Способы создания хозяйственных обществ

Действующее российское законодательство устанавливает, что юридическое лицо может быть образовано путем учреждения либо путем реорганизации одного или нескольких существующих юридических лиц (ст. ст. 12 - 16 Закона о регистрации юридических лиц).

Создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей, в результате чего возникает новый субъект, который не является правопреемником другого юридического лица.

В результате реорганизации (слияния, выделения, разделения или преобразования) одного или нескольких хозяйственных обществ тоже возникают новые субъекты права, но они, как правило, являются правопреемниками участвующих в реорганизации обществ

В доктрине устоявшимся является подход, в соответствии с которым возникновение в процессе учреждения или реорганизации нового субъекта права есть результат наступления совокупности юридических фактов, каждый из которых порождает правовые последствия, приводящие в конечном счете к созданию одного, а в случае реорганизации (разделения, выделения) - иногда и нескольких новых юридических лиц

На наш взгляд, определенный научный и практический интерес представляет позиция, согласно которой юридический состав, влекущий возникновение общества, определяется исходя из периодизации процесса учреждения общества. В процедуре создания, хозяйственного общества следует выделить следующие этапы:

-разработка учредительной документации;

-принятие решения об учреждении общества (проведение учредительного собрания, в том числе формирование органов общества);

-формирование уставного капитала

-государственная регистрация общества

Отметим еще один важный аспект: для хозяйственных обществ, являющихся по своей правовой природе организациями корпоративного типа, существенное значение имеет процесс создания системы органов корпоративного управления и контроля. Таким образом, к числу юридических фактов, опосредующих процесс учреждения общества, следует отнести также факт формирования органов управления и контроля общества.

Учредители общества

Согласно п. 1 ст. 9 Закона об АО и п. 1 ст. 11 Закона об ООО создание общества путем учреждения осуществляется по решению одного или нескольких его учредителей. Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием (в отношении АО) или собранием учредителей общества (применительно к ООО).

Возможна ситуация, когда общество будет создано одним лицом.

Для защиты участников предпринимательского оборота в соответствии с положениями российского корпоративного законодательства хозяйственному обществу запрещается иметь в качестве единственного учредителя другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Изъятие из этого правила предусмотрено Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отношении обществ, создаваемых в сфере атомного энергопромышленного комплекса, где единственным акционером является государство.

По общему правилу учредителями юридического лица могут быть любые субъекты гражданского права, обладающие необходимой для этого правоспособностью и дееспособностью: граждане, юридические лица, а также публично-правовые образования (если такая возможность предусмотрена федеральным законом). Заметим, что согласно п. 1 ст. 10 Закона об АО учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Закон об ООО не определяет понятия "учредитель", хотя закрепляет его права и обязанности по созданию юридического лица

Действия, совершаемые учредителями хозяйственного общества, преследуют в первую очередь цель создания нового субъекта права. Однако наличие одной такой цели в действиях лица недостаточно для признания его учредителем. Равным образом, как и попытки определения понятия "учредитель" через перечень всех совершаемых учредителем действий.

По мнению Д.В. Ломакина, данные попытки, "помимо сложностей, связанных с формированием такого перечня, могут привести к дефиниции, содержащей внутренние противоречия. Например, если включить в определение понятия "учредитель" характеристики действий по внесению вклада в уставный капитал хозяйственного общества, то непонятно, как быть со статусом учредителя, уклоняющегося от внесения вклада" <1>. На наш взгляд, возникновение в процессе создания нового субъекта права есть результат наступления совокупности юридических фактов, каждый из которых порождает правовые последствия, приводящие в конечном счете к созданию юридического лица.

Закон может ограничивать состав учредителей различных видов юридических лиц <1>. Так, ст. 66 ГК РФ запрещает участвовать в хозяйственных обществах, в том числе акционерных, государственным органам и органам местного самоуправления, кроме случаев, когда иное предусмотрено законом.

Наши рекомендации