Вопрос № 64 Экономическая основа местного самоуправления. Особенности правового режима муниципальной собственности.

Понятие экономической основы местного самоуправления дано в ст. 49 Закона о местном самоуправлении (2003):

≪Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований≫.

Европейская Хартия местного самоуправления (ст. 9) отражает принцип соответствия ресурсов местного самоуправления исполняемым функциям. Данный принцип означает, что государство берет на себя обязанность по созданию экономических условий для развития местного самоуправления. В связи с этим Европейская Хартия, в частности, устанавливает следующее:

— органы местного самоуправления имеют право в рамках национальной экономической политики получать достаточные собственные финансовые средства, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;

— по меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;

— финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это реально возможно, за изменением расходов, связанных с осуществлением местными органами своих полномочий;

— защита более слабых в финансовом плане органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащего на них бремени расходов;

— предоставляемые местным органам самоуправления субсидии, по возможности, не должны предназначаться на

финансирование конкретных проектов;

— для займа средств на капиталовложения местные органы самоуправления должны с учетом законодательства иметь доступ к национальному рынку ссудного капитала.

Понятие экономической основы местного самоуправления шире понятия муниципальной собственности, так как включает различные виды собственности, которой органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются

(ст. 132. Конституции РФ) и за счет которой решаются вопросы местного значения.

Муниципальная собственность представляет собой отдельную форму собственности, существующую параллельно с государственной. Соответственно, право муниципальной собственности должно рассматриваться как самостоятельное право собственности. По своему характеру и юридической природе оно находится в одном ряду с правом государственной собственности. Их сближает то, что через посредство органов публичной власти оба названных права призваны обеспечивать общественные, а не частные интересы. Но между ними имеются и существенные различия. Если субъектами права государственной собственности являются государство и государственные образования как публично-властные структуры, отделенные от гражданского общества, то в качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, иными словами, население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления .

Правовой режим муниципальной собственности в общем виде определяется ст. 215 ГК РФ. Данная статья относит к муниципальной собственности имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Под другими муниципальными образованиями следует понимать городские округа, муниципальные районы и внутригородские территории городов федерального значения.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации муниципальная собственность признается и защищается наравне с частной, государственной и иными формами собственности. В части 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Правовое регулирование муниципальной собственности осуществляется международными договорами, Конституцией РФ, Федеральным законом № 131 -ФЗ, Гражданским кодексом РФ и другими федеральными за­конами.

Объектом муниципальной собственности является муни­ципальное имущество. В соответствии со ст. 50 Федерально­го закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное:

· для решения вопросов местного значения;

· осуществления отдельных государственных полномо­чий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

· обеспечения деятельности органов местного само­управления и должностных лиц местного самоуправ­ления, муниципальных служащих, работников муни­ципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительно­го органа муниципального образования;

· решения вопросов, право решения которых предос­тавлено органам местного самоуправления федераль­ными законами и которые не отнесены к вопросам ме­стного значения.


Наши рекомендации