Карл Манхейм (1893-1947)

Выдающийся немецкий философ и социолог, классик теории идеоло­гии. Обосновывал положение, согласно которому продукты и формы мыш­ления групп людей определяются характером этих групп и их местом в су­ществующей действительности; в итоге возникают разные «стили мышле­ния» с отличающимися представлениями, ценностями и нормами. Выделил две специфические системы взглядов, связанные со стилями мышления, и обозначил их терминами «идеология» и «утопия». Идеология складывается у господствующей группы и представляет собой апологию существующего социально-политического порядка. Утопия - это негативный вариант идео­логии, она формируется в сознании угнетенных групп людей, которых не удовлетворяет существующая действительность, и потому они заинтересо­ваны в ее разрушении или преобразовании. Однако отличить одно от друго­го, по его же признанию, чрезвычайно сложно. Основные сочинения: «Идеология и утопия», «Человек и общество в эпоху преобразования», «Диагноз нашего времени», «Консервативная мысль».

Источники: Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 54-55; Манхейм, К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. М„ 1994.

Как пишет Манхейм, толчком для его обращения к пробле­ме идеологии и утопии послужил тот поразительный факт, что один и тот же мир может представляться различным наблюда­телям разным. Он поставил задачу описать мышление не так, как оно показано в учебниках логики, а как действительно функ­ционирует в качестве орудия коллективного действия в обще­ственной жизни и политике. Результатом предпринятого им ис­следования стал вывод о том, что «конкретное положение субъ­екта, его социальное бытие является одним из конститутивных [т.е. определяющих. — В.М.] факторов в формировании мне­ний, утверждений и знаний субъекта» [12]. При этом он устано­вил факт предопределенности мышления групп людей — обра­за, типа их мышления — характером этих групп и их положени­ем в окружающей действительности. Предметом мышления групп людей всегда являются ими же выделяемые элементы существующей действительности, которые имеют для данных групп реальную значимость, а результатом мышления - пони­мание и объяснение ими этой действительности, осознание своего положения в ней, выражение своего отношения к ней и обоснование отвечающего их интересам социально-политиче­ского порядка. Именно такого рода мысли, мнения и представ­ления групп людей среди всего многообразия идей, согласно Манхейму, и составляют содержание той или иной идеологии. Иными словами, идеология есть продукт (идеи, понятия, пред­ставления, принципы, цели) такого способа мышления групп людей, при котором эти группы воспринимают, объясняют и оценивают явления окружающей их действительности с пози­ций своего положения в ней, своих жизненных потребностей и интересов [13].

Вполне вероятно, полагает Манхейм, что мысль о наличии феномена, названного им идеологией, возникло в сфере по­вседневного опыта политической практики. В подтверждение он ссылается на пример эпохи Возрождения, когда в среде со­отечественников Макиавелли это же наблюдение получило свое выражение в поговорке: во дворце мыслят ина­че, чем на площади. Из этого факта Манхейм делает вывод о том, что индивиды, независимо от того, сознают они это или нет, воспринимают мир под углом зрения той группы, с которой они себя идентифицируют. «Люди, живущие в груп­пах, — пишет он, — сосуществуют не просто физически, в каче­стве дискретных индивидов. Люди воспринимают предметы окружающего мира не на абстрактном уровне созерцательного разума и не только в качестве отдельных индивидов. Напротив, они действуют совместно — друг с другом и друг против друга — и различных по своей организации группах и, совершая эти действия, мыслят друг с другом и друг против друга. Эти свя­занные в группы индивиды стремятся в соответствии с ха­рактером и положением группы, к которой они принадле­жат, либо изменить окружающий их мир природы и обще­ства, либо сохранить его в существующем виде. Направлен­ность этой воли в сторону изменения природы и общества или сохранения их неизменными, эта коллективная деятель­ность и способствует возникновению проблем, понятий и форм мышления людей определенной группы. В соответ­ствии со специфической коллективной деятельностью, в ко­торой участвуют люди, они склонны различным образом ви­деть окружающий мир» [14].

Как видно, К. Манхейм, вслед за К. Марксом и Ф. Энгель­сом, признает наличие в структуре сознания социального субъ­екта (коллективного или индивидуального) идей — определен­ных мнений, утверждений и представлений, — обусловленных не присущими явлениям объективной действительности свой­ствами, а характером субъекта и его положением в системе об­щественных отношений. Такого рода идеи он также обознача­ет термином «идеология». Однако, в отличие от Маркса и Энгельса, он не отбросил их как «ложное сознание» и потому не представляющие по сравнению с позитивным знанием ни­какого практического значения, а, напротив, рассмотрел в них особый феномен, выполняющий важную функциональную роль в жизнедеятельности субъекта. В его понимании, содержа­ние идеологии, равно как и утопии, составляют те идеи и пред­ставления, которые определяются социальным бытием субъек­та и отвечают его интересам и устремлениям.

Данные положения так или иначе находятся в основе всех последующих интерпретаций феномена идеологии, поэтому не будет преувеличением сказать, что благодаря К. Манхейму по­нятие «идеология» заняло свое место в ряду важнейших катего­рий политической науки.

Таким образом, К. Манхейму, идеология - это продукт мышления определенных групп людей, который, как и тип их мышления, предопределяется характером этих групп и их по­ложением в существующей действительности. Предметом мышления определенной группы людей являются те элемен­ты действительности, которые представляют для нее практи­ческий интерес. В качестве результата мышления выступает определенное понимание и объяснение данной группой су­ществующей действительности, осознание своего положения в ней и выражение своего отношения к ней. В этом состоит суть идеологии как социально-духовного феномена, ее родо­вой признак, то есть критерий того, что «во всей совокупно­сти идей является идеология» [15]. Указанное понимание идеологии лежит в основе всех имеющихся ныне ее определе­ний. Встречающиеся же отступления от него означают не что иное, как использование термина «идеология» для обозначе­ния каких-либо иных социальных явлений.

Наши рекомендации