Минарет в Дели. XIII в
Литература средневековой Индии создавалась преимущественно санскритом (древнейшая литературный язык ариев). Этот язык выполняла ту же роль, что и латынь в Европе. Знаменитым поэтом и драматургом тогдашней Индии был Калидасы. После мусульманских завоеваний индийские поэты начали использовать народный язык, арабский и персидский.
Индийцы очень любили музыку и танцы. Но их танцы были ритуальными - они языком танца рассказывали целые истории из жизни богов и героев. В индийском танце каждое движение тела, рук, ног, особенно пальцев, каждый жест то означают. Искусство танца приравнивалось к ремеслу. Оно опановувалосягодами.
Любили индийцы игры и развлечения. Любимыми были шахматы, которые распространились по всему миру. У любителей острых ощущений популярной была игра в кости.
Проверьте, как запомнили
1. Какой раздел существовал в индийском обществе? Что нового в этом разделении появилось в Средние века?
2. Которые религии имели распространение на территории Инди в Средние века?
3. Кто из завоевателей оставил заметный след в Индии: гунны или арабы?
4. Когда было создано Делийский султанат?
5. Сколько лет просуществовал Делийский султанат?
6. Назовите причины гибели Делийского султаната.
7. Укажите цели и последствия похода Тимура в Индию.
8. Каким был вклад индийской культуры в сокровищницу мировой?
9. О чем рассказывает танец индейцев?
Подумайте и ответьте
1. Чем касты отличаются от варн?
2. Которые существовали правила взаимоотношений между варнами и кастами?
Дополнительный материал:
1. Касты и община. Важнейшей особенностью жизни Индии в Средние века было сохранение варново-кастовой системы, возникновение которой восходило к эпохе Вед. Варны составляли костяк этой системы, однако дифференциация внутри варн привела к появлению многочисленных каст — замкнутых групп людей, принадлежность к которым определялась наследственными занятиями, профессией, выполнением специфических социальных функций. Касты образовывали сложную иерархическую систему. Существование её было освящено индуизмом — самой распространённой религией в Индии. Общение между кастами было обусловлено множеством ограничений, которые предписывалось неукоснительно соблюдать. Самое низкое положение занимали касты неприкасаемых. К ним принадлежали люди, занимавшиеся «нечистыми» работами — уборкой мусора, обработкой кож и т. п. Представителям других каст было строго запрещено общаться с ними.
Жизнь индийцев регулировалась кастовыми принципами: они сохраняли стабильность в жизни низших общественных слоёв, относительную независимость от центральной власти. Эти принципы, строго определявшие, что должен делать каждый человек, зная своё место, права и обязанности, делали индийскую общину саморегулирующейся.
Наиболее высокое положение в общине занимали земледельцы, владевшие земельными наделами и имевшие наследственное право на них. Зажиточные землевладельцы-общинники нанимали для обработки своих участков представителей каст неприкасаемых за мизерную оплату. Распределение в общине было тоже строго регламентированным: каждый получал ту долю общественного продукта, которая причиталась ему в соответствии с кастовой принадлежностью.
Существование варново-кастового строя в значительной мере изолировало общину от политических изменений, в которых были задействованы верхи общества, в частности от вооружённой борьбы за власть. Этим объясняется то, что в средневековой Индии не было крупных волнений, подобных, например, крестьянским восстаниям в Китае. Варново-кастовая система обеспечивала устойчивость и традиционность индийского общества.
В городах общинно-кастовая система была ещё более жёсткой. Общины здесь, как правило, формировались одной кастой, определявшейся профессиональной принадлежностью её членов. Существовали касты ремесленников — оружейников, гончаров, ткачей, красильщиков и др.
В средневековой Индии было много процветающих городов с большим населением. Творения ремесленников высоко ценились в других странах. Индийские города и государства имели разветвлённые торговые связи со странами Востока. Индийские товары достигали и Европы, где в основном считались предметами роскоши, — изысканные ткани, ювелирные изделия, пряности.
2. Религия и культура. В средневековой Индии исключительно важной была роль религии, которая во многом определяла социальную структуру общества, формировала мироощущение людей. Однако в религиозной сфере не было единообразия. С первых веков н. э. начался процесс ослабления влияния буддизма, уступившего позиции традиционной религии — индуизму, который тоже не был единообразным: в нём существовало много направлений и сект. Огромное количество богов в индуистском пантеоне предоставляло широкий выбор для предпочтения того или иного культа. Однако едиными для всех индуистов были установления дхармы и ахимсы, которые вошли и в буддизм. Дхарма, закон, обязанность, истина, добродетель, предписывала неуклонное соблюдение установленных богами принципов отношений между людьми, безусловного подчинения низших каст высшим; сохранение образа жизни, культов и обычаев, изначально определённых для каждой касты. Соблюдение дхармы считалось добродетелью, нарушение — грехом. Ахимса, запрет на причинение боли живым существам, также возводилась в ранг долга, который обязан был исполнять каждый индус. Ахимса была связана с представлениями о переселении душ. Индуистская религия делала индийское общество особенно устойчивым к социальным переменам, питала его традиционализм.
С XII в. начинает распространяться движение Бхакти, зародившееся в Южной Индии. Его сторонники отрицали божественное происхождение варново-кастовой системы. В индийских городах часть ремесленников и торговцев исповедовала джайнизм.
Когда Северная Индия была завоёвана мусульманами, возникли попытки соединить традиционные индуистские верования с исламом.
Конечный результат этого исламского вторжения, охватившего полностью весь средневековый период, довольно поучителен. Приверженцы индуизма, не обратившиеся в новую веру, были обязаны платить более или менее обременительный налог, известный под названием джизьи, но постепенно восторжествовали старые порядки. Индуизм, по-видимому, не подвергся влиянию догматов ислама или пяти способов его исповедания, т. е. тех принципиальных конфессиональных положений, благодаря которым ислам стал наиболее чётко выраженной и декларативной из всех мировых религий. С другой стороны, ислам оказался втянут в неизбежный процесс ассимиляции культуры Южной Азии, который выразился в серии небольших видоизменений, ставших очевидными уже к концу средневекового периода... Они включают в себя принятие кастовой иерархии и ограничений, создающих целую гамму различий между теми людьми, которые считаются «чистыми», и теми, кто попал в разряд «нечистых»; признание института наставников, подобных гуру и обладающих большой духовной силой, и института нищенствующих подвижников, напоминающих йогов или святых (садху)... особые техники медитации...
Д. Найп
Каков был результат взаимодействия ислама и индуизма? Подумайте, почему он был именно таким.
Своеобразный синтез мусульманских и индуистских элементов был осуществлён в XVI в. в религии сикхизма. Сикхи признавали существование единого не персонифицированного бога, отрицали касты и племенные культы. Сикхи активно боролись против существующих порядков и империи Великих Моголов. Эта борьба завершилась созданием собственного сикхского государства.
Со времени утверждения мусульманского владычества в Северной Индии появился особый стиль исламской архитектуры. Замечательным её памятником является Кутб-Минар (Башня Победы), высота которого составляет 87 м.
История средневековой Индии — это история взаимопроникновения и переплетения различных этносов, культур и религий, образовавших живое единство индийской цивилизации.
Индия до начала XIII в. - общество, в котором очень многое определялось индуизмом, сумевшим оттеснить буддизм. В период Делийского султаната (1206-1526) и империи Великих моголов (1526-1858) в Индии получил распространение ислам. Именно в Средние века ислам стал основной религией в Иране, Средней Азии, Северной Африке, Малой Азии. В Японии в целом прочно утвердился буддизм, хотя и был вынужден считаться с традиционным японским синтоизмом. Приверженность традиции, готовность к воспроизводству давно сложившихся и испытанных форм государственной и социальной жизни - таковы, по мнению историков, особенности средневекового Востока. Перед нами традиционное общество со всеми его достоинствами и проблемами. Две оговорки, однако, необходимы. Во-первых, европейское средневековое общество тоже было традиционным. Преобладание аграрных занятий и интересов, сельское хозяйство и ремесло, основанные на ручном труде и непосредственной передаче накопленных производственных навыков из поколения в поколение, следование обычаю, возведенное в высший нравственный закон, устойчивая и малоподвижная система ценностей, основанная на христианских заповедях и учении церкви, стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению, корпоративная замкнутость сословий и социальных групп, дорожащих свободами и привилегиями, за ними закрепленными, общинность, поглощающая личность, - таковы его основные черты. Во-вторых, по уровню развития ремесел, торговли, техники обработки земли, благосостояния общества Восток вплоть до XVI в. опережал Европу.
Эхо ЭПОХИ
Сюан Цзан (китайский путешественник VII в.)
«Описание Индии». Фрагмент
Обычаи и одежда индийцев
Когда индийцы сидят или отдыхают, они используют циновки. Члены царской семьи, знатные лица и чиновники пользуются циновками, украшенными разнообразными рисунками, но по величине одинаковыми. Трон государя широкий, высокий, богато украшен драгоценными камнями и называется львиным троном. Трон покрыт тончайшей тканью. Скамеечка для ног государя украшена самоцветами...
Одежду индийцы не кроят и не шьют. Они очень любят белые ткани и мало ценят цветные или украшенные рисунком... Своё платье индийцы делают из шёлка и из хлопка. Шёлк производится диким шелковичным червём. У них имеются платья из особого вида конопли. Одежда делается также из ткани, вытканной из тонкой козьей шерсти...
Рассказ о письменности
Буквы у индийцев расположены в порядке, установленном Брахмой, и дошли до нашего времени в своей первоначальной форме. Это письмо, распространившись по Индии, дало разнообразные варианты в соответствии с местными особенностями...
В каждой области имеются свои чиновники, которые записывают происходящие события. Подробные записи такого рода называются нилапита. В них регистрируются хорошие и дурные события, счастливые и несчастные происшествия.
Рассказ о суде
Простой народ в Индии, хотя и неглубокомыслен, тем не менее честен и заслуживает уважения. В денежных делах индийцы бесхитростны и в отправлении правосудия внимательны к людям. Они боятся возмездия в будущих воплощениях души и равнодушны к земным делам. Индийцы не допускают обмана или предательства и верны данной клятве или обещанию. В управлении у них царит удивительная честность, а во всём поведении мягкость и любезность.
Уголовных преступников или бунтовщиков в Индии мало, и они лишь иногда доставляют беспокойство. Когда имеет место нарушение закона или покушение на власть государя, то дело тщательно расследуется и виновного в преступлении заключают в тюрьму. Телесных наказаний при этом не применяют, а человека перестают считать существующим и не заботятся, умрёт он или будет жить. Когда же совершается преступление против собственности или справедливости или когда человек виновен в неверности или в непочтении к родителям, то за это обрезают нос или уши, или отрубают руки или ноги, или изгоняют из страны, или прогоняют в безлюдную пустыню.
За другие проступки, кроме указанных выше, взимают небольшой денежный штраф, и это освобождает от иного наказания... Если обвиняемый упорно отрицает свою вину или, несмотря на наличие вины, старается оправдать себя, то для установления истины и принятия приговора применяют четыре рода ордалий (особых испытаний): водою, огнём, взвешиванием, ядом.
Какие сведения о характере народа и быте индийцев даёт нам источник? Можем ли мы на его основании говорить о наличии права в Индии? Обоснуйте свой ответ.