Потребности. их роль и значение в современном обществе

Состояние чувства нехватки характерно для любого человека. Такое чувство зависит от внутреннего мира конкретной личности. В него входят вкусовые предпочтения, воспитание, национальные, исторические предпосылки, географические условия.

Потребность -- это внутреннее состояние функциональной или психологической нужды или недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества

Для удовлетворения потребностей необходимы блага. Экономические потребности - та часть человеческой нужды, для удовлетворения которой необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Любой человек нуждается в экономической сфере для удовлетворения хотя бы его первичных потребностей.

Потребности являются предметом исследования не только общественных, но и естественных наук. Экономическая наука, в частности, исследует общественные потребности. Общественные потребности - это вид потребностей, которые носят массовый характер, свойственны человеку в силу их общественной природы; включают прежде всего нужды государства и населения в целом. К общественным относят потребности в безопасности, коммуникациях, культуре, образовании, здравоохранении, труде и занятости, отдыхе.

Общественные потребности делятся на две крупные группы: потребности общества и населения (личные потребности).

Личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Они выступают как осознанное стремление человека к достижению объективно необходимых условий жизни, обеспечивающих полное благосостояние и всестороннее развитие личности. Любая личная потребность имеет общественный характер. Причем для статистики можно подсчитать, например, сколько стирального порошка в среднем расходуется регионом за год. В тоже время государство, заботясь о здоровье общества, может начать рекламу витаминизированных напитков, и в результате покупатель предпочтет именно этот вид напитка. Поэтому личные потребности по-другому называются потребности населения.

Существуют системы потребностей общества и населения. Каждая из них характеризуется определенным набором потребностей. Их удовлетворение необходимо для нормального функционирования общества в целом (система потребностей общества), отдельной личности или группы людей (система личных потребностей).

Отличительной особенностью системы личных потребностей является то, что входящие в нее виды потребностей не взаимозаменяемы. Например, полное удовлетворение потребности в пище не может заменить необходимости удовлетворения потребности в жилье, одежде или духовных потребностей. Взаимозаменяемость имеет место лишь в отношении конкретных благ, служащих удовлетворению отдельных видов потребностей.

В ходе развития общества растут и видоизменяются потребности. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, в результате чего круг потребностей расширяется. Одновременно происходят качественные изменения в самой структуре потребностей.

Это всеобщий закон, действующий во всех общественно-экономических формациях. Ему подчиняются потребности всех социальных слоев и групп населения, и каждого их представителя в отдельности. Но конкретные формы проявления этого закона, интенсивность, сфера и характер его действия зависят от формы собственности на средства производства, уровня развития производительных сил и господствующих производственных отношений.

Под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса потребности постоянно растут в рамках одной общественно-экономической формации.

Закон возрастающих потребностей: Сначала при зарождении потребность существует как бы в потенции, в основном у лиц, связанных с разработкой и опытной проверкой нового изделия. Когда оно освоено для массового производства, спрос начинает быстро возрастать. Это соответствует стадии интенсивного развития потребности. Затем по мере роста производства и потребления товара потребность в нем стабилизируется, становясь привычкой для большинства потребителей. Развитие научно-технического прогресса ведет к созданию более совершенных предметов, удовлетворяющих ту же потребность. В результате потребность в конкретном изделии переходит в стадию угасания, начинает сокращаться. Одновременно возникает потребность в, усовершенствованном изделии, которая так же, как и прежняя, попеременно проходит все рассмотренные стадии.

Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся потребности производственные, в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охранения окружающей среды, обороне и т. п.

Существуют условия и обстоятельства, под влиянием которых складываются и развиваются потребности населения.

Процесс формирования и развития личных потребностей характеризуются определенными закономерностями. Различают общие и специфические закономерности формирования и развития потребностей.

Средства формирования потребностей - это рычаги, с помощью которых государство и общество целенаправленно воздействует на процессы развития потребностей. К ним относятся:

1) воспитательно-пропагандистская деятельность;

2) рекламные мероприятия, имеющие цель возбудить и сформировать потребность в конкретном товаре и услуге

Близость понятий «спроса» и «потребностей» очевидна: предположим потребность прошла стадии зарождения и терпит стадию расцвета, тогда спрос на объект этой потребности, т. е. благо, будет возрастать. Но понятие «потребность» гораздо шире и разнообразнее.

Методы формирования потребностей - конкретные способы использования отдельных средств для активного целенаправленного воздействия на потребности населения.

Различают экономические, социально-психологические и организационные средства и методы формирования потребностей.

К экономическим средствам формирования потребностей относятся те, которые связанны с хозяйственной деятельностью общества, отдельных предприятий и отраслей, а так же индивидов как носителей потребностей. Например газификация и электрификация быта, развитие автомобильных дорог, компьютерных сетей, и прочих путей сообщения. Это влияет как на самих потребителей, так и на их образ жизни в целом.

К социально-психологическим средствам формирования потребностей относятся те, с помощью которых оказывается воздействие на сознание потребителей. С помощью этих средств можно стимулировать развитие одних потребностей, ограничивать социально-бесперспективные, нерациональные потребности. Это в основном реклама, средства пропаганды и агитации, применяемые печатью, радио, телевидением, средствами интернета, а также промышленностью, торговлей, учреждениями культуры, здравоохранения образования и т. д.

Организационные средства связанны с самой организацией процесса. К ним относятся выставки-продажи, различного рода просмотры товаров, выставки товаров-новинок, демонстрация моделей одежды.

Человеческое общество, наряду с другими законами, в своем функционировании и развитии регулируется законом подчиненности всей системы деятельности системе потребностей общества. Поэтому абсолютная цель деятельности того или иного общества - это удовлетворение его потребностей.

Заключение

Человек или общество в целом обладает набором потребностей, каждая из которых требует своего удовлетворения. То чего мы достигли в любой области, пусть ценой мировых войн, мировых кризисов в конечном счете является следствием из простого желания или чувства нехватки, или сдвигами внутреннего химизма. Параллельно лежит закон возрастающих потребностей. В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они характеризуют потребности всего общества. И в то же время этот закон является движущей силой экономического роста, в силу того, что человеку требуется всегда больше, чем он достиг.

Стоимость любого товара на рынке зависит от нашей потребности в этом товаре. Потому что предложение зависит от спроса, а спрос это одна из граней потребностей населения.

Взаимосвязь деятельности и потребностей общества - коренной источник как их обоюдного развития так и всего общественного прогресса, она является абсолютным и вечным условием существования и развития общества. То есть их взаимосвязь носит характер общеэкономического закона.

Потребности общества генетически и исторически - первопричина человеческой деятельности, но вместе с тем они являются и результатом этой деятельности.

Каждый из нас подчиняется закону потребностей сам и не понимая этого, потому что наши потребности строят настоящее и будущее.

Человек эволюционировал и стал «хозяином мира» благодаря своим потребностям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ермишин П.Г. «Основы экономической теории». Курс лекций.

2. Камаев В.Д., «Экономическая теория». Москва: «ВЛАДОС», 1999.

3. Чепурин «Основы экономической теории». Изд-е 4-е. Москва, 1999.

Наши рекомендации