Виды юридической ответственности. Юридическая ответственность классифицируется на виды в зависимости от целей
Юридическая ответственность классифицируется на виды в зависимости от целей, которые преследует то или иное наказание, установленное санкцией за нарушение юридической нормы, и от отношения к той или иной отрасли права. Если первое деление носит более или менее объективный характер, то второе, как показано ниже, весьма условно и подвержено изменениям, обусловленным соответствующим этапом в развитии общества и государства.
Первым видом юридической ответственности, целиком и полностью зависящим от цели, которую преследует санкция нормы, устанавливающей ответственность, является конституционная ответственность. Это ответственность, наступающая за ненадлежащее осуществление публичной власти»
Общими признаками конституционно-правовой ответственности являются:
– установление ее оснований, и иных аспектов в форме нормативно-правового акта;
– правонарушение как основание возникновения ответственности
– специальная процедура привлечения;
– применение к нарушителю средств государственного принуждения.
Специальными признаками конституционно-правовой ответственности являются:
– особый субъект ответственности (должностные лица органов публичной власти и сами органы публичной власти);
– предметом защиты посредством конституционно-правовой ответственности выступает надлежащий порядок осуществления публичной власти;
– нормативно-правовое регулирование конституционно-правовой ответственности осуществляется исключительно нормами конституционного права. Эта ответственность предусмотрена Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ и другими источниками конституционного права.
Целью конституционно-правовой ответственности является охрана и обеспечение нормального порядка осуществления публичной власти, следование органов и должностных лиц, участвующих в осуществлении публичной власти, предписаниям норм Конституции РФ и конституционно-правового законодательства, предупреждение (превенция) посягательств, на порядок осуществления публичной власти.
Конституционно-правовая ответственность отличается от иных видов юридической ответственности. Выделим эти отличия по следующим признакам:
а) специфическое основание для установления конкретной ответственности органа или должностного лица (основанием конституционно-правовой ответственности является конституционный деликт)
Конституционный деликт – это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие) органа публичной власти или должностного лица такого органа, которое причинило либо создало опасность причинения вреда общественным отношениям в сфере осуществления публичной власти и за которое нормами конституционного права РФ предусмотрена конституционно-правовая ответственность.
б) специальный субъект ответственности (должностные лица органов публичной власти и сами органы публичной власти);
в) отсутствие единого нормативно-правового акта, в котором закреплялись бы основания ответственности (актами, устанавливающими конституционно-правовую ответственность, являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы);
г) санкции, применяемые за то или иное правонарушение (например, предупреждение, выносимое главе органа исполнительной власти (высшему должностному лицу); отправка в отставку Правительства РФ или правительства субъекта РФ; отзыв депутата законодательного (представительного) органа местного самоуправления;
освобождение от должности высших должностных лиц Российской Федерации и ее субъектов, глав муниципальных образований; роспуск законодательного (представительного) органа субъекта РФ либо представительного органа муниципального образования; отрешение от должности Президента РФ; досрочное прекращение полномочий Председателя Центрального Банка РФ, Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты РФ и др.).
В отличие от конституционной ответственности все остальные виды ответственности делятся на два основных вида: правовосстановительные, т.е. направленные на устранение вреда, нанесенного правам и законным интересам участников правовых отношений, и карательные, то есть имеющие целью общую и частную превенцию правонарушений.
Названные основные виды юридической ответственности делятся на отраслевые виды ответственности, которые предусмотрены различного рода материальными и процессуальными нормативно-правовыми актами, образующими в конечном счете нормативную конструкцию ответственности.
Наиболее ярким проявлением карательной юридической ответственности является уголовная ответственность. Она применяется за правонарушения, имеющие наибольшую общественную опасность и отличается наиболее жесткой по форме и содержанию карой, начиная от высоких штрафов и кончая лишением свободы на длительные сроки и применением исключительной меры наказания в виде смертной казни.
Особенность юридической ответственности этого вида состоит в относительно определенном характере ее санкций, которые устанавливают высший и низший пределы наказания, а также в специфическом способе определения деяний, подпадающих под действие этого вида ответственности. Специфика этого способа состоит в том, что под данный вид юридической ответственности подпадают деяния, состав которых определен УК РФ 1996 г., который является четвертым по счету уголовным кодексом в Российском государстве. Причем в каждый из этих актов уголовного законодательства, включая действующий, вносились и продолжают вноситься многочисленные изменения. Это свидетельствует о колебаниях в развитии политического курса государства, отражающегося на его уголовной политике. В частности, ранее в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. была предусмотрена ответственность за такие деяния, как антисоветская пропаганда, тунеядство, валютные операции и т. п., отражавшие определенный тип социально-политического режима нашей страны. Действующий УК РФ в значительной мере изменился в лучшую сторону, стал более демократичным. Однако и его нормы в ряде случаев отличаются неоправданной жестокостью по отношению к лицам, совершившим малозначительные преступления, обилием норм, исполнение основных санкций которых сопряжено с лишением свободы, и наоборот, незначительной ответственностью для лиц, совершивших экономические преступления. Конечно, это отражение переходного периода, переживаемого нашей страной. Но это означает и то, что с развитием демократических процессов уголовное законодательство будет продолжать меняться в сторону декриминализации одних составов преступлений и, наоборот, криминализации некоторых административных проступков.
Сам факт изменения санкции правовой нормы, устанавливающей содержание юридической ответственности, процесс естественный, отражающий изменение степени общественной опасности и публично-правовой оценки того или иного противоправного деяния. Гораздо большее значение имеет изменение вида этой ответственности. Суть его состоит в меньшей процессуальной защищенности субъекта административного правонарушения по сравнению с уголовным. Дело в том, что административный процесс проходит по более простой схеме, чем уголовный. В нем в большинстве случаев отсутствует презумпция невиновности обвиняемого. Таким образом, несмотря на меньшую степень юридической ответственности, предусмотренной санкцией нормы административного права, виновное лицо, его процессуальные права оказываются менее защищенными, чем в уголовном процессе. Избежать этого можно только путем введения единых правил уголовного и административного процессов.
В отличие от уголовной ответственности административная ответственность имеет следующие особенности:
– административные взыскания менее суровы, чем уголовные наказания;
– субъектами, правомочными возбуждать дела об административных правонарушениях и привлечении к административной ответственности, кроме судов являются комиссии по делам несовершеннолетних, органы государственного управления, в частности органы внутренних дел, государственные инспекции, налоговые, таможенные органы, другие государственные органы и должностные лица;
– особый порядок привлечения к административной ответственности, который предусматривает одновременно применение мер обеспечения производства по делу: административное задержание, досмотр вещей и личный досмотр и др.;
– административная ответственность не влечет судимости.
Субъектами административной ответственности являются физические лица в возрасте 16 лет, а также юридические лица по некоторым видам административных правонарушений (налоговым, экологическим, нарушение правил ведения строительных работ).
Административные правонарушения имеют общий с преступлениями объект посягательства; однако степень их общественной опасности меньше, чем преступлений. По общему правилу административная ответственность наступает за правонарушения в том случае, если по своему характеру они не влекут уголовной ответственности.
Мерами административной ответственности являются:
– предупреждение;
– административный штраф;
– лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
– административный арест;
– возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
– конфискация орудия совершения проступка;
– административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
– дисквалификация.
Наиболее противоречивым видом юридической ответственности являетсядисциплинарная ответственность, применяемая за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины. Дисциплинарная ответственность наступает за проступки, которые совершаются виновными лицами в процессе исполнения ими своих служебных обязанностей. Взыскания за эти проступки накладывают руководители, где работают, учатся, служат лица, совершившие их. Выражаются они в форме:
– замечания;
– выговора;
– установления дополнительных трудовых обязанностей (для военнослужащих);
– увольнения с должности (отчисления из учебного заведения);
– понижения в должности или воинском звании (для военнослужащих).
Несогласие виновного лица с вынесенным ему наказанием или размером кары влечет публичное разбирательство с участием сторон конфликта в соответствующем суде общей юрисдикции. Таким образом, дисциплинарная ответственность по степени общественной опасности деяния и оперативности вынесения наказания близка к процедуре административной ответственности, с той лишь разницей, что административная ответственность наступает за проступки, не связанные с выполнением виновным лицом служебной функции, и носит публично-правовой характер, а дисциплинарная ответственность полностью связана с выполнением лицом служебной функции, и в силу этого носит частноправовой характер. Отсюда и противоречивый характер этого вида юридической ответственности.
Дело в том, что действующее в России трудовое законодательство, устанавливающее подавляющую часть мер дисциплинарной ответственности, досталось России от прошлого, когда единственным работодателем выступало государство. Ранее действующий Кодекс законов о труде РСФСР (КЗоТ) устанавливал исчерпывающий перечень наказаний за нарушение трудовой дисциплины. В настоящее время действует Трудовой кодекс РФ, введенный в действие 1 февраля 2002г., в ст. 192 которого установлен открытый перечень наказаний за нарушение трудовой дисциплины. В соответствии с данной статьей Трудового кодекса РФ федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
Содержание правовосстановительной ответственности заключается в восстановлении нарушенных прав или в принудительном исполнении невыполненной обязанности. Эта ответственность установлена нормами гражданского и гражданско-процессуального законодательства.
Особенность этого вида ответственности состоит, во–первых, в том, что в ряде случаев правонарушитель может добровольно, без вмешательства государства, выполнить свои обязанности, загладить причиненный ущерб и, соответственно, вину. Во–вторых, в некоторых случаях гражданско–правовая ответственность наступает при отсутствии вины ответственного лица, например в ситуации, когда его деятельность связана с эксплуатацией источника повышенной опасности (автомобиля, промышленного предприятия, стройки и др.).
Во всех случаях мера ответственности лица, подвергнутого гражданско-правовым санкциям, выражается в материальной форме (пени, штрафы, иные виды принуждения). Механизм применения данного вида юридической ответственности состоит из судебной процедуры и исполнения решения суда.
Если лицо отказывается от добровольного признания своей вины, то используются различного рода принудительные меры досудебного воздействия (арест счетов, обыск, выемка, финансовая ревизия и др.). Отказ от добровольного исполнения судебного решения влечет принудительное его выполнение в форме исполнительного производства.