Особенности происхождения государства у отдельных народов

Азиатский способ производства»

В государствах Древнего Востока: Египте, Вавилоне, Китае, Индии

Причинами возникновения государства явились: потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в целях развития поливного земледелия (иначе на этих землях заниматься сельским хозяйством было нельзя); необходимость объединения в этой связи больших масс людей и территорий и, соответственно, учреждение единого, централизованного руководства этими массами.

Аппарат государства вырос из структур управления родоплеменными объединениями. А поскольку, постепенно отдаляясь от простых общинников, он приобретал свои специфические интересы, аппарат превратился в силу, эксплуатировавшую труд общинников. Три ведомства — финансовое, военное и публичных работ — составили «стержень» публичной власти.

Общим для всех восточных государств являлось: господство государственной и общественной собственности на основные средства производства, в особенности на землю, вследствие чего разделение общества основывалось не по признаку наличия или отсутствия собственности (как это было характерно для Европы), а по занимаемому человеком социальному положению в иерархической государственной структуре; обладание мощным чиновничьим аппаратом, который фактически и являлся собственником средств производства; строжайшая централизация государственного аппарата, во главе которого находился абсолютный монарх, олицетворявший само государство и являвшийся воплощением Бога на земле.

Таким образом, отсутствие на Востоке понятия частной собственности, неотъемлемого элемента Европейской системы, составляет главное отличие JT «азиатского способа производства».

Античные государства

По другому историческому пути шел процесс формирования государства на юге Европы - в древних Афинах и древнем Риме. Здесь определяющим фактором явилось появление частной собственности на землю, скот, рабов и, как следствие этого, раскол общества на классы.

Афины и Рим — это классическая, или чистая, форма возникновения государства, являвшаяся в значительной степени типичным примером образования государства вообще. Государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, зародившихся внутри родового строя, без влияния каких-либо внешних факторов.

Вывод: для становления античных государств характерно последовательное разложение родового строя в процессе перехода от коллективной к частной собственности, прежде всего на землю.

Государства Европы

Государства Западной и Восточной Европы относят к так называемым государствам вторичного типа, поскольку они унаследовали в своем развитии черты первичных государств, прежде всего Римской империи, но в то же время имели собственные характерные черты.

Франкское государство возникло иначе, чем античные и восточные государства. Здесь большое значение имел фактор завоевания и подчинения варварскими племенами территории Римской империи. Завоевание ускорило и стимулировало государствообразующие процессы.

4. Образование государства у славянских народов также стало следствием длительного процесса их социально-экономического развития.

Специфика возникновения Российского государства настолько очевидна что является непреложным фактом создание своего рода особого типа цивилизации, весьма отличной от всех иных государств. Имеется много факторов, повлиявших на становление Древнерусского государства, главными из которых являются:

1) географический — огромная протяженность страны, наличие неисчерпаемых ресурсов для развития земледелия, богатства недр и многое другое в значительной степени предопределили особенность формирования и развития российской государственности;

2) колонизация как следующий принципиально важный фактор — из-за огромности пространств, по емкому высказыванию В.О. Ключевского, «история России есть история страны, которая колонизируется». Колонизация определила движение славянских племен, его направление и способствовала созданию единой народности;

3) внешний фактор связан с признанием роли варягов в становлении нашей государственности.

Происхождение права

Восточный путь происхождения права Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы,низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющихрезервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но современем они обособились в особую группу управленцев. Социальнаядифференциация в восточном обществе происходила на основе политическогонеравенства (функциональная система) - положения личности в системе власти.Экономика основана на государственной и общественной форме собственности,частная собственность не играет значимой роли. Это характерно для техстран, в которых господствующее положение занимала государственнаясобственность. Основной источник (способ фиксирования правовых норм) -сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характери дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениямимонарха. Западный путь происхождения права Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, котораяустанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокойстепенью формализованности и определённости. Очень хорошо развитогражданское право. Право возникает в результате имущественного неравенства,появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля,главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьбаимущих и неимущих. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности вгосударственном аппарате. Афины - классический пример такого путивозникновения права. Спарта - это государство отличается от афинского тем,что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена.Рим - здесь складывается похожая ситуация, но в процесс становления иформирования права активно вмешивается третья сила - плебс.

Типология государств

Тип государства это общие черты различных государств, система их свойств, характеризующаяся общими признаками.

Типология государства это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих гос. на группы дающие возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология проводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного.

Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (Маркс, Энгельс).

Выделяют следующие формационные типы государства:

-рабовладельческое государство – есть орудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда;

-феодальное государство - диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков;

-буржуазное государство – диктатура буржуазии, сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство);

-социалистическое государство по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Первые три типа охватываются родовым понятием – эксплуататорское государство, сущность которого в подавлении и эксплуатации одного класса над другим.

Социалистическое – это антиэксплуататорское, исторически последний тип государства, который по мнению Маркса, постепенно отмирает, выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Достоинства формационной типологии:

· продуктивная идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество

· показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

Смена одного типа другим - процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций, более прогрессивный нежели предыдущий. Недостатки формационной типологии:

· она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью

· недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные)

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер.

Цивилизация – есть замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, и других признаков.

Выделяют следующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового процесса, а внутри отдельной цивилизации, которая является как бы ветвями дерева, сосуществующими друг с другом. Движущей силой круговорота является творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

Достоинства цивилизационного подхода:

· определены духовные факторы, как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях.

· в связи с расширением диапазона духовных критериев, получается более географически заземленная типология государств

Недостатки цивилизационного подхода:

· недооцениваются социально-экономические факторы, зачастую определяющие политику конкретной страны.

· выделяя идеально-духовные факторы в качестве признаков цивилизации, авторы дают типологию не государства, а общества. Государство это полит. часть общества, которая имеет свои критерии, не совпадающие с критериями общества, как более широкого понятия.

Типология государства является способом познания, поэтому формационный и цивилизационный подходы дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Данные подходы могут и должны применяться и отдельно и в комплексе друг с другом.


Наши рекомендации