Организация выборов. Избирательные округа, участки, избирательные комиссии. Признание выборов недействительными или несостоявшимися
Изб о́круг — тер-я, от кот избирателями выбирается депутат (депутаты) представит органа или выборное должн лицо (выборные должн лица).
В рос изб праве известны след виды изб округов:единый, многомандатный, одномандатный.
Изб уча́сток — террит единица, образуемая в период выборов и референдумов для проведения голосования и подсчёта голосов; изб-ми участками также называют помещения для голосования (пункты голосования).
Изб комиссии — независимые коллег органы, формируемые в соотв с изб законодательством, организующие и обеспеч подготовку и проведение выборов различного уровня. При проведении референдумов изб комиссии действуют в качестве комиссий референдума.
В РФ действует сложная и неоднородная система избирательных комиссий.ЦИК РФ, ИКСы РФ, террит изб комиссии, изб ком муницип образований, окружные изб ком, участковые изб ком.
Комиссии обеспечивают реализацию и защиту изб прав и права на участие в референдуме гр-н РФ, осущ подготовку и проведение выборов и референдумов в РФ. Комиссии обяз в пределах своей компетенции рассм поступившие к ним в период изб кампании, обращения о наруш закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письм ответы в 5дневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно
Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации составляет пять лет.
ЦИК РФ состоит из 15 членов. Пять членов - назн ГосДумой. 5 членов назн-ся СФ ФС РФ. 5 членов – През-том РФ.
ЦИК РФ:
а) осущ контроль за собл изб прав и права на участие в референдуме граждан рф;
в) обесп реализацию мероприятий, связ с подготовкой и проведением выборов, развитием изб системы в рф.
г) осущ меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, изб объединениями для проведения предвыборной агитации.
д) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов.
е) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;
к) рассм жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
1. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов, референдума лично. О результатах выборов, референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов, референдума.
9. Соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов, референдума субъекта рф, местного референдума недействительными: выявлены нарушения, не позволяющие подтвердить достоверность результатов. по решению суда.
Мажоритарная избират система
По методике определения победителя
Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.
В абсолютном бол-ве считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос избирателя.
На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании, Японии, в США при выборах депутатов конгресса и др. Мажоритарная избирательная система относительного большинства чаще всего применяется в одномандатных избирательных округах. В англоязычных странах название этой системы — система «первого, который считается избранным» или «первого, оказавшегося избранным».
При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины — 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.
Разновидность системы относительного большинства — блоковая система, когда избиратель из наделенного «блока» голосов по одному передает каждому из кандидатов. В случае если у избирателя количество голосов равно количеству голосов, замещаемых в многомандатном округе, то это блоковая система неограниченного вотума. Если количество голосов меньше числа мандатов — блоковая система ограниченного вотума. В предельном случае гражданину может быть предоставлена возможность голосования только за одного кандидата — система одного (или единственного) непередаваемого голоса.