Изменения в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Оставляем в стороне все изменения, касающиеся натурализации и сокращения количества льгот, размера соответствующих денежных компенсаций и т.п. постольку, поскольку указанные вопросы заслуживают самостоятельного рассмотрения и частично были уже затронуты при анализе общих принципов проводимого реформирования и их конституционности. Остановимся только на изменениях, касающихся реабилитации инвалидов.
1. Первое, что хотелось бы отметить, – это четкое определение того, что вопросы реабилитации детей-инвалидов являются вопросами федерального значения. Исключение же регулирования данных вопросов из компетенции субъектов РФ и муниципальных образований не означает, что последние не вправе вводить дополнительные меры социальной поддержки и защиты детей-инвалидов помимо установленных федеральным законодательством. Данный вывод следует из уже изложенного нами понимания категории «совместной компетенции по вопросам социальной зашиты», закрепленной в Конституции Российской Федерации. Полагаем, что данный вопрос – один из основных, которые будет рассматривать Конституционный суд Российской Федерации.
2. Второй вопрос связан с оценкой Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 21 октября 2004 г. № 1343-р. А именно того обстоятельства, что он не предусматривает социальной реабилитации. На наш взгляд, указанное распоряжение может и должно в указанной части стать предметом оценки Конституционного суда РФ, поскольку его принятие вытекает из нормы закона, конституционность которой и будет проверяться в части обеспечения минимального гарантированного объема социальной защиты: не был ли он снижен нормативным актом правительства по сравнению с тем объемом, который установлен самим законом и международными актами.
Законодатель, давая в ст. 2 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» определение социальной защиты инвалидов, тем самым предусматривает необходимость создания системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. При этом среди основных направлений реабилитации (ст. 9) законодатель называет социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию. Назвав указанные меры в качестве основных, законодатель должен был предусмотреть механизм их реализации. В законе мы не найдем подобного механизма.
В качестве некой аналогии хотелось бы привести правовую позицию Конституционного суда РФ о пределах нормотворчества Правительства РФ при принятии норм, реализующих положения закона. Так, например, в силу п/п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставлено «лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей». Пунктом 3 указанной статьи установлено, что Правительством РФ при необходимости утверждаются «списки соответствующих профессий и должностей,, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии». Указанная норма закона неоднократно являлась предметом рассмотрения в Конституционном суде РФ по вопросу исключения из категории лиц, имеющих право на досрочное назначение пенсии, лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в негосударственных образовательных учреждениях и организациях, а также в учреждениях, прямо не поименованных в утвержденном Правительством РФ списке. Конституционный суд РФ (определение от 18 июня 2004 № 197-0, от 6 декабря 2001 № 310-О, постановление от 3 июня 2004 № 11-П), рассматривая данный вопрос, высказал правовую позицию о том, что из содержания пункта 3 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этих категорий работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство РФ связано не только законодательными нормами, но и обязано учитывать предписания статьи 15 (часть 1) Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции и международным договорам.
Практические последствия введения в действие «закона о монетизации» постепенно сводят на нет прогрессивные ростки либеральных законодательных изменений, которые пробились в сферу помощи детям с нарушениями развития в 90-е годы. В результате мы наблюдаем нарастающую дискриминацию и в соответствующем правовом регулировании. Особенно явно «ветшают» в нормативных актах некогда прогрессивные представления об образовании таких детей.
Глоссарий
СУБВЕНЦИЯ
от лат. subvenire - приходить на помощь) - вид денежной помощи местным бюджетам со стороны государственного бюджета, предназначенной на определенную цель. В случае нарушения целевого использования средств помощи, полученных в виде страховой суммы, они подлежат возврату в тот бюджет, из которого получены. С. следует отличать от дотации, при которой денежная помощь со стороны госбюджета не оговаривается никакими условиями, и от субсидии, обозначающей дотации, как бюджетам, так и различным организациям за счет средств бюджета или средств специальных фондов, создаваемых за счет взносов отдельных компаний и граждан.
ОБ ОРТЕЗИРОВАНИИ
Ортезирование – это консервативный метод лечения и предупреждения патологий опорно-двигательной системы (ОДС), заключающийся в том, что сохранение или восстановление формы и функций пораженных сегментов осуществляется с помощью специальных технических устройств - ортезов.
Ортезы могут выполнять следующие функции:
• фиксирующую, то есть, жестко фиксировать сегменты ОДС в заданном положении;
• корригирующую, то есть, осуществлять коррекцию относительного положения сегментов ОДС;
• разгружающую, то есть, за счет перераспределения нагрузок, снижать их воздействие на пораженные сегменты ОДС.
Чаще всего ортезы выполняют несколько функций одновременно.
По назначению ортезы делятся на три основные группы:
• профилактические, применяемые для предупреждения травм и профилактики обострений ряда хронических заболеваний;
• лечебные, применяемые при комплексном лечении заболеваний приводящих к нарушению функций ОДС, а также в восстановительном периоде после травм и операций;
• длительного пользования, применяемые для улучшения качества жизни инвалидов со стойкими врожденными или приобретенными нарушениями функций ОДС.
Традиционно ортезы изготавливались по индивидуальным слепкам или размерам пациента. Однако в последнее время в лечебной практике все большую роль играют ортезы максимальной готовности, которые за счет конструктивных особенностей и типоразмерного ряда, при незначительной доработке в условиях ортопедических мастерских, позволяют провести ортезирование практически “с подбора ”. Использование таких ортезов, без потери качества, значительно сокращает сроки ортезирования, что очень важно для больных с прогрессирующими патологиями и для детей в период роста.
Постоянное совершенствование конструктивных и функциональных характеристик ортезов максимальной готовности, использование новых конструкционных материалов позволили им занять доминирующую роль на рынке ортезирования.
Принципиально новым направлением в развитии индустрии ортезов максимальной готовности является создание сложных модульных ортопедических систем.
Модульные ортопедические системы (аппараты, корсеты и их комбинации) представляют собой ортезы собранные из модулей – технически сопрягаемых, оптимизированных по форме и размерам (имеющих типоразмерный ряд) узлов и элементов.
Такие системы позволяют реализовать абсолютно новый подход к ортезированию, когда без снятия слепка (только по обмерам пациента) можно изготавливать ортезы не только не уступающие, но и в некоторых случаях превосходящие индивидуальные по своему функциональному воздействию.
Кроме того, модульный принцип построения ортезов дает возможность не только в короткие сроки собрать показанное ортопедическое изделие, но и, по мере необходимости, трансформировать его в соответствии с изменением состояния пациента, изменением тактики ведения больного и т.д., а также сопрягать различные изделия между собой.
Внедрение модульных ортопедических систем в лечебную практику позволило еще более расширить области применения ортезов максимальной готовности.
Относительно эффективности применения ортезов существуют различные, часто диаметрально противоположные мнения: от полной абсолютизации до полного отрицания. Очевидно, что истина находится где-то посредине.
Действительно, ортезирование нельзя рассматривать как некий абсолютный метод – оно безусловно эффективно, но является лишь одним из методов в комплексном лечении и реабилитации больных с нарушением функций ОДС.
С другой стороны, полное отрицание ортезирования может говорить только о незнании законов биомеханики. Очевидно, что конечной целью комплексного лечения больных является максимально полное восстановление утраченных ими функций. Однако также очевидно, что патологии ОДС возникают и развиваются не моментально, а в течение какого-то времени, поэтому на их устранение также требуется время. Ликвидировать деформации и восстановить утраченные функции только за счет оперативного вмешательства, мануальной терапии, миостимуляции, массажа или иных методов невозможно. В этом процессе ортезирование, как минимум, позволяет поэтапно закреплять полученные за счет других методов воздействия результаты и, следовательно, повышает эффективность процесса лечения и реабилитации.
Объективные данные показывают, что использование ортезов в комплексном лечении и реабилитации больных с нарушением функций ОДС позволяет избежать рецидивов хронических заболеваний, сокращает период лечения и реабилитации, снижает процент первичного выхода на инвалидность. Изделия длительного пользования не только предотвращают повышение группы инвалидности, а иногда даже способствуют ее снижению.
Сегодня на рынке ортезирования представлено достаточно большое количество ортопедических изделий как Российского, так и зарубежного производства. К сожалению, особенность нашего потребительского рынка такова, что в определенный момент на нем появляется большое количество дешевого и некачественного товара, это в полной мере относится и к ортопедическим изделиям. Однако традиционная формула “лишь бы не вредило” в этом случае не срабатывает, так как применение некачественных изделий не просто не принесет пользы, а еще и навредит, ведь будет упущено драгоценное время и подорвана вера пациента в возможности ортезирования.
С другой стороны, высокая цена и иностранное происхождение тоже не всегда подразумевают отличное качество.
Поэтому при выборе ортопедического изделия, следует иметь в виду, что кроме правильного назначения и оптимального ортопедического режима, эффективность использования ортезов во многом определяется и их качеством.
Вопросы к экзамену
1. Группы риска. Понятие и категории.
2. Краткая характеристика ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в РФ «
3. Принципы социального обслуживания ( ст. ФЗ 442 )
4. Характеристика ФЗ « О бесплатной юридической помощи «
5. Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи. ( ст.20)
6. Характеристика ФЗ « О вынужденных переселенцах «
7. Права и обязанности лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем.
8. Права и обязанности вынужденного переселенца.
9. Характеристика ФЗ « О беженцах «
10. Права и обязанности лица, признанного беженцем.
11. Проездной документ беженца.
12. Характеристика ФЗ « О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании «
13. Права лиц, страдающих психическими расстройствами.
14. Представительство граждан, которым оказывается психиатрическая помощь.
15. Виды психиатрической помощи и социальной поддержки. Служба защиты прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях.
16. Права лиц, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами о обязанности этих учреждений.
17. Характеристика ФЗ « О предупреждении распространения туберкулеза в РФ «
18. Права пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях.
19. Оказание противотуберкулезной помощи. Диспансерное наблюдение.
20. Права лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом и больных туберкулезом. Обязанности этих лиц.
21. Социальная поддержка лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом и больных туберкулезом.
22. Понятие опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства и их задачи.
23. Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами и попечителями. Назначение опекунов и попечителей.
24. Назначение опекунов и попечителей в отношении несовершеннолетних граждан.
25. Права и обязанности опекунов и попечителей. Безвозмездное и возмездное исполнение обязанностей по опеке и попечительству.
26. Ответственность опекунов и попечителей, органов опеки и попечительства. Основания прекращения опеки и попечительства.
27. Характеристика ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ «
28. Реабилитация инвалидов.
29. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов.
30. Характеристика ФЗ № 442 « Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
31. Права и обязанности получателей социальных услуг.
32. . Права, обязанности и информационная открытость поставщиков социальных услуг
33. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.
34. Формы социального обслуживания, виды социальных услуг.