Карл Манхейм (1893-1947)
Выдающийся немецкий философ и социолог, классик теории идеологии. Обосновывал положение, согласно которому продукты и формы мышления групп людей определяются характером этих групп и их местом в существующей действительности; в итоге возникают разные «стили мышления» с отличающимися представлениями, ценностями и нормами. Выделил две специфические системы взглядов, связанные со стилями мышления, и обозначил их терминами «идеология» и «утопия». Идеология складывается у господствующей группы и представляет собой апологию существующего социально-политического порядка. Утопия - это негативный вариант идеологии, она формируется в сознании угнетенных групп людей, которых не удовлетворяет существующая действительность, и потому они заинтересованы в ее разрушении или преобразовании. Однако отличить одно от другого, по его же признанию, чрезвычайно сложно. Основные сочинения: «Идеология и утопия», «Человек и общество в эпоху преобразования», «Диагноз нашего времени», «Консервативная мысль».
Источники: Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 54-55; Манхейм, К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. М„ 1994.
Как пишет Манхейм, толчком для его обращения к проблеме идеологии и утопии послужил тот поразительный факт, что один и тот же мир может представляться различным наблюдателям разным. Он поставил задачу описать мышление не так, как оно показано в учебниках логики, а как действительно функционирует в качестве орудия коллективного действия в общественной жизни и политике. Результатом предпринятого им исследования стал вывод о том, что «конкретное положение субъекта, его социальное бытие является одним из конститутивных [т.е. определяющих. — В.М.] факторов в формировании мнений, утверждений и знаний субъекта» [12]. При этом он установил факт предопределенности мышления групп людей — образа, типа их мышления — характером этих групп и их положением в окружающей действительности. Предметом мышления групп людей всегда являются ими же выделяемые элементы существующей действительности, которые имеют для данных групп реальную значимость, а результатом мышления - понимание и объяснение ими этой действительности, осознание своего положения в ней, выражение своего отношения к ней и обоснование отвечающего их интересам социально-политического порядка. Именно такого рода мысли, мнения и представления групп людей среди всего многообразия идей, согласно Манхейму, и составляют содержание той или иной идеологии. Иными словами, идеология есть продукт (идеи, понятия, представления, принципы, цели) такого способа мышления групп людей, при котором эти группы воспринимают, объясняют и оценивают явления окружающей их действительности с позиций своего положения в ней, своих жизненных потребностей и интересов [13].
Вполне вероятно, полагает Манхейм, что мысль о наличии феномена, названного им идеологией, возникло в сфере повседневного опыта политической практики. В подтверждение он ссылается на пример эпохи Возрождения, когда в среде соотечественников Макиавелли это же наблюдение получило свое выражение в поговорке: во дворце мыслят иначе, чем на площади. Из этого факта Манхейм делает вывод о том, что индивиды, независимо от того, сознают они это или нет, воспринимают мир под углом зрения той группы, с которой они себя идентифицируют. «Люди, живущие в группах, — пишет он, — сосуществуют не просто физически, в качестве дискретных индивидов. Люди воспринимают предметы окружающего мира не на абстрактном уровне созерцательного разума и не только в качестве отдельных индивидов. Напротив, они действуют совместно — друг с другом и друг против друга — и различных по своей организации группах и, совершая эти действия, мыслят друг с другом и друг против друга. Эти связанные в группы индивиды стремятся в соответствии с характером и положением группы, к которой они принадлежат, либо изменить окружающий их мир природы и общества, либо сохранить его в существующем виде. Направленность этой воли в сторону изменения природы и общества или сохранения их неизменными, эта коллективная деятельность и способствует возникновению проблем, понятий и форм мышления людей определенной группы. В соответствии со специфической коллективной деятельностью, в которой участвуют люди, они склонны различным образом видеть окружающий мир» [14].
Как видно, К. Манхейм, вслед за К. Марксом и Ф. Энгельсом, признает наличие в структуре сознания социального субъекта (коллективного или индивидуального) идей — определенных мнений, утверждений и представлений, — обусловленных не присущими явлениям объективной действительности свойствами, а характером субъекта и его положением в системе общественных отношений. Такого рода идеи он также обозначает термином «идеология». Однако, в отличие от Маркса и Энгельса, он не отбросил их как «ложное сознание» и потому не представляющие по сравнению с позитивным знанием никакого практического значения, а, напротив, рассмотрел в них особый феномен, выполняющий важную функциональную роль в жизнедеятельности субъекта. В его понимании, содержание идеологии, равно как и утопии, составляют те идеи и представления, которые определяются социальным бытием субъекта и отвечают его интересам и устремлениям.
Данные положения так или иначе находятся в основе всех последующих интерпретаций феномена идеологии, поэтому не будет преувеличением сказать, что благодаря К. Манхейму понятие «идеология» заняло свое место в ряду важнейших категорий политической науки.
Таким образом, К. Манхейму, идеология - это продукт мышления определенных групп людей, который, как и тип их мышления, предопределяется характером этих групп и их положением в существующей действительности. Предметом мышления определенной группы людей являются те элементы действительности, которые представляют для нее практический интерес. В качестве результата мышления выступает определенное понимание и объяснение данной группой существующей действительности, осознание своего положения в ней и выражение своего отношения к ней. В этом состоит суть идеологии как социально-духовного феномена, ее родовой признак, то есть критерий того, что «во всей совокупности идей является идеология» [15]. Указанное понимание идеологии лежит в основе всех имеющихся ныне ее определений. Встречающиеся же отступления от него означают не что иное, как использование термина «идеология» для обозначения каких-либо иных социальных явлений.