Финансово-экономическая основа местного самоуправления. Проблемы разграничения бюджетов и объектов собственности между субъектом Российской Федерации и местным самоуправлением
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.
В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.
В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
До разграничения государственной собственности на землю в местный бюджет в полном объеме поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах муниципальных образований и предназначенных для целей жилищного строительства.
Разграничение собственности на государственную и муниципальную до сих пор вызывает много проблем. Объясняется это, прежде всего, единым публично-правовым статусом субъектов государственной и муниципальной собственности: наличием у них особых властных полномочий, позволяющих принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществлением своих прав собственности в публичных (общественных) интересах и отсутствием должной нормативной базы, регулирующей данные отношения.
Кроме того, право государственной собственности и право муниципальной собственности характеризуются множественностью субъектов. В роли субъектов государственной собственности выступают Российская Федерация в целом и ее субъекты - республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления (пункт 3 статьи 214 ГК РФ). Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и согласно своей компетенции лишь осуществляют те или иные правомочия публичного собственника. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От их имени в гражданском обороте правомочия могут осуществлять те или иные органы в соответствии со своей компетенцией (статья 125 ГК РФ).
Порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации должен устанавливаться специальным законом (статья 214 ГК РФ). В его отсутствие сохраняет силу постановление Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.91 № 3020-I ( далее - Постановление ВС РФ от 27.12.91 № 3020-I), которое в настоящее время продолжает оставаться основополагающим нормативным актом, регулирующим вопросы разграничения публичной собственности.
Постановлением ВС РФ от 27.12.91 № 3020-I предусмотрена возможность передачи объектов, находящихся в государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 № 114-рп. В соответствии с названным Положением Совет народных депутатов города утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, которые регистрируются в комитете по управлению имуществом области. Не исключенные из них объекты считаются переданными в муниципальную собственность города с момента принятия решения Советом народных депутатов области об их передаче или по истечении 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято. Таким образом, для отнесения объекта к муниципальной собственности требуется соблюдение определенного порядка, установленного вышеназванным Положением.
31. Задачи и основное содержание современной административной реформы в России
Периоды реализации административной реформы в современной России:
· Указ Президента Российской Федерации № 824 от 23 июля 2003 года «О мерах по проведению Административной реформы в 2003 – 2004 годах»
· Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р «О концепции Административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2010 гг.» (далее – Концепция административной реформы).
Некоторые исследователи (Т.Я. Хабриева, А.Ф. Ноздрачева и Ю.А.Тихомирова) придерживаются следующей периодизации:
1. 1992 – 1993 гг. Департизация государственного аппарата и формирование конкретных федеральных органов исполнительной власти.
2. 1996 - 1998 гг. Подготовка вариантов концепции административной реформы.
3. 1999 – 2000 гг. Подготовка концепции государственного строительства, включающей основные идеи концепции административной реформы 1998 г.
4. 2003 – 2005 гг. Практическое осуществление административной реформы по направлениям: оптимизация функций органов исполнительной власти и структуры исполнительной власти; реформирование государственной службы; совершенствование управленческих процедур; создание административной юстиции.
5. Разработка программы административной реформы до 2010 года.
до 2005 г. отсутствовали базовые концептуальные и программные документы, четко регламентирующие цели, задачи и содержание административной реформы
приоритетные направления реформы в 2003 - 2004 годах (Указ президента):
· ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, прекращение избыточного государственного регулирования;
· исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов ИВ;
· развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
· организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
· завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами ИВ и органами ИВ субъектов РФ, оптимизация деятельности.
Указ Пр. – распоряжение Правительства от 2003 – образована спец.комиссия – Постановление Правительства 2005
Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов ИВ" - образованы новая система и структура федеральных органов ИВ. Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию возложены на федеральные министерства, функции контроля и надзора - на федеральные службы, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом - на федеральные агентства.
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" – реформирование системы закупок для государственных и муниципальных нужд: принят
Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р «О концепции Административной реформы в РФ в 2006 – 2010 гг.»
Цели реформы:
· повышение качества и доступности гос.услуг (введение стандартовгос.услуг, административных регламентов);
· ограничение вмешательства государства в деятельность предпринимателей, прекращение избыточного государственного регулирования;
· повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Задачи:
· внедрение в органах ИВ принципов и процедур управления по результатам;
· разработка и внедрение стандартов гос. услуг, предоставляемых органами ИВ
· оптимизация деятельности органов ИВ и введение механизмов противодействия коррупции;
· повышение эффективности взаимодействия органов ИВ и граждан и прозрачности деятельности органов ИВ;
· модернизация системы информационного обеспечения органов ИВ;
В России в период с 2000 по 2005 гг. ряд направлений:
· формирование института полпредов Президента в федеральных округах;
· новый порядок формирования Совета Федерации; формирование Госсовета;
· ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства;
· исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов ИВ;
· развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
· организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
· завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации;
· оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
· наделение полномочиями высшего должностного лица субъекта по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Задачи, введенные распоряжением Правительства РФ от 09.02.2008 N 157-р
· единой вертикально интегрированной автоматизированной системы мониторинга результативности деятельности органов государственной (ГАС "Управление");
· создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
· организация предоставления государственных услуг в электронной форме;
Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 N 2516-р «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде». Цель программы - повышение эффективности деятельности по формированию электронного правительства, увеличение доли граждан, использующих получение услуг в электронном виде. Для этого необходимо обеспечить удобство и предсказуемость процедур взаимодействия с органами, предоставляющими услуги, при получении услуг.
Противодействие коррупции:
ФЗ от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"
ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ» (внимание на обязанностях служащих)