Бюрократия и коррупция в государственном аппарате
Основная проблема, возникающая при рассмотрении феномена бюрократии, заключается в многозначности этого термина (буквально — господство канцелярии; от фр. bureau — «бюро», «канцелярия» и греч. kratos — «власть»). Отсюда и термин «бюрократ», т. е. служащий определенных звеньев государственного аппарата, чиновник.
Основные признаки бюрократии:
бюрократия — явление общественное, социальное, присущее социуму (обществу);
бюрократия неразрывно связана с таким социальным явлением как власть;
бюрократия может касаться не только власти государственной, но и власти в любой общественной организации (например, партии);
бюрократия может существовать только в ситуации, когда субъект власти и ее объект разделены, отчуждены друг от друга. В этом состоит объективная основа бюрократии. Имеется в виду то, то реальное несовпадение субъекта власти и объекта власти, их разделенность объективно определяют и несовпадение (несоответствие) их интересов. Это содержит в себе опасность обращения властвующим субъектом данной ему власти в свою пользу, использования ее для удовлетворения интересов властной системы и входящих в нее членов. Именно в этом и заключается суть бюрократизма, его сущность.
Как соотносятся понятия «бюрократия» и «бюрократизм»?
Бюрократия — это определенный способ организации власти в официальных общественных образованиях. В этой связи в справочной литературе нередко признается, что бюрократия, по сути, рациональная система управления — необходимый элемент социальной системы. Применительно к механизму государства все государственные служащие (чиновники) составляют государственную бюрократию (т. е. управленцев в этой системе). Эти служащие находятся под контролем руководителей, зависят от них, исполняют их волю. В этой связи можно сказать, что бюрократия — это совокупность свойств, качеств, признаков, характеризующих бюрократически организованную властно-управленческую систему.
Государственная бюрократия, обеспечивающая выполнение органами государства определенных государственных функций, при соответствующих условиях может перерасти в бюрократизированную организацию, отличаться бюрократизмом. Поэтому необходимо и важно различать бюрократию как рациональную управленческую функцию государства и бюрократизм как особое состояние и свойство бюрократии, оцениваемое со знаком минус. В этом смысле бюрократизм означает игнорирование интересов граждан, пренебрежение общественными интересами, круговая порука (борьба за честь мундира), протекционизм, назначение на должность не по признакам профессионализма, знаний и опыта, а по мотивам дружбы, личной преданности. Как видно, складывается особый негативно-бюрократический стиль деятельности бюрократов.
Бюрократизм может быть свойствен не только любому уровню государственной власти (должностным лицам, муниципальным структурам), но и общественным формированиям (профсоюзным органам, организационным центрам политических партий и т. д.).
В механизме государства разные системы органов власти в разной степени подвержены бюрократизации. Этот показатель связывают прежде всего с управленческим, профессиональным чиновничьим аппаратом государства, который в большей степени закрыт Для общества. Как видим, представительные органы государственной власти, формируемые демократическим путем, более подконтрольны обществу и менее подвержены бюрократизации. Вместе с тем и здесь имеют место бюрократические проявления: ориентация депутатов на свои личные или бюрократические интересы парламента, «проталкивание» законопроектов, угодных узкой группе лиц («заказные» законы), и т. д.
Коррупция. С вопросами бюрократии связаны и вопросы коррупции в органах власти. В переводе с латинского коррупция (corruption) означает «подкуп», «порча», «упадок», «совращение». В «Большом юридическом словаре» коррупция определяется как общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных или неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц.
Иными словами, коррупция — использование должностными лицами, наделенными организационно-распорядительными полномочиями, своего официального положения для противоправного, вопреки интересам службы или деятельности, извлечения материальных и иных благ. Известно, что проблема коррупции в современной России весьма острая, распространена среди различных ветвей государственной власти. Коррупция наносит ущерб экономике, способствует подрыву авторитета и престижа власти, ставит под сомнение ее легитимность, вызывает у людей недоверие к властно-управленческим структурам.
В Российской Федерации коррупция, по сути, понятие собирательное, определяющее правонарушения самого различного вида — от дисциплинарных до уголовно-правовых. Антикоррупционными нормами УК РФ являются в первую очередь нормы о должностных преступлениях: о злоупотреблении должностными полномочиями, о превышении должностных полномочий, о получении и даче взятки, о служебном подлоге.
В юридической литературе выделяют следующие виды коррупции:
бытовая коррупция; коррупция в представительных (законодательных) и исполнительных органах власти; коррупция в судебных, правоохранительных и контролирующих органах; политическая коррупция.
В числе основных причин коррупции можно выделить следующие:
- рост коррупции обусловливается преобладанием в обывательской среде новых «нравственных» ценностей, центральное место среди которых занимает культ личного преуспевания и обогащения;
- возникший слой состоятельных предпринимателей для преодоления бюрократических препон нередко вынужден идти на подкуп государственных служащих для достижения своих целей;
- правоохранительные структуры используют наиболее острые приемыгосударственного властвования, могут существенно ущемлять интересы людей, и, пользуясь этим, отдельные «оборотни» склоняют граждан к коррупционным действиям для «смягчения» ситуации;
- несовершенство законодательства и правового регулирования, т. е. наличие в законах и подзаконных нормативных правовых актах недостатков и пробелов, создающих предпосылки для различных коррупционных злоупотреблений. Назовем в этой связи имеющие место предельно абстрактные формулировки законодательных текстов, позволяющие заинтересованным чиновникам трактовать закон в свою пользу. Произвольные управленческие решения нередко принимаются на основании внутриведомственных распорядительных актов;
- высокая степень закрытости в работе государственных ведомств, отсутствие необходимой ясности, прозрачности в системе отчетности, в системе регионального, муниципального правотворчества. Зачастую граждане и организации не имеют возможности свободно ознакомиться с принятыми правовыми решениями, что создает благодатную почву для произвола чиновников;
- неэффективность мер противодействия коррупции и мер ответственности за совершенные правонарушения. Известно, что к ответственности за коррупцию нередко привлекаются служащие низовых структур исполнительной власти, в то время как верхний слой, в котором коррупция распространена значительно больше, остается в своем прежнем статусе.
Итак, коррупция, приобретшая стойкие черты, начинает угрожать верховенству закона, демократии, правам человека, принципам равенства и справедливости, препятствовать конкуренции, угрожать стабильности демократических институтов и моральным устоям общества. По-видимому, только действительно существующая, сильная система публичной государственной власти способна стать тем противовесом, который сможет парализовать коррупцию, контролировать, сдерживать проявления бюрократизма.
Лекция 7.