Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб

Объектом преступления, предусмотренного ст. 203 УК, является установленный порядок осуществления частной детективной и охранной деятельности, а также здоровье граждан, пострадавших в результате противоправных действий сотрудников частных детективных и охранных предприятий.

Порядок осуществления частной детективной и охранной деятельности регулируется Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Объективная сторона преступления по ч. 1 ст. 203 состоит в превышении полномочий, предоставленных лицензией на право осуществления частной детективной или охранной деятельности, совершенном вопреки задачам этой деятельности.

Статья 7 Закона «О частной детективной и охранной деятельности» запрещает частным детективам скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений; выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов; собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц.

Таким образом, превышением полномочий частным детективом будет как совершение действий, запрещенных законом, так и выход за их пределы при оказании сыскных услуг. Превышение полномочий определяется на основании лицензии на право осуществления частной детективной или охранной деятельности, поскольку диспозиция ч. 1 ст. 203 содержит прямое указание об этом. Полномочия частного детектива или охранника конкретизируются в договорах, заключенных с клиентами.

Превышение полномочий вопреки задачам частной детективной деятельности имеет место, когда действия виновного направлены на нарушение закона (например, установление прослушивания телефонных переговоров) либо связаны с воспрепятствованием деятельности правоохранительных или судебных органов.

В соответствии с Законом «О частной детективной и охранной деятельности» лицам, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности, разрешается применение специальных средств и оружия, а детективам — специальных средств.

Превышение полномочий охранниками имеет правовую природу, аналогичную противоправным действиям частных детективов.

Обязательным элементом объективной стороны является применение или угроза применения насилия. По смыслу ч. 1 ст. 203 насилие может быть любым, а угроза его применения обладает признаками угроз, используемых при совершении других преступлений (грабеж и пр.). В иных случаях превышение полномочий не является уголовно наказуемым. — Отметим, что с 1 января 2010 г. вступит в силу новая редакция ст. 203 УК, согласно которой будет наказываться превышение полномочий, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых интересов общества или государства, совершенное не только с применением насилия, но и иными способами.

Преступление считается оконченным с момента применения или высказывания угрозы применения насилия.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъектом преступления является руководитель или служащий частной охранной или детективной службы.

Часть 2 ст. 203 квалифицированным видом преступления называет наступление тяжких последствий. К тяжким последствиям можно отнести смерть потерпевшего и др.

Коммерческий подкуп

Статья 204 УК построена аналогично ст. 184, поскольку устанавливает ответственность как за незаконную передачу имущества или оказание услуг имущественного характера, так и за незаконное их принятие.

Объектом преступления являются интересы службы, возникающие в негосударственных организациях.

Предмет коммерческого подкупа составляют деньги, ценные бумаги, иное имущество или услуги имущественного характера (ремонт квартиры, предоставление туристических путевок и пр.).

Объективная сторона преступления по ч. 1 ст. 204 выражается:

• в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества;

• незаконном оказании ему услуг имущественного характера. Незаконность передачи имущества или оказания услуг вытекает из цели преступления. Коммерческий подкуп совершается виновным за совершение действий (бездействия) в его интересах в связи с занимаемым лицом, выполняющим управленческие функции в негосударственной организации служебным положением. При этом интересы виновного противоречат интересам организации, в которой работает подкупаемое им лицо.

Действия (бездействие) совершаются в интересах дающего в случаях удовлетворения с их помощью его потребностей (или потребностей лиц, в интересах которых он действует).

Действия (бездействие) в пользу виновного могут быть совершены в связи с занимаемым лицом, в отношении которого осуществляется подкуп, служебным положением, если это лицо обладает организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями в той части, которая интересует виновного. В ч. 1 ст. 204 указано, что это лицо должно выполнять управленческие функции в коммерческой или иной негосударственной организации, то есть соответствовать критериям, установленным Примечанием к ст. 201.

Совершенные действия должны противоречить интересам коммерческой организации, где работает подкупаемое лицо, или быть незаконными по своей природе (например, заключение сделки, противоречащей основам правопорядка и нравственности).

Преступление является оконченным с момента незаконной передачи имущества или оказания услуг имущественного характера. Если лицо, в отношении которого осуществляется подкуп, заявило об этом в правоохранительные органы и противоправные действия были пресечены, то ответственность виновного наступает по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 204. Факт совершения действий (бездействия) в пользу дающего влияет только на квалификацию действий лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой организации.

Часть 2 ст. 204 в качестве квалифицирующего признака деяния называет соучастие в форме группы лиц по предварительному сговору или организованной группы.

Коммерческий подкуп считается совершенным группой лиц по предварительному сговору, когда о совершении преступления заранее договорились двое и более лиц. Организованная группа предполагает устойчивое объединение для совершения одного или нескольких преступлений.

Часть 3 ст. 204 предусматривает ответственность лица, выполняющего управленческие функции в негосударственной организации, принявшего предмет коммерческого подкупа.

Объективная сторона преступления выражается в незаконном получении денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконном пользовании услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего.

Получением является принятие предмета подкупа лицом, выполняющим управленческие функции в негосударственных организациях. Пользование услугами имущественного характера также состоит в их принятии виновным.

Получение незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»).

Использование виновным служебного положения означает, что действия (бездействие), совершения которых добивается лицо, передающее имущество или оказывающее услуги имущественного характера, находятся в служебной компетенции виновного.

Получение виновным денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество. Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на коммерческий подкуп, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанными лицами.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что получает незаконное вознаграждение за осуществление действий (бездействия) в пользу дающего с использованием служебного положения, и желает этого. Реальное совершение этих действий не охватывается нормой ч. 3 ст. 204, то есть не влияет на квалификацию.

Субъектом преступления является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой организации, статус которого определен в Примечании к ст. 201.

В ч. 4 ст. 204 указаны два квалифицирующих признака получения предмета коммерческого подкупа:

• соучастие в форме группы лиц по предварительному сговору или организованной группы (п. «а» ч. 4 ст. 204);

• сопряженность с вымогательством (п. «б» ч. 4 ст. 204).

Предмет коммерческого подкупа надлежит считать полученным по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два и более должностных лица или два и более лица, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения.

Организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого в организованную группу могут входить лица, не выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений.

Вымогательство означает требование лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Наши рекомендации