Система административного права и его принципы

Система административного права — это совокупность взаимосвязанных административно-правовых институтов и норм.

Административно-правовой институт есть совокупность относительно обособленных административно-правовых норм, регулирующих качественно однородную группу уп­равленческих отношений.

Нормы административного права, прежде всего, делятся на нормы Общей и Особенной частей.

Нормы административного права группируются также по правовым институтам. Например, институты государ­ственной службы, административной ответственности. Каждый такой правовой институт может включать в себя нормы и Общей, и Особенной части.

В Общей части сгруппированы административно-пра­вовые нормы по наиболее основным, обобщающим про­блемам, относящимся ко всей системе государственного управления.

Схема Общей части административного права может быть представлена в следующем виде:

1. Нормы и институты, закрепляющие принципы госу­дарственного управления.

2. Нормы и институты, регулирующие административ­но-правовой статус граждан (физических лиц).

3. Нормы, определяющие порядок организации и адми­нистративно-правовой статус органов исполнитель­ной власти (государственного управления), а также иных субъектов управления.

4. Нормы, регулирующие государственную службу и определяющие правовой статус государственных слу­жащих.

5. Нормы, упорядочивающие административно-право­вые статусы негосударственных объединений, их слу­жащих и представителей.

6. Нормы, определяющие формы и методы государ­ственного управления.

7. Нормы, обеспечивающие законность управления.

Административно-правовые нормы, регулирующие об­щественные отношения, возникающие в отдельных отрас­лях государственного управления, составляют Особенную часть административного права. В свою очередь, она со­стоит из трех частей:

1. Управление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, коммуникациями, использованием и охраной природных ресурсов, торговлей, финансами и кредитом, внешнеэкономической деятельностью).

2. Управление социально-культурной сферой (образо­ванием, здравоохранением, наукой, культурой, соци­альной защитой граждан).

3. Управление административно-политической сферой (обороной, безопасностью, внутренними делами, иностранными делами, юстицией).

Как видите, административное право действительно является одной из самых крупных и сложных отраслей российского права.

Прежде всего это обусловлено ее предметом, широким кругом управленческих отношений.

ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Под источниками административного права в юридичес­ком смысле понимаются формы выражения административ­но-правовых норм, т. е. те акты, в которых они содержатся.

Виды источников административного права:

1. Законы Российской Федерации:

— Конституция Российской Федерации;

— акты Федерального Собрания (федеральные консти­туционные законы; федеральные законы: Основы за­конодательства, кодексы и др.; декларации, положе­ния, постановления и другие акты Федерального Со­брания Российской Федерации).

2. Подзаконные федеральные акты:

— указы, распоряжения ПрезидентаРФ;

— постановления, распоряжения ПравительстваРФ;

— приказы, постановления министерств и других цен­тральных федеральных органов.

3. Законы субъектов федерации:

— конституции, уставы субъектов федерации;

— законы;

4. Подзаконные акты субъектов федерации:

— указы, распоряжения Президентов (губернаторов);

— постановления, распоряжения правительств субъек­тов федерации;

— приказы, постановления министерств субъектов фе­дерации, руководителей предприятий, учреждений субъектов федерации;

Акты местного самоуправления.

Международные акты.

Наличие огромного количества административно-пра­вовых норм обусловливает объективную необходимость их систематизации.

В практической работе по систематизации источников административно-правовых норм сложились три основ­ных направления: кодификация, инкорпорация и хроно­логические издания нормативных актов .

Систематизация источников административного права

кодификация

Инкорпорация

Хронологические издания

Кодификация является важнейшей формой системати­зации законодательства. Однако кодификация затруднена исключительной мобильностью административно-право­вых норм и необычайно широким кругом общественных отношений, регулируемых этими нормами.

Инкорпорация — объединение и расположение в систе­матизированном порядке норм по его важнейшим инсти­тутам. В истории административного законодательства этот способ использовался нередко и приносил свои поло­жительные результаты.

Хронологические издания. Эта форма систематизации полезна тем, что можно проследить движение, развитие (дополнения, изменения) тех или иных форм, имеется воз­можность быстро отыскать интересующую норму.

Наши рекомендации