Роль и значение власти в обществе

Общество представляет собой определенную истерически сложившуюся форму общности

Людей.

Любому сообществу людей присущи различия между ними и определенная степень организованно­сти, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Разделение труда в экономике объективно ведет к формированию различных слоев, каст, классов людей. Отсюда и различия в их сознании, мировоззрении.

Социальный плюрализм лежит в основе формирования и политических идей, учений. Политическое устройство общества по логике вещей отражает его социальное разнообразие. Поэтому в любом обществе одновременно функционируют силы, стремящиеся к тому, чтобы превратить его в более или менее целостный организм. Иначе сообщество людей не есть общество. Государствообразующее общество - это такое исторически сложившееся общество, которое для ведения своих повседневных дел учреждает специальную политическую власть, называемую государством.

Государство выступает той внешней (обособляющейся в определенной мере от общества) силой, которая организует общество и охраняет его целостность. Государство- это публично учреждаемая власть, оно не есть общество, оно до некоторой степени отделяется от него и образует силу, при­званную организовать общественную жизнь, управлять ею. Таким образом, с появлением государст­ва общество раскалывается на две части - на государство и остальную, негосударственную часть, которая и является гражданским обществом.

Когда в государствообразующем обществе четко выделяются, с одной стороны, государство, а с другой - гражданское общество, то вопрос о соотношении государства и общества, по существу, превращается в проблему соотношения гражданского общества и его политической власти. Поэтому необходимо более подробно остановиться на понятии и сущности гражданского общества

Роль и значение власти в обществе.

6. Типы и формы государства.

Тип государства - это совокупность наиболее существенных черт, характерных для множества различных государств. Тип государства определяется на основе типологии, которая представляет собой научный процесс, связанный с поиском общих черт, присущих различным государствам. В настоящее время существуют две типологии государства: марксистско-ленинская типоло-гия(формационный подход) и цивилизационный подход.

Марксизм-ленинизм считает, что любое общество проходит определенные общественно-эргономические формации, которые в истории человечества насчитывается пять: первобытнообщин­ная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая. В соответствии с этой типоло­гией государства подразделяются на эксплуататорские и неэксплуататорские, к которым отно­сятся только социалистические государства. Всего выделяется четыре типа государства: рабо­владельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.Марксистско-ленинская типология вошла в историю как формационный подход к определению типа государства.

В противовес марксистко-ленинскому формационному подходу к типологии государств в настоящее время выдвигается цивилизационный подход, который базируется на истории развития цивилиза­ции. По этой концепции, вся история человечества подразделяется на четыре цивилизации: древняя, средневековая, новая, новейшая. Соответственно этому выдвигаются четыре типа государства: раннее, классовое, политическое и правовое государство.

Форма государства как совокупность его внешних признаков показывает, какова организация государственной власти, каким образом, какими органами и какими методами она осуществляется

в данном государстве. Форму государства характеризуют три элемента, из которых она склады­вается: форма правления, форма государственного устройства и политический режим. 1. Форма правленияхарактеризует способ организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, взаимодействия между собой, а также с населением. Все государства по форме правления подразделяются на монархии и республики.

В монархиях высшая власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства - монарха, его верховная власть, как правило, не ограничена определённым сроком и передаётся по наследству. В республике высшая власть принадлежит органам, избираемым или формируемым на определённый срок. Основные разновидности современной республики -президентская и парламентская республика.

2. Форма государственного(территориального) устройства- способ организации государствен­ной власти по территории характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями. Государства по форме федеративного устройства подразделяются на унитарные, федера­тивные и конфедеративные. Унитарное государство - простое, единое, цельное государство, не имеющее в своём составе государственных образований. Федеративное государство (федерация) -сложное государство, части которого являются государствами или государственными образования­ми. Конфедерация - это «государственный союз государств», каждое из которых обладает государ­ственным суверенитетом.

3. Государственный (политический)режим характеризуется методами осуществления политиче­ской власти, степенью политической свободы в обществе, состоянием правового статуса личности. Политический режим может быть охарактеризован как демократический, авторитарный или тотали­тарный.

7.Формы правления, государственного устройства, политического режима. Все государства по форме правленияподразделяются на монархии и республики Монархия - форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принад­лежит одному лицу - монарху, получающему власть в порядке престолонаследия. Власть монарха является нераздельной, верховной и суверенной (независимой). Виды монархий:

{..Абсолютная монархия - это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было.

2.Ограниченная монархия подразделяется на: дуалистическую и парламентарную (конституцион­ную).

• Дуалистическая (двойственная) монархия возникает переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки. Признаки дуалистической монархии: Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии, а верхняя - назначается монархом. Правительство при дуал. монархии подчиняется монарху, который по своему усмотрению назначает и отстраняет от должности министров. Мо­нарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.

• Парламентарной монархии свойственно ограничение власти монарха, как в законодательной, так и в исполнительных сферах какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйст­вования они используют.

Республика - форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принад­лежит выборным органам парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосу­дие и муниципальное самоуправление. Признаки республики: коллективное правление, осуществ­ляемое не одним лицом, а системой государственных органов; принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; выборная система власти, высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом и др.. Виды республик.

1.В парламентской республике главой государства является выборное должностное лицо - прези­дент. Его роль в формировании правительства, как и в управлении, страной, носит чисто номиналь­ный характер. Признаки парламентской республики: верховенство власти парламента; правительство формируется ставленником партии, победившей на парламентских выборах; члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность; правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства; парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку прави­тельства.

^Президентская республика характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства. Призна­ки - президентской республики: президент назначает правительство, которое ответственно перед ним; президент назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства; президент в результате референдума или коллегиями выборщиков; президент имеет право - вето на законы, принимаемые парламентом; президент является главнокомандующим вооруженными силами страны. Формы государственного устройства:

1. Унитарное государство отличается абсолютной политической целостностью. Унитарное государство неделимо: его отдельные административно - территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, органов государственной власти и управления, не обладают суверенитетом.

2. Федерация - добровольное объединение нескольких ранее самост-ых гос-ых образований в единое государство. Признаки федерации: территория федерации состоит из территории ее субъек­тов; в федерации существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и республикан­ский; субъекты федерации имеют право создавать свою правовую систему, что не должно идти вразрез с общими правовыми началами, установленными федерацией; субъекты федерации могут иметь свою собственную судебную систему; в федерации используется двух канальная система налогов: устанавливаются федеральные налоги и налоги ее субъектов.

3.Конфедерация - это «государственный союз государств», каждое из которых обладает государст­венным суверенитетом, объединившихся для достижения определенных целей; конфедерация -непрочное, как правило, временное образование.

Политический режим определяетуровень политической свободы в обществе, правовое положе­ние личности, дает ответ на вопрос о том, каким образом осуществляется государственная власть, в какой мере население допускается к управлению делами общества и в каком числе к правотворчеству.

Существуют след, политические режимы:

I.Демократический режим (демократия) - такая организация государства, при которой единст­венным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах, для демократического режима характерно признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости, также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения. ^.Тоталитарный режим является всеохватывающей властью, государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества.

3. Авторитарный резким более мягкий по сравнению с деспотизмом и тоталитаризмом, однако, при нём личность не пользуется всеми правами и свободами, хотя они и провозглашаются, власть не подчиняется праву, не формируется и не контролируется народом, выборы проводятся формально, управление чрезмерно централизовано и опирается на аппарат принуждения, включая внесудебные методы расправы. Оппозиция не допускается, хотя могут существовать различные политические силы.

Фашистский

5. Анархия - отсутствие политического режима, безвластие.

8. Государство и гражданское общество.

На современном этапе встала задача перехода к гражданскому обществу.

Гражданское общество - система самостоятельных и независимых от гос-ва институтов,

обеспечивающих условия и реализацию потребностей индивидов.

Гражданское общество - это система социальных, экономических, политических, правовых и иных отношений, складывающихся в обществе в интересах его членов и их объединений, охватывая трудовую деятельность, предпринимательскую деятельность, деятельность обществ, организаций, сферу воспитания и образования, науки, культуры, СМИ, нормы этики человеческого поведения и т.д.

Для оптимального управления и защиты этих отношений гражданское общество учреждает государ­ство - политическую власть этого общества

Понятие «гражданское общ-во» возникло в ДР. Греции, до начала 18-19 вв. использовалось как синоним гос-ва. Только с нового времени стали осознавать различия между гражд. общ-вом и гос-вом. Современные ученые выделяют следующие признаки гражд. общ-ва:

1. оно является результатом рыночных отношений и демократии;

2. оно существует только в условиях верховенства закона и равенства всех пред законом

3. включает в себя экономич., правовые, нравствен., религиозные и др. отношения

4. в градж. общ-ве гос-во и органы власти должны находиться под контролем граждан. Соотношениегражд, общ-ва и гос-ва:

1. Гражданское общество и общество вообще - это не одно и то же. Общество составляет вся общность людей, включая и государство со всеми его атрибутами; гражданское же общество -часть общества за исключением государства как организации его политической власти. Граж­данское общество- это государствообразуещее общество.

2. Гражданское общество появляется и оформляется позже общества как такового, но оно появля­ется непременно с появлением государства, функционирует во взаимодействии с ним. Нет госу­дарства - нет и гражданского общества. Понятие гражданское общество соотносится с понятием государство, гражданское общество остается естественным продолжением общества, условием его жизнедеятельности, включая государство.

3. Гражданское общество и государство объективно "обречены" на постоянное взаимодействие. Гражданское общество формирует государство для реализации своих интересов, определяет направления его деятельности; ему принадлежит примат во взаимоотношениях с государством.

4. Гражданское общество нормально функционирует лишь тогда, когда в деятельности государст­венной власти общечеловеческие ценности и интересы общества находятся на первом месте. Если государство отрывается от интересов гражданского общества, то оно деградирует и распа­дается.

9. Правовое государство: понятие, признаки.

Правовое государство - это правовая (справедливая) организация государственной власти в высококвалифицированном, культурном обществе, нацеленном на идеальное использование государ­ственно-правовых институтов для организации общественной жизни в подлинно народных инте­ресах. Для него характерны следующие признаки:

1. Верховенствозакона и господствоправа во всех сферах жизниобщества. Это означает, что высшей формой выражения свободы людей должен быть закон. Но не всякий закон считается правовым, а лишь тот который отвечает сложившимся реалиям, жизненным потребностям людей, который воплощает принципы права. Законы должны приниматься с соблюдением определенной процедуры и не должны противоречить Конституции и международно-правовым нормам. Но важно, чтобы правовым законам подчинялась и сама государственная власть, которая создает законы. Нормы права должны быть обязательными для государственных органов в той же мере, что и для граждан.

2. Разделение властей.Говорить о разделении властей не совсем корректно. Государственная власть едина. Речь идет о распределении функций в государственном управлении, о рассредоточе­нии, о распределении государственных дел. Воплощение принципа разделения властей позволяет: предотвратить злоупотребление властью; повысить профессионализм в государственном управле­нии; осуществлять контроль за действиями государственных органов; возлагать на виновных лиц ответственность за ошибки в государственном управлении.

3. Широкие и реальные права и свободы личности.Право на жизнь, право на свободу, неприкос­новенность личности и жилища, на образование, социальное обеспечение, судебную защиту и другое закрепляются в Конституции. В правовом государстве существуют реальные экономические, политические, духовные предпосылки для их реализации. Кроме того, в правом гос-ве должны быть обеспечены защита чести и достоинства граждан, охрана их прав и свобод со стороны гос-ва.. (Согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.)

4. Взаимная ответственность государства и личности.Отношения между государством и гражда­нином должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает и себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей (ответственность депута­тов перед избирателями). На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством.

Наши рекомендации