Внешняя и внутренняя политика византийской идеологии
Для византизма определяющим является замечательная мысль Соловьева о том, что Россия в одиночестве бессильна и только в союзе с другими народами она в состоянии выполнять свою всемирно-историческую миссию. Таким образом, сила России дана в единении с другими народами, в соборном единении с ними, тем самым именно в России даны все предпосылки для реализации соловьевской идеи о том, что «христианская семья народов не есть семья христианских народов». На деле внутренняя политика византизма может быть сведена к собиранию народов России в единое целое, где национальное, религиозное и все другие виды своеобразия должны быть не только сохранены, но и гарантированы в законодательном порядке. Россия должна быть матерью всех народов. Для византизма определяющим во внутренней политике является создание максимально благоприятных условий для духовного и экономического развития каждого народа независимо от его количественного соотношения и его конфессиональной принадлежности. Законом также должны быть регламентированы особые права традиционных религий России: ислама, иудаизма, буддизма. Также в законодательном порядке должны быть пресечены любые попытки, направленные на национальную или религиозную или и ту и другую вместе взятые ассимиляцию.
Однако решение всех этих вопросов, от которых по большому счету зависит быть или не быть этим народам, напрямую связано с судьбами русского народа. Возрождение русского национального самосознания, пробуждение державных традиций русской государственности (не в опошленном «демократами», горе-патриотами и шовинистами всех мастей смысле) станет залогом возрождения всех остальных народов, в противном случае все разговоры и проекты подобного рода становятся абсолютно бессмысленными.
Внешняя политика византизма тесно связана с внутренней и составляет с нею единое целое. Суть сказанного должна быть сведена к следующему. Все те республики бывшего Советского Союза, которые являются исторически неотъемлемыми частями византийского мира и в соответствии с конкретной геополитической ситуацией рано или поздно должны быть воссоединены с Россией на федеративных или на конфедеративных началах. Скажем из уже сложившейся конкретно-исторической ситуации Белоруссия воссоединится раньше, чем Украина, Армения раньше, чем Грузия. Сказанное должно иметь прямое отношение к Казахстану (южно-уральские русские земли) или как минимум к русскоязычному Северному Казахстану. Что касается республик Прибалтики, Средней Азии и Азербайджана, то они должны быть включены в сферу влияния (экономического, политического и т. д. ) России или же в случае неудачи полнейшей реализации этого плана разделены на сферы двойного влияния — России с одной стороны и США и Германии с другой стороны в Прибалтике, России — и исламского мира (особенно Ирана) с другой стороны в Средней Азии, России — Турции и США — в Азербайджане. Что касается «дальнего зарубежья», то установление тесных контактов со странами византийской Ойкумены тоже должно быть одной из приоритетных направлений в русской внешней политике. Каковы будут формы этого сотрудничества России с Грецией, Сербией, Эфиопией, Кипром, Болгарией и другими, будут зависеть от конкретной международной обстановки и решаться конкретно с каждой отдельной страной. Причем спектр этих отношений может быть очень широким: от политических и экономических соглашений и договоров — до установления даже конфедеративных отношений.
Если брать византийский мир в его совокупности, имея в виду не только «дальнее зарубежье», но и республики т. н.: «ближнего зарубежья», то складывается следующая картина, которая и будет «работать» в данном направлении в ближайшей исторической перспективе.
1. Те страны, которые открыто тяготеют к России, будут готовы к тесной интеграции с нею и даже к установлению каких-то общих с нею
государственных структур. Речь в данном случае скорее всего идет о чем-то наподобие конфедеративных отношений с Россией. Таковыми являются Белоруссия, Армения, Сербия.
2. Ко второй группе тяготеют страны, которые на сегодняшний день достаточно жестко отмежевываются от России, принимают активное участие во всех антирусских демаршах и уже сегодня готовы войти в состав НАТО и вступить в альянс с мировыми антирусскими силами. Это Украина, Грузия, Болгария, Румыния, Молдавия.
3. К третьей группе могут быть отнесены страны, которые занимают промежуточное место между первой и второй группами. Это — Кипр, Эфиопия, Македония, Словакия. Хотя такое их определение в определенной степени условно, поскольку даже по самым строгим критериям их отношение к России никак не может быть определено как недружественное. Единственное, что отличает их от стран первой группы — это неготовность, по крайней мере на сегодняшний день, к той степени сближения и даже интеграции с Россией, что отличает Белоруссию, Армению и Сербию.
И наконец, в силу ее особого места, должна быть рассмотрена Греция. Интегрированная довольно основательно в западные структуры, Греция в то же время является «ахиллесовой пятой» в системе НАТО и более того, в случае определенного развития событий может стать «пятой колонной» России в НАТО, каковой и является по своей потенциальной настроенности уже сегодня. В силу вышесказанных обстоятельств, Греция занимает промежуточное место между первой и третьей группами.
С учетом вышеизложенного анализа складывается следующая картина. Отнюдь не упрощая крайне сложную международную обстановку, особенно неблагоприятную для России, вместе с тем невозможно обойти стороной тот факт, что византистская политика на всех спектрах византийского направления является пробным камнем для возрождения величия России. Только активизируя себя на византийском направлении, Россия может вернуть утраченные ею мировые позиции, что позволит ей выступать на равных в решении судьбоносных международных проблем с такими гигантами как США, Германия, Китай.
Собирание византийского мира вокруг России со временем может сыграть решающую роль также в судьбах европейской цивилизации, поскольку локализирует «внутреннюю» угрозу, по крайней мере, минимизирует пагубное влияние американской псевдокультуры, «призванной» вестернизировать традиционные европейские ценности, а с другой стороны сведет на нет «внешнюю», поскольку ослабленная американизмом Европа может стать легкой добычей «третьего мира», особенно мусульманского и желтого Востока. Таким образом, византизм —
та самая «консервативная революция», которая призвана как сохранить национальное своеобразие России, усилить ее мировую значимость, вывести на первые роли славянство, так и спасти саму Европу от ее «деевропеизации».
Только сегодня, когда позади остался XX век со всеми гигантскими потрясениями и чудовищными экспериментами, становится ясной мысль Булгакова, высказанная в начале XX века. «Византизм есть, конечно, лишь более раннее лицо Европы же» (См. Булгаков С. Н. Соб. соч. в 2-х т., М. 1993 г., с. 549).