разных волостей: Илинской волости Чюраш-батырь, Кудейской волости Елдаш-мулла, Трукменской Юсуп, Кудейской же Девлатали, Мурзаларпской Рыскозан, Тюбеляцкой Мусакай, Юсуп-тархан, Дуванский Баки.

Мой комментарий:

Башкиры остро переносили проявления несправедливости. Переселенцы из других краев Российского государства не только не отблагодарили их за предоставленное убежище на земле дуванцев от преследования царских властей, а со временем стали разорять этот добрый и благодушный народ. Мещеряки и черемисы и горные татары забыли недавние свои беды и принялись притеснять коренной народ – дуванцев. Такое положение не устраивало автохтонцев. Поэтому они и обратились с письмом в Уфимскую провинциальную канцелярию.

Интерес представляет также следующее описание минувших событий.

1736г. октября 11. – Сказка мишаря Сибирской дороги Айлина А.И. Тевкелеву о нападении башкир Айлинской волости под руководством Тюлкучуры Алдагулова на деревни мишарей.

1736г. октября 11. При Челяби явился полковнику Тевкелеву Уфинского уезду, Сибирской дороги, деревни Юкалы-куль мещеряк Муслюм-мулла Айлин и словесно объявил:

Ныне, тому недели з 2, слышал он Тырнаклинской волости от Хозеяра Баксынова, Байбулата Иткусюкова и от сына Салиха Байбулатова, что призывали вора Тюлькучуру Айлинской волости Заит Минлигозин, Абубекир Кулачев, Тырнаклинской волости Кучук Чернакеев, Сартларской волости Калмаккул, Дуванской волости Мандар, Бакын Киикчин… для того, что приехали де мещеряки и Рахмангул с сыном Козяшем в свои жилищы, и отом, собравшись подумаем. И оной де Тюлькучура, собравшись в дву стах человеках, приехал в деревню Аликееву и поймав оной деревни сарта Аликея и свезав ево, били и гоорили: но что де ты, Аликей, ездил в Кунгури возил письма?... И они, Тюлькучура с товарыщ, промеж собой предложили, что де впредь, кто башкирцы или мещеряки будут ездить в городы и возить письма и с нами не будут соединяться, тех бить до смерти.

Мой комментарий:

Представители некоренных этносов продолжали притеснение автохтонных народов. Они постоянно выезжали в уездные центры, чтобы информировать власти о «неблаговидных действиях» дуванцев по отношению к ним. При этом с жалобами выходили не рядовые представители переселенцев, а духовные лидеры этих диаспор. В данном случае, как указано в письме, мещеряк из деревни Юкаликуль Мюслим-мулла Айлин.

Со временем отношение к повстанческому движению постепенно изменялось. Об этом говорят такие факты.

1737 г. февраля 10. – Письмо Килмяка Нурушева с товарищами башкиром Сибирской дороги Елдашу Сыярембетову с товарищами с призывом к презду их в г. Уфу.

От дального разстояния ближним сердцем Нагайской дороги, Юрматинской волости от меня, бедного Кильмяка-муллы Нурушева, от Шекыра Еменеева, от Елдаша Егулова… с товарыщи Сибирской дороги, Кудейской волости Елдашу-мулле Сыямбетеву, Исмаил-тархан Сунгурову…Дуванской волости старику Мандару да Бакыну, Кощинской волости Аипу-старику, всем, большим и малым ниской поклон.

Ежели про нас станите спрашивать – слава богу, ныне приехали с некоторыми Нагайской дороги старшинами город Уфу, и получа от е.и.в. матерную к себе всемилостивейшую в винах прощение и милости господ судей, находимся во всякой радости. При сем Объявляем вам: Нагайской дороги к оставшимся старшинам послали, чтоб вам приехать в город Уфу в скором времени; також де и вам по полученеи сего письма, не умедляя, посылая исвести другим, без всякой опасности приехать, что всемилостивейшая государыня нашу вину подлинно всемилостиво соизволоила простить, дабы неприезжанием т вашим в делах наших от е.и.в. всемилостивейшей государыни нашей не принять вам гнева.

1737 году февраля 10 дня к сему письму во уверение за себя и за товарищей я, Кильмяк-мулла.

Мой комментарий:

В начале 1737 года российские власти решили смягчить влияние повстанческого движения. Они провели ряд «успокоительных» мероприятий. Например, пригласили старшин Юрматинской волости в Уфу, чтобы сообщить им о прощении е.и.в. всемилостивейшей государыни за участие в восстаниях. Прощение всемилостивейшей государыни юрматинцы приняли охотно: «и получа от е.и.в. матерную к себе всемилостивейшую в винах прощение и милости господ судей, находимся во всякой радости». После этих событий, конечно не без подсказки уфимских властей, юрматинец Кильмяк-мулла обратился к старшинам Сибирской дороги с просьбой последовать примеру старшин Юрматинской волости и приехать в Уфу.

Ход дальнейших событий показал, что создание условий толерантного отношения к башкирам могло стать наиболее эффективной политикой построения взаимоотношений между властями и башкирами. Однако время было упущено. Кровавые бойни 1737 года, устроенные царскими властями, не имели аналогов во всемирной истории и оставили глубокий след в памяти башкирского этноса. И тогда, и сегодня, и когда-нибудь в будущем эти незаживающие духовные раны нации вряд ли будут стерты из генетической памяти башкирского народа.

1737 г. марта 23. – Письма старшины Козяша Рахмангулова А. Лихачеву о силах и намерениях восставших башкир под руководстом Мандара Карабаева.

Наши рекомендации