Понятие и виды ценности
Аксиология – наука, изучающая понятие и виды ценности. Ценность – способность явлений воздействовать на субъекты таким образом, что они воспринимаются как блага, побуждающие стремится к ним.
Ценность – предмет в его связи с человеком. Ценности всегда воплощаются в человеческом поведении (поведение субъекта представляет собой демонстрацию признаваемых им ценностей).
Виды ценностей:
1. –
a. Положительные
b. Отрицательные (антиценности)
Ценностью признается все то, что значимо для человека, но это значение может быть и отрицательным. Данное деление не является общепризнанным.
2. –
a. Материальные
b. Духовные
3. –
a. Личные (для одного человека)
b. Сверхличные (для определенной социальной общности)
Зависит от того, кто является субъектом восприятия ценности.
4. –
a. Абсолютные (возможность их выделения существует только при признании существования абсолютной ценности, относительно которой все другие будут иметь подчиненный характер). Абсолютная ценность может быть только одна.
b. Относительные
Монистические системы ценностей – те, которые признают существование абсолютной ценности (характерна иерархия ценностей).
Плюралистические (релятивистские) системы ценностей – отрицают возможность существования абсолютной ценности и признают множественность равнодостойных ценностей.
Пример монистической системы – любая монистическая религия. Христианство, ислам. Пример плюралистической системы – либерализм.
Понятие и виды правовых ценностей
Два вида правовых ценностей:
1. Ценности права (базовые, сущностные, эйдетические) – ценности, присущие праву как специфическому явлению (присущи любому историческому типу права).
a. Ценность структурных элементов права: права, обязанности и нормы права (правомочия). Субъективное право – правовая свобода субъекта, направленная на достижение цели путем властного определения поведения обязанного лица.Ценность правовой обязанности в том, что она направлена на реализацию субъективного права (удовлетворение интересов управомоченного лица). Ценность правовой нормы определяется ценностью субъекта, она воспринимается как основа субъективных прав и корреспондирующих им правовых обязанностей.
b. Ценность права как целостной системы
i. правовой порядок (право всегда предполагается как целенаправленное и определяемое нормами взаимодействие между людьми, следовательно, право не есть беспорядок)
ii. свобода (правопорядок важен как условие возможности и результат координированных действий субъекта) – возможность самостоятельно выбирать тот или иной вариант поведения, право – упорядоченная свобода
iii. равенство (субъекты равны постольку, поскольку они участники определенного правопорядка и являются носителями взаимных прав и обязанностей. Равенство есть там, где разные субъекты, но в равной мере подпадает под действие одних и тех же правовых норм; невозможность отмерить каждому члену общества индивидуальную меру свободы, обусловленную необходимостью существования общих правовых норм, которые адресуются неопределенному кругу субъектов. Право уравнивает людей.
iv. Справедливость – соответствие должному. Должное – социально признанное. Правовой порядок, основанный на социально признанных, а, следовательно, общеобязательных нормах, есть справедливый порядок.Обращение с одинаковым правом к разным людям справедливость.
2. Ценности в праве (инструментальные, социокультурные). Право – инструмент реализации определенных социокультурных ценностей. Социокультурные ценности – ценности, которые зависят от социокультурного развития конкретного общества, они не универсальны.
Правосознание
Понятие и структура
Право не существует вне правосознания, но из этого не следует что оно равно правосознанию.
По классической науке: сознание – субъективный образ объективного мира. Правосознание – субъективный образ правовой действительности. Вне классической науки: главное свойство сознания – деятельный характер. Сознание не отражает социальной действительности, а само ее формирует.
Сознание:
1. Рациональный элемент
2. Эмоциональный элемент (ценностный)
3. Волевой элемент