Обязательственный и имущественные отношения по Законам Ману

Имущественные. Право собственности. В период создания ЗМ в Индии уже хорошо понимали различия между собственностью и владением.

Способы возникновения прав собственности:

• наследование

• находка

• покупка

• завоевание (кшатрии)

• ростовщичество (вайши)

• исполнение работы

• получение милостыни (брахманы)

• давность владения (10 лет)

Различали имущество:

• Движимое (рабы, скот, инвентарь и др.)

• Недвижимое (поле, роща, оросительное сооружение, пруд, водоем)

Виды собственности:

• Государственная

• Общинная

• семейная

Из владельца в собственника человек превращается только при законном подтверждении.

Приобретать вещи можно было только у собственника.

Основным видом собственности являлась земля, за незаконное присвоение которой накладывался большой штраф.

Преимущественное право покупки земли – у родственников, соседей и кредиторов продавца.

В ЗМ упоминается о судебных спорах о границах между общинами. При рассмотрении таких споров прежде всего учитывалось мнение родственников или соседей.

Обязательственные.

Обязательства из договоров. Виды договоров:

• Займа. Устанавливает нерушимость долговых обязательств (если должник не мог уплатить долг в срок, он должен был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к низшей касте не мог заставить отрабатывать того, кто выше него по касте. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения)

• Личного найма. В основном это были шудры, но могли быть и свободные общинники, ремесленники (вайшьи) условия договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалование виновному не уплачивалось (кроме случаев, когда договор не исполнялся по болезни)

• Аренда земли. Получил распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации.

• Купли-продажи. Считался действительным, если заключался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца был только собственник вещи. Закон запрещал продавать вещи плохого качества, недостаточного по весу. В течении 10 дней договор мог быть расторгнут без уважительных причин.

• Дарения

Субъекты обязательственных отношений: Все жители, кроме «несамостоятельных»: • Несовершеннолетние • Женщины • Зависящие от мужа • Рабов • Заложенные • калеки   Недействительные сделки: • Совершенные «тайно, на дому, в лесу, обманно, в уединенном месте • в состоянии: горя, гнева, опьянения, потери разума, под принуждением • с нарушением дхармы • одна из сторон «несамостоятельная»

Обязательства из причинения вреда. В качестве основания-порча имущества (потрав посевов скотом, потеря пастухом животного). Виновный был обязан возместить ущерб и выплатить штраф царю.


4.Политическая Борьба в Афинах В V - IV в. Реформы Эфиальта и Перикла.

• Эпоха Греко-Персидских войн. (5 в.до н.э.)

Афиняне решили вступить в войну с персами

• так-так понимали неизбежность военного столкновения с ними,

• персы захватили Египт, проливы и мешали свободной торговли Афин.

Когда персы узнают об этом, то вводят войска в Грецию под предлогом возмездия. Город был разграблен и сожжен, а граждане обращены в рабство. Тогда граждане Афин приняли решение о войне до конца. Персидские походы против Греции были успешны вначале и окончились тяжелым поражением.

Эта война оказала большое влияние на развитие Греции, в первую очередь на формирование рабовладельческой системы (создались условия для широкой эксплуатации рабского труда). Делались попытки объединения греческих земель вокруг Афин.

• Пелопонесская война (431—404 до н. э.)

Это была длительная война между Пелопоннесским (во главе со Спартой) и Делосским (во главе с Афинами) союзами за гегемонию.

Она включала в себя 3 войны:

• Архидамова война (431-421 гг. до н. э., названа по имени спартанского царя Архидама)

не принесла решительного успеха ни одной из сторон, хотя на море преимущество имел афинский флот.

• Сицилийская война ( 420-413 гг. до н. э.) Афины вели безуспешную борьбу по захвату Сицилии, на помощь которой пришли Спарта и Коринф. Афинские экспедиционные силы были почти полностью истреблены на острове.

• Декелейская война (413-404 гг. до н. э.) началась с захвата Спартой Декелеи и выявила преимущество Пелопоннесского союза. Вскоре после победы спартанского флотоводца Лисандра над афинском флотом при Эгопотамах (405 г. до н. э.) Афины подверглись осаде и через 6 месяцев капитулировали. По условиям мира Афины передали Спарте почти весь свой флот, афинские кре-постные стены были срыты.

Эта война явилась крупнейшим столкновение не только двух наиболее значимых полисов-Афин и Спарты, но и двух важнейших политических систем-демократии и олигархии.

Прежде всего война:

• нарушила равновесие в социальной структуре полиса,

• дала резкий толчок развитию крупного ремесленного производства

• ускорила процесс социальной дифференциации, что привело к обострению внутренней обстановки в каждом отдельном полисе (нарастание напряжения между богатыми и бедными, народом и правительством)

Обе воины способствовали сохранению власти в руках одного человека.

На политическую борьбу повлияли реформы Эфиальта и Перикла.

Цели реформ: усовершенствование уже сложившегося государственного механизма Афин, дальнейшая демократизация общественного и государственного строя.

Реформа Эфиальта:

Меры по демократизации общества

• лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету 500 и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные(решал лишьуголовные дела) и религиозные функции.

• Добивался самостоятельности Афин во внешней политике

Эфиальт был предательски убит (461 г. до н. э.)

Перикл - последователь и сторонник демократа Эфиальта, лидер афинского демоса, первый стратег в течении почти 15 лет(с 444 по 429 гг. до н.э.)

Реформа Перикла:

• Создал Афинский морской союз (Архэ), который давал Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон)

• Придал завершающий вид государству

• Отмена делена населения на имущественные разряды

• Обеспечение доступа граждан к участию в управлении государством

• Заставил всех граждан работать

• Введена оплата должностей членов народного собрания – диета (открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н. э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.)

• Увеличил роль народного собрания в политической жизни

• Практика бесплатной раздачи хлеба неимущим

• Впервые устанавливается система сдержек и противовесов

• Установил открытый демократический суд
5.Основные магистратуры: Диктатор, Консул, Претор, Цензоры, Плебейские трибуны, Квесторы

Три главных ветви власти в римской республике: магистраты, сенат и народ

МАГИСТРАТУРА- понятие для обозначения почетных должностей в Др. Риме.

• В руках магистратов была сосредоточена исполнительная власть, право законодательной инициативы и (совместная с сенатом) значительная часть административных функций.

• Власть магистратов, все их права и обязанности исходили от государства.

• Первоначально официальные должности могли занимать только аристократы-патриции.

Магистратуры можно разделить на

• Курульные (консул, диктатор, претор, цензор, курульный эдил), дававшие право на почетное (курульное) кресло и считавшиеся более престижными,

Консулы обладали высшей властью по гражданским и военным делам, набирали легионы и возглавляли их, созывали сенат и комиции, диктаторов.

Диктатор - официальное лицо, облеченное верховной властью, избирался только в чрезвычайных ситуациях;

Претор - судья по гражданским делам и младший коллега консула;

Цензоры проводили перепись населения и допускали или отвергали кандидатов в сенат, проводили ревизию сословия всадников;

курульные эдилы отправляли гражданские и религиозные функции в частности, обладали судебными полномочиями

• Менее значительные должности (квесторы, трибуны, плебейские эдилы и т.д.).

Квесторы первоначально были лишь помощниками консулов, финансовые чиновники, позже уголовная юрисдикция, заведование гос.казной и архивом.

Плебейские трибуны - обязанность защищать плебеев от произвола патрициев. Право вмешиваться в дела патрицианских магистратов и сената, могли налагать на их постановления запрет.

Плебейские эдилы - являлись помощниками трибунов в тех вопросах, которые трибуны им поручали и среди которых перечисляется разбор менее важных дел, позже хранители постановлений сената, результаты плебисцитов.
6. Наследственное право по Институциям Гая.
Наследование - передача собственности и всех прав умершего.

Различалось наследование:

По завещанию

Существовало три вида завещаний:

1. завещание, составленное перед лицом всего народа в куриатных собраниях

2. перед выступлением в поход, то есть когда для войны брались за оружие и намеревались идти в сражение

3. С помощью обряда эманципации: участвовали 5 свидетелей, весовщик, завещатель, наследник и покупатель наследства, выступавший в роли душеприказчика.

Завещатель мог оставить наследникам:

• Легат – распоряжение о совершении каких-либо полезных действий в пользу легатория(3-его лица)

• Фидеикомисс – просьбу передать наследственное имущество другому римскому гражданину.

По договору

- Передача подвластным и эманципированным детям умершего.

В классический период наследниками по закону стали признаваться когнаты(кровные родственники по отцовской и материнской линиях) и пережившая мужа жена.

Билет № 19.

1.Способы разрешения конфликтов:

Саморегуляция как признак человечества. Человек отличается от животного тем, что он способен сам регулировать свое поведение. Человек изобрел «общественные регуляторы», самые первые из них: магия, культурные ритуалы, обряды.

Функции социальных регуляторов в первобытном обществе:

• Они позволяли первобытному человеку освободить сою психическую энергию от страха перед окружающим миром, тревожности и направить ее на производительную деятельность.

• Установление в обществе стабильных отношений. Известная стандартность, предсказуемость, надежность и общепонятность поведения окружающих людей давала каждому человеку определенную гарантию безопасности.

Социальные нормы – правила поведения, определяющие взаимные отношения между людьми.

Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы называют мононормами — обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, нравственности, этикета и т.п.

Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являются обычаи, нормы морали, религиозные нормы, табу, агрокалендари и мифология.

Обычаи — это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Передавались из поколения в поколение.

Нормы первобытной морали — правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле.

Религиозные нормы — правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.

Табу — религиозный запрет, налагаемый на какой - либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов.

Мифология — совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, природных явлениях и т.п.), отражавших представления людей о мире, природе и человеческом бытии. В мифах закреплялись способы изготовления орудий, сведения о местах для стоянок и.т. д.

Наши рекомендации