Государство: понятие и признаки
Определить и объяснить природу государства, назвать главные его характеристики, указать основные признаки, т. е. сформировать соответствующее понимание, — одна из основных задач теории государства.
Относительно понятия «государство» в юридической литературе высказаны близкие по смыслу и вместе с тем различающиеся суждения. Назовем некоторые определения государства. «Государство — политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, осуществляющая управленческие функции на определенной территории». В более широком аспекте особенности государства раскрываются в следующем определении: «Государство — это суверенная политико-территориальная организация публичной власти определенных социальных сил (классов, групп, всего народа), обладающая аппаратом управления и принуждения, делающая свои веления общеобязательными и решающая как классовые, так и общесоциальные задачи».
В основном те же свойства государства, но в иной последовательности раскрываются так: «Государство — политико-территориальная организация суверенной публичной власти, обладающая монополией на сбор налогов, осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма (государственного аппарата)».
Таковы представления о государстве, которые можно считать более или менее общепринятыми.
Государство отличается рядом признаков, свойственных ему как особой организации политической власти, к основным из которых относятся:
территориальная организация населения;
суверенитет;
наличие публичной власти;
система налогов;
функционирование посредством права;
наличие специального аппарата управления и принуждения.
От органов власти первобытного общества государство отличает
ряд особенностей.
Распространение власти государства на определенную территорию. Территория фиксирует принадлежность данному государству определенной части земли, поверхности планеты, воздушного и водного пространства, границы территории, их режим, внутригосударственную административно-территориальную организацию.
При существовании родового строя власть также распространялась на определенную территорию, но эта территория не была постоянной. Племена кочевали, и их объединяла не территория, а кровнородственная связь. В условиях государства территория носит постоянный и фиксируемый характер. Иными словами, территория государства — то пространство, на которое распространяется его власть, юрисдикция.
Территория государства характеризуется следующими формально-юридическими свойствами. Во-первых, она включает строго определенные компоненты (сухопутное и морское пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, 12-мильную морскую зону, исключительные экономические интересы на континентальном шельфе и др.); во-вторых, территориальная организация государства проявляется достаточно отчетливо в делении населения по административно-территориальным единицам (края, области, районы и т. д.), т. е. организованным местам жительства людей. Соответственно, каждое физическое либо юридическое лицо подпадает под власть того государства, на территории которого оно находится.
Очевидно, каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти и исключает какое бы то ни было вмешательство иностранных властей в дела «своего» общества и деятельность
государственных структур.
Примечательно, что власти различных общественных организаций объединяют людей не по территориальному, а по идеологическим, религиозным, профессиональным признакам.
Государство обладает суверенитетом. Государственный суверенитет означает самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей политики, как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях при условии ненарушения суверенитета других государств.
Понятие государственного суверенитета приобрело особое значение в период Средневековья, когда феодальная раздробленность стала сменяться централизацией. Государственная власть приобрела независимость от власти церковной, освободилась от претензий церкви на управление всеми государственными и общественными делами.
Суверенитет как юридическое понятие представляет собой основание правоспособности государства, означает возможность обладания высшей властью. Это проявляется в самостоятельности принятия решений в области внутренней и внешней политики, распространении государственной власти на всю территорию страны, общеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются, возможности отмены решений иных властей, если они не соответствуют законам.
Суверенитету государства свойственны признаки верховенства и независимости государственной власти.
Верховенство государственной власти означает, что данная власть распространяется на все общество, на все государственные и общественные организации, должностные лица, юридические лица, на всех граждан. Любые решения, противоречащие законам государства, не подлежат исполнению и должны быть отменены.
Независимость государства проявляется: а) в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта межгосударственных отношений; б) в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства.
С юридической точки зрения суверенитет государства проявляется:
- в исключительном праве на издание законов, других нормативных актов, обязательных для всех граждан, организаций и учреждений, подпадающих под их действие;
- в исключительном праве на законное применение мер государственного принуждения. Для этого у государства есть специальные органы — суд, прокуратура, армия, полиция, служба безопасности.
Определенные проблемы вызывает содержание суверенитета в федеративном государстве. В частности, к числу дискуссионных относится следующий вопрос: обладают ли суверенитетом субъекты федерации? Одни авторы стоят на позициях наличия у субъектов федерации ограниченного суверенитета, не подтверждающего признака независимости государственной власти. Другие считают, что суверенитет следует рассматривать как цельное свойство государства и государственной власти. Поэтому суверенными будут являться только государства, полностью обладающие признаками верховенства, самостоятельности и независимости государственной власти. Представляется, что эта точка зрения заслуживает внимания. Очевидно, не может быть суверенного государства в составе другого суверенного государства. Существенно то, что Конституционный Суд Российской Федерации в одном из своих постановлений по вопросу толкования Конституции РФ подтвердил эту позицию.
Наличие публичной власти. Власть имела место и в дого- сударственном обществе. Эта власть, по своей сути, была общественной, выражала интересы всего общества, всех его членов, объединенных в общине. Верховная власть принадлежала общему собранию всех взрослых членов рода.
Государство представляет собой особую политическую публичную власть, не сливающуюся с обществом, отделенную от общества. Иными словами, государство как субъект, носитель власти функционально отделено от своего объекта (общества), отчуждено от него (власть организована по принципу «субъект—объект»).
Организация публичной власти представлена в виде особого профессионального государственного аппарата, представляющего все общество в целом, аппарата, имеющего свою материальную базу. Публичная власть — это чиновники, профессионалы-управленцы, армия, полиция, а также административные органы, суды, тюрьмы и другие учреждения. Слоя профессионалов, осуществляющих управленческие функции, в догосударственном обществе не было.
Аппарату государственного управления свойственны следующие черты:
- предназначен для управления обществом;
- обладает властными полномочиями, включающими возможность применения мер принуждения;
- наделен правом принимать обязательные для исполнения всеми правовые акты;
- состоит из государственных служащих — профессионалов осуществляющих управленческие функции.
В целом отличие публичной (государственной) власти от власти родового строя и любой общественной власти заключается в следующем:
- ее централизация, возвышение над обществом;
- наличие профессионального слоя управленцев, основным занятием которых является исполнение государственно-властных функций;
- осуществляется специальными органами;
- властные управленческие решения обеспечиваются государственным принуждением.
Государственные налоги и сборы составляют один из ключевых признаков государства. Любое государство может успешно функционировать, используя необходимые финансовые ресурсы, пополняемые за счет налогов, сборов, займов и т. д. Финансы необходимы государству для покрытия различных расходов, в частности на содержание государственного аппарата (системы государственных органов, укомплектованных государственными служащими), развитие экономики и культуры, поддержание жизнедеятельности общества. Государственная казна также необходима для содержания производственной и пограничной инфраструктуры, военно-промышленного комплекса, потребностей внешней политики, организации демографической политики, поддержания качества жизни населения и т. п.
Основными источниками пополнения государственной казны являются налогообложение населения, взимание сборов за совершение различных действий, требующих государственной регистрации, взимание таможенных пошлин за перемещение товаров через государственную границу, коммерческая деятельность государственных предприятий и др.
Различные законно установленные налоги и сборы необходимы также для того, чтобы реализовывать общенациональные социальные программы, охранять окружающую среду и др. Размер, сроки и порядок взимания налогов, акцизов определяются в нормативных правовых актах. I
Монополия на принятие нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов). Государство — единственная политическая организация, обладающая правом издавать правовые акты, содержащие обязательные для граждан, организаций веления (предписания), а также обеспечивать их соблюдение и исполнение. Ни одна политическая партия, ни одно общенациональное движение и иные подобные структуры не могут и не способны это сделать, так как не обладают необходимыми правовыми предпосылками (законодательной инициативой и др.).
Заметим, что различные общественные объединения также могут издавать определенные акты, но они являются обязательными лишь для своих членов. Особенность нормативных правовых актов государства в том, что они обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан.
Неразрывная связь государства и права. В этой связи предельно кратко можно сказать так: не существует государства без права, как не существует права без государства. Посредством права определяются структура механизма государства, статус государственных органов, должностных лиц, оформляется территориальная организация населения, осуществляются государственные функции. К тому же государство, используя право, устанавливает правовой порядок и обеспечивает его соблюдение. «Поскольку право стало необходимым, — отмечал М.А. Аржанов, — оно выступает по отношению к государству как объективное общественное явление, которое оказывает воздействие на построение и деятельность государства».
В отдельных учебниках по теории государства и права в качестве признаков государства называется население, т. е. человеческое сообщество, проживающее на данной территории. Основной аргумент, приводимый в обоснование этого признака: «Исторически государства складывались и продолжают существовать на определенной этнической и национальной почве, представляют собой продукт национальной культуры, пользуются национальным языком, обладают национальным сознанием и национальными интересами и т. п.»2. При этом акцент делается на том, что для образования государства численность населения не имеет решающего значения. Как видим, существуют государства, объединяющие несколько тысяч людей (Ватикан, Монако, Люксембург, Лихтенштейн), и государства — гиганты по численности населения, такие как Китай и Индия.
Вторичными (внешними) признаками государства признаются государственные символы: герб, флаг, гимн, столица. Обычно эти символы закрепляются в конституциях и иных законах.
3.2. Сущность государства, его содержание и социальное назначение
Философская категория сущность означает совокупность наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих самые глубинные связи и отношения предмета, явления, от которых зависят все их остальные свойства и признаки. Иными словами, вопрос осущности государства, по сути, вопрос определения самой важной его характеристики. В данном контексте отметим: сущность государства — это главное, основное качество государства, определяющее его содержание, цели и функции.
В советской юридической науке сущность государства рассматривалась только с классовых позиций — как политическая организация экономически господствующего класса. Соответственно государство трактовалось как машина, орудие для насилия одного класса над другим. За рамками рассуждений о сущности государства оставались иные значимые в этом аспекте характеристики. Имеется в виду то, что посредством деятельности государства в обществе реализуются не только классовые, но и иные (социальные, экономические) задачи, обеспечивается необходимый порядок, защита территории, границ от посягательства других государств и т. д.
Два названных начала сочетаются в деятельности любого государства, и без учета этого характеристика сущности государства не будет полной. Следовательно, наряду с «классовым следом» в природе государства, необходимо принимать во внимание и другие его характеристики.
Государство как социальное явление не остается неизменным, и соответственно трансформируются представления о его сущности. Примечательно, что в 1960-х годах советские юристы стали предлагать новые подходы к пониманию государства, его сущности. В этой связи обосновывается идея общенародного государства, которую нельзя было рассматривать в качестве «машины для поддержания господства». Однако этот вывод не вызывал каких-либо практических изменений.
В современной отечественной литературе акцент делается на том, что сущностные начала государства проявляются в разных направлениях. Ключевое предназначение государства в том, чтобы «вести "общие дела" общества, представлять его и организовывать, обеспечивать мир и безопасность людей, руководить общественными процессами, управлять отдельными сферами жизни с учетом реального потенциала централизованного управления и общественного самоуправления на местах»1. Думается, это суждение характеризует многомерность деятельности современного российского государства, что «преломляется» в ее сущности.
Несмотря на разную содержательную характеристику названных подходов, они не исключают друг друга. Можно сказать, что любое государство обладает двойственной сущностью. Здесь присутствуют и черты классовости, т. е. приоритетной реализации интересов управляющих групп федерального и регионального уровня, и черты общесоциальные, предопределяемые необходимостью организации общественной жизни, обеспечения интересов всех социальных групп, всего населения.
Наиболее важной, качественно постоянной сущностной чертой современного российского государства является то, что оно выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Российское государство так или иначе регулирует отношения между всеми социальными группами, является выразителем общих интересов населения, выступает в качестве официального представителя общества. С этой точки зрения сущностные начала государства России наиболее отчетливо проявляются в том, что оно служит общему благу и выступает как орган консолидации различных слоев населения, обеспечения их интересов.
Содержание государства. В научной и учебной литературе проблеме содержания государства не уделено необходимого внимания. Прежде всего отметим, что «содержание» — понятие философское, означающее единство всех основных элементов целого, его свойств, связей, существующее и выражаемое в определенной форме. В литературе также высказано следующее суждение: «Содержание, как понятие, в противоположность его форме, есть совокупность признаков, характеризующих природу предмета, явления».
Содержание характеризует не только глубинные принципиально значимые черты, но и другие стороны, грани предмета, явления. Сущность, в отличие от содержания, отражает явление, предмет, социальное образование глубже. В рамках единой сущности содержание может быть неодинаковым, например, разное сочетание классовых и общесоциальных начал в условиях авторитарных и демо- кратических политических режимов.
В юридической литературе, как правило, признается, что содержание государства составляет его разносторонняя деятельность, направленная на реализацию стоящих перед ним задач. Имеются в виду функции государства, т. е. основные направления деятельности (внутренние и внешние).
Содержание государства многогранно и проявляется не только в его разносторонней деятельности, но и в его механизме, т. е. системе государственных органов (органы законодательной, исполнительной, судебной власти и др.).
Вопрос о содержании государства можно рассматривать и с позиции воздействия различных социальных сил на государственную власть и ее ветви, принимаемые законодательные акты и другие государственные решения. Известно, что представители различных партийных объединений («Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР), занимающие решающие позиции в Государственной Думе, оказывают значительное влияние на принимаемые ею решения.
Социальное содержание российского государства зависит также от национальных отношений, состава национальных республик в современной России, взаимоотношений федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации.
Существенно то, что содержание в философском смысле «наполняет определенную форму». Соответственно говорится о соотношении формы государства и его содержания, обращается внимание на их единство и несовпадение. Действительно, свою определенность содержание государства приобретает благодаря своей форме. Скажем, федеративное государство как государственная форма — такое государство, которое состоит из ряда государственных образований, на территории которых действуют федеральные и республиканские (субъектов федерации) органы власти.
Содержание государства — не статичное состояние, оно находится в процессе постоянного изменения, динамизма. С развитием содержания государства может измениться и его форма. Так, усиление более демократических способов организации и осуществления государственной власти, ее ориентация на обеспечение интересов граждан могут способствовать замене авторитарной формы правления на демократическую, более цивилизованную.
Социальное назначение государства. Слово «назначение», согласно справочным изданиям, — область, сфера применения кого (чего-нибудь, цель, предназначение. Относительно государства социальное назначение раскрывает, для чего оно предназначено, каким целям должно служить, в чем его ценность для общества.
Многие мыслители стремились определить значение государства для существования и развития общества. Платон — известный мыслитель античного мира, исходя из своих взглядов на общество и государство, утверждал, что основное назначение государства состоит в утверждении нравственности — нравственных идей, что отвечает интересам личности, общества, власти.
По мнению философов более позднего периода (Г. Гроций, Т. Гоббс), государство необходимо для того, чтобы поддерживать общую безопасность личности, общества. По утверждению Ж.-Ж. Руссо, предназначение государства — утверждение общей свободы в рамках нравственных и правовых установлений.
Немецкие мыслители Г. Гегель и И. Кант полагали, что основное назначение государства — в утверждении нравственных начал в обществе, в объединении людей под эгидой (началом) права.
Марксистская теория исходила из того, что основное назначение государства — его использование для утверждения власти господствующего класса, для обеспечения эксплуатации, подавления сопротивления определенных социальных сил, для чего создавался аппарат принуждения. Обосновывалось также следующее положение: государство возникло из потребности держать в узде эксплуатируемый класс, оно является средством для «подавления одного класса другим, и притом большинства меньшинством». При этом имелось в виду прежде всего государство, разделенное на антагонистические классы.
Вопрос о социальном назначении государства в советской юридической литературе не был предметом специального анализа. Если и рассматривался этот вопрос, то оценка социального назначения государства была однозначной: государство — это политическая организация господствующего класса, осуществлявшего власть в своих интересах.
В современной юридической литературе признается, что главное предназначение государства — служить обществу. В этих целях государство должно:
устанавливать в обществе определенныйпорядок и поддерживать его;
обеспечивать стабильность в обществе, выступая необходимым арбитром в отношениях между различными социальными группами при столкновении их интересов;
гарантировать безопасность общества от преступныхпосягательств;
защищать личность от произвола властных структур, создавать нормальные условия для всех членов общества, заботитьсяоб определенных социальных группах населения;
выступать интегрирующей общество силой, т. е. добиваться согласия в обществе;
заботиться о развитии экономики, культуры, образования, искусства, здравоохранения;
поддерживать оптимальное состояние финансовой системы в условиях существующих кризисных проявлений.
Следовательно, социальное назначение современного российского государства состоит в его разнообразной деятельности, направленной на решение задан и достижение целей, вытекающих из необходимости нормального существования и функционирования общества