Государство и иные субъекты политической системы общества: соотношение и взаимодействие
Политическая система общества – это упорядочение на основе права и иных социальных норм совокупность институтов. в рамках которой осуществляется политическая власть и политическая система общества. Элементами политической системы является государство, политические партии, политические организации, общественные организации, общественные фонды, политическое сознание, социально - политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества, а также политические отношения, складывающиеся между элементами политической системы. К элементам политической системы относятся политическая практика, состоящая из политической деятельности и политического опыта.
Основными субъектами политической системы являются государство, политические партии, движения, общественные организации и общественные объединения и т.д.Государство – главный институт власти, определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяется на все слои общества, опирающаяся на средства и меры принуждения и выступающая в качестве основного представителя общества. Политические партии– это общественные объединения, целью которых является участие в политической жизни общества, в организации и осуществлении государственной власти путем участия в выборах и в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Общественные организации – это основанные на фиксированном членстве объединения граждан, создаваемые для реализации и защиты общественных интересов объединившихся лиц. Общественные фонды –это не имеющие фиксированного членства объединения, цель которых является в формировании имущества, в том числе, денежных средств в интересах третьих лиц. Политическое сознание –это отражение и осознание людьми своего политического бытия, политической действительности, интересов и целей политических сил общества, идеологические теории. Безграничное расширение среды, охватываемой политическим сознанием, ведет к отождествлению последнего с общественным сознанием вообще, в результате чего теряется смысл его выделения. Это равносильно отождествлению политической культуры с духовной культурой вообще. Для политического сознания характерно преобладание познавательных элементов, хотя она не сводится только к ним, в то время, как политическая культура присутствует в политическом сознании как бы незримо в виде фактора, влияющего на политическую систему, на формирование социально - политических ценностей, лежащих в основе идеологического и политического выбора, и конкретных политических мнений. В этом смысле политическое сознание вроде бы шире понятия политической культуры, но одновременно в ином контексте «политическая культура» шире, чем «политическое сознание», поскольку наличествует даже в тех случаях, когда политическое сознание выражено в слабой степени или вообще отсутствует. Политическое сознание являет собой лишь один из типов реализации политической культуры наряду с неосознанным реакциями и поведенческими актами. В целом политическое сознание функционирует и самовоспроизводится всегда в определенной политико-культурной среде. Вместе с тем оно есть и условие, и средство воспроизводства политической культуры. В структуре политического сознания выделяют теоретико - научное осмысление политических реалий и эмпирическое (обыденное) восприятие политики, политической реальности, не имеющее концептуальной формы, а складывающееся на основе мироощущений непосредственного жизненного опыта, некоторых элементарных политических знаний, социально - психологических установок. Эти уровни органично связаны между собой. Функциями политического сознания являются познавательная, коммуникативная, регулятивная, идеологическая, прогностическая, воспитательная. В политическое сознание включаются и такие компоненты, как нормы и правила политической игры, поведенческие стереотипы, политическая символика.
Место и роль государства в политической системе, его взаимодействие с институтами политической системе. Большое теоретическое и практическое значение имеет определение место государства в политической системен общества. Государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать как важную составную часть этой системы, как её особое звено. Это обусловлено следующими обстоятельствами: 1) В отличие от других элементов политической системы государство охватывает всё население проживающее на его территории 2) Обладает монополией на правотворчество 3) располагает специальным аппаратом управления и принуждения 4) Обладает системой юридических средств воздействия на общественные отношения 5) является единственным носителем суверенитета, основным источником реализации политической власти. Занимая особое место в политической системе общества, государство может подменить эту систему, что и происходит с тоталитарным и фашистским режимом. Чрезмерное вмешательство государства в политическую жизнь общества приводит к беззаконию и произволу. Поэтому важно конституционно установить и реально обеспечит пределы деятельности государства, вывести из сферы его влияния те политические отношения, которые должны быть свободны от его регулирования. Нормальное функционирование политической системы обеспечивается правовым регулированием деятельности политических партий и общественных организаций которое сводится к следующему: никто не может быть принуждён к вступлению в какую либо партию или организацию; партии и общественные объединения свободно создаются на основе уставных документов и регистрации; эти политические институты не должны ущемлять основные права и свободы граждан; Решение политических партий не обязательны для органов государства; создание организационных структур политических партий недопустимо в государственных органах; действие государственных органов и должностных лиц по ограничению деятельности партии запрещены законом; Партии и общественные организации не могут призывать к свержению конституционного строя и пропагандировать национальную, социальную и религиозную роль.