Взаимодействие человека и организации. Вхождение человека в организацию. Критериальная основа поведения человека в организации. Взаимодействие человека и группы
Генри Форд говорил «отберите у меня все мои заводы и машины, но оставьте моих людей и через 5 лет я буду таким же богатым».
Поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций:
1) Взаимодействие человека с организационном окружении. В этом случае человек является главным в организации и вокруг него все крутится.
2) Организация, включающая в себя индивидов. В этом случае во главу ставится организация, которая соединяет в себе различных людей.
Организационное окружение – это та часть организации, с которой сталкивается человек во время своей работы.
Оно включает:
1) Рабочее место сотрудника.
2) Руководство организации.
3) Коллегии по работе.
4) Организационная структура.
5) Правило поведения или внутренний распорядок.
6) Условия работы.
7) Система оплаты и социальные гарантии.
Возможность вхождения человека в организационное окружение называется социализацией. Успех социализации зависит от 2 факторов:
1) Человек.
2) Сама организация.
В основе конфликта человека и организации во взаимодействии человека с организационным окружением лежат:
1) Ожидания и представления сотрудника или индивида об организационном окружении и его месте в нем.
2) Ожидание организацией в отношении индивида и его роли в ней.
Основные ожидания индивида при включении в организационное окружение:
1) Ожидания в отношении содержания, смысла и значимости работы.
2) Оригинальности и творчества и характера работы.
3) Увлекательность и интенсивность работы.
4) Престижность и статусность работы.
5) Заработная плата и социальная защищенность и других соц. благ представляемых организацией.
6) Признание и поощрение за хорошую работу.
7) Гарантии роста и развития.
8) Хороших отношений с коллегиями и руководством.
Организация ожидает от индивида, что он проявит себя как:
1) Специалист в определенной области., обладающий соответствующими знаниями и квалификациями.
2) Человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами.
3) Преданный организации и готовый отстаивать её интересы.
4) Способный занять определенное место в организации и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность.
5) Следующий принятым в организации нормам поведения.
6) Устанавливающий и поддерживающий хорошие отношения с коллегами.
7) Разделяющий ценности организации.
8) Готовые осуществлять полученную работу с должной отдаче и на высоком качественном уровне.
Организация перечень этих требований зависит от должности.
Вхождение человека в организацию.
Связано с решением трех основных проблем:
1) Адаптация человека к новому окружению.
2) Коррекция или изменение поведение человека.
3) Изменение и модификация самой организации.
Задачи, которые должна решить организация при вхождении в неё нового сотрудника:
1) Разрушить старые поведенческие нормы входящего человека.
2) Привить сотруднику новые нормы поведения.
3) Заинтересовать сотрудника в эффективной работе.
Роль – это устойчивый шаблон поведения, воспроизводимый людьми в определенной ситуации и отражающий социальнотипический аспект поведения.
Основные функции роли?
1) Ориентирующие. Указывают на должное поведение человека.
2) Формирующая. Суть этой функции в том, что она формирует определенные ожидания партнера от поведения исполнителя.
Ясность роли предполагает, что человеку её исполняющему известно и понятно содержание роли, а также связь с целями и задачами организации и его место в деятельности организации.
Приемлемость роли означает, что человек готов выполнять эту роль исходя из того, что его действия приведут к достижению определенного результата.
Структура роли:
1) Ролевые предписания (социальные и групповые нормы поведения, требования конкретной профессии, должность и т.д.).
2) Ролевые ожидания. Означает, что окружающие вас люди, когда ожидают от вас ту или иную роль.
3) Ролевое поведение. Исполнение этой роли.
4) Оценка ролевого поведения.
5) Санкции, в случае неисполнения роли.
Восприятие человеком организационного окружения складывается из двух процессов:
1) Отбор информации.
2) Систематизация информации путем её логической обработки или использованием чувств, эмоций и убеждений.
Факторы, влияющие на восприятие человеком организационного окружения:
1) Внутренние факторы: узнаваемость сигнала, эмоциональность сигналов, последовательность восприятия сигнала.
2) Внешние факторы. Это интенсивность передаваемого сигнала, подвижность сигнала, размер, состояние окружения в котором находится человек.
Критериальная основа поведения человека в организации:
Существует 3 понятия: человек, личность и индивид.
Характеристики индивидуальности человека. Структура личности человека имеет несколько сторон:
1) Индивидуально-психологическая. Отражает специфику функционирования психических процессов, свойств, состояний и образований.
2) Мировоззренческая сторона. Отражает общественнозначимые качества и особенности личности, позволяющие занимать достойное место в обществе. Мировоззренческая сторона включает: мировоззрение личности, моральный облик личности, нравственный облик личности.
3) Социальнопсихологическая сторона личности. Отражает основные качества и характеристики личности, позволяющие ей играть определенные роли в обществе и занимать определенное положение среди людей. Включает в себя: отношение к другим людям, социальные роли личности, социальные позиции личности и социальные установки личности.
Индивидуальность человека формируется под воздействием 3 групп факторов:
1) Наследственность и физиологические особенности.
2) Факторы, проистекающие из окружения человека (культура, семья, принадлежность к определенным группам, организациям).
3) Черты и особенности характера человека, его индивидуальность.
Взаимодействие человека и группы.
Группа – это 2 лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким способом, что каждый из них оказывает влияние на других и одновременно находится под их влиянием.
Характерные особенности группы:
1) Члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом.
2) Взаимодействие между членами группы носит характер непосредственного общения.
3) Наряду с формальным распределением ролей в группе обязательно складывается неформальное обычно признаваемое группой.
Существуют 2 типа групп:
1) Формальная – это группа, созданная решением руководителя, деятельность которой определяется нормативно-правовыми документами.
Особенности формальной группы:
1) Рациональность.
2) Обезличенность. Членом этой группы может быть любой человек.
Типы формальных групп:
1) Группы руководителей. Например, совет директоров.
2) Производственные. Например, экипаж самолета.
3) Комитеты. Группы внутри организаций для решения конкретных вопросов.
2) Неформальные – это спонтанно образовавшиеся группы людей, вступивших или вступающих в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.
Характеристика неформальных групп:
1) Наличие неформального лидера.
2) Жесткий социальный контроль.
3) Неформальная группа жестко следит за действиями своих членов.
4) Тенденция к сопротивлению переменам.
Классификация неформальных групп:
1) Просоциальные группы. Группы социально положительные
2) Асоциальные. Группы социально нейтральные.
3) Антисоциальные группы. Группы социально отрицательные.
Обще в формальных и неформальных групп:
1) Иерархическая подчиненность.
2) Цели и задачи.
3) Наличие руководителей или лидеров.
4) Неписаные правила или нормы поведения, подкрепляемые системой поощрения и санкций.
Отличия формальных групп от неформальных:
1) Создаются по воле руководства.
2) Руководители назначаются.
3) Связи между членами группы носят официальный характер.
Взаимодействие человека и группы складывается под влиянием 3 факторов:
1) Характеристика членов группы.
2) Структурные характеристики группы.
3) Ситуационные характеристики.
Характер взаимодействия человека и группы:
1) Кооперация. Устанавливаются благожелательные и доверительные отношения.
2) Слияние. Человек считает себя частью группы, а группа рассматривает этого человека как неотъемлемую составную часть самого себя.
3) Конфликт. Характер противоборства.
Методы управления.
Понятие, характеристика, классификация методов управления. Особенности и характерные черты экономических методов. Организационно-распорядительные (административные) методы. Характерные черты социально-психологических методов управления.
Метод –это прием практической реализации задач и функций органов управления на основе, закрепленной за ним компетенции в установленной форме и в соответствующих границах.
Основные характеристики методов управления:
1) Направленность (ориентация на систему управления).
2) Содержание метода (специфика приемов и способов воздействия).
3) Организационная форма (воздействие прямое или косвенное на конкретно сложившуюся ситуацию).
Классификация методов управления:
I) По отраслям знания: общенаучные, исторические, системные, комплексные, то есть методы, которые используются в различных отраслях знаний.
II) Специфические (частные) методы включают множество методов, которые можно классифицировать по разным основаниям:
I) Содержание: экономические (основываются на правильном использовании экономических законов развития общества), организационно-распорядительные или административные (базируются на власти, дисциплине, наказаниях), социально-психологические (в их основе лежит мотивация и моральное воздействие, называют методами принуждения).
II) Организационная форма: индивидуальные (применяются к отдельно взятому человеку), коллективные (применяются к определенным группам людей, коллективам), коллегиальные (применяются к большим группам людей).
III) Мотивационное воздействие: морального стимулирования, материального, убеждения, принуждения.
IV) Сфера применения: общие (применяются ко всей системе управления) и локальные (к отдельным частям управления).
V) Объект управления: методы управления производством, методы управления кадрами и т.д.
Особенности проявления методов управления: 1) Выражают управляющее воздействие субъектов управления на соответствующие объекты управления. 2) Используются субъектами управления в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции. 3) Имеют к своим адресатам соответствующие объекты управления. 4) Органически связаны с целями управления. 5) Выбор конкретных методов управления зависит от организационно-правового статуса субъекта управления и характеристик управляющей подсистемы.
Взаимосвязь методов управления: 1) используется одними и теми же субъектами управления. 2) Реализуют единую конечную цель управления – достижение определенных результатов. 3) Используются в отношении одних и тех же объектов управления. 4) Реализуются в рамках единой правовой формы. Все методы воздействия в рамках одной организации закрепляются соответствующим правовым актом.
Экономические методы управления – это совокупность способов и средств экономического (косвенного воздействия) со стороны субъектов управления на соответствующие объекты управления.
Специфика экономических методов управления заключается в их воздействии на материальные интересы людей (материальная мотивация, ориентированная на выполнение определенных заданий и на получение за это вознаграждения).
Методы экономического воздействия:
I) Применяемые на макро уровнях: методы национальной программы, государственные заказы, налоговая политика и т.д.
II) Применяемые на уровне организации: планирование, самофинансирование и т.д.
III) Применяемые в отношении отдельного работника: заработная плата, премирование, субсидии, ссуды и т.д.
Организационно-распорядительные (административные) – это совокупность способов и средств прямого (не экономического) воздействия на объекты управления не зависимо от конкретной области общественной жизни.
Базируются на:
1) Нормативно-правовые акты государства.
2) Локально-нормативные правовые акты вышестоящих органов управления.
3) Документы нормативно-распорядительного характера самой организации.
4) Документы оперативного управления.
Формы проявления:
1) Обязательные предписания (приказы, инструкции, стандарты, регламенты).
2) Согласительные процедуры (консультации, компромиссы).
3) Рекомендации и пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.д.)
Организационно-распорядительные методы это не обязательно какой-нибудь нормативно-правовой акт.
С методом принуждения рассматривают 3 типа подчинения:
1) Вынужденная (внешне навязанная).
2) Пассивное подчинение.
3) Осознанное (внутренне обоснованное).
Социально-психологические методов управления – это совокупность способов и средств воздействия со стороны субъектов управления на соответствующие объекты управления в целях создания в организации благоприятного морально-психологического климата, способствующего наиболее эффективному решению поставленной задачи.
Объектом воздействия являются взаимоотношения работников, их отношение к средствам производства и к окружающей среде.
Деление таких методов:
1) Методы управления социально-массовыми процессами.
2) Методы управления группами людей. Метод воздействия через коллектив или на коллектив.
3) Методы управления внутригрупповыми явлениями.
4) Методы управления индивидуально-личностным поведением.
Масштаб и способ воздействия таких методов позволяет выделить среди них 2 класса этих методов:
1) Социологические методы, направленные на группы людей и их взаимодействие в процессе совместной деятельности. Внешний вид человека.
2) Психологические методы, которые направлены на личность конкретного сотрудника.
Социологические методы управления позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию сотрудников с конечными результатами деятельности организации, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.
Существующие методы:
1) Анкетирование.
2) Интервьюирование.
3) Социометрия.
3) Наблюдение.
4) Собеседование.
Что можно регулировать социологическими методами:
1) Личностные качества сотрудника. Деловые, моральные, достоинства, недостатки.
2) Готовность личности к партнерству.
3) Нацеленность личности на соревновательность.
4) Способность личности к общению.
5) Способность личности к ведению переговоров.
6) Конфликтность личности.
Психологические методы – это методы, которые обращены к внутреннему миру человека (личности, интеллекту, чувству и т.д.) в целях направления его внутреннего потенциала на решение конкретных задач, стоящих перед организацией.
Основные психологические методы:
1) Убеждение.
2) Подражание.
3) Вовлечение.
4) Побуждение.
5) Принуждение.
6) Осуждение.
7) Требование.
8) Запрещение.
9) Плацебо.
10) Порицание.
11) Команды.
12) Обманутые ожидания.
13) Взрыв. Когда человек испытывает сильные эмоциональные переживания, говорят, что он «взорвался». Это проявляется во многих движениях.
14) Метод Сократа. Когда человек говорит нет, его трудно в чем-то переубедить. Надо, чтобы собеседник говорил всегда да.
15) Намек.
16) Комплимент.
17) Совет.
Что регулируется психологическими методами:
1) Тип личности (внутренний потенциал человека и его направленность на выполнение определенных видов работ в определенной сфере деятельности). Например, организаторский, инженерский.
2) Темперамент.
3) Характер.
4) Определяет направленность человека и уровень его потребностей в общении.
5) Направленность личности (потребности, интересы, мотивы, убеждения).
6) Интеллектуальные способности.
7) Поведение (совокупность взаимосвязанных реакций, осуществляемых человеком для приспособления к внешней среде).
8) Чувства и эмоции.
9) Стрессоустойчивость.
10) Коммуникационная компетентность.
11) Разработка психологических нормативов, а также методов планирования психологического климата и достижения экономических результатов.
Результатом психологического планирования являются:
1) Формирование команд на основе психологической совместимости.
2) Комфортный психологический климат в коллективе.
3) Формирование личной мотивации людей.
4) Минимизация психологических конфликтов.
5) Разработка планов служебной карьеры.
6) Рост интеллектуальных способностей сотрудника и уровня их образования.
7) Формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и представлений об образе идеального сотрудника.