Советская Россия в 1920-е гг. НЭП
После окончания Гражданской войны в Советской России разразился глубокий экономический и политический кризис, обусловленный послевоенной хозяйственной разрухой и несостоятельностью политики «военного коммунизма». В 1921 г. из-за неурожая начался массовый голод. Экономический кризис повлек за собой социальный кризис. Рабочих раздражали безработица и нехватка продуктов питания. Они были недовольны введением принудительного труда и его уравнительной оплатой. Крестьяне перестали сдавать хлеб по продразверстке и поднялись на вооруженную борьбу. Восстания охватили Украину, Дон, Кубань, Поволжье и Сибирь. Крестьяне требовали изменения аграрной политики. В марте 1921 г. моряки и солдаты Кронштадта подняли восстание, потребовав проведения перевыборов Советов. Попытки силового подавления выступлений народных масс лишь усугубляли положение.
Под угрозой потери власти партия большевиков по инициативе Ленина пошла на уступки, положив начало новой экономической политике (нэпу). От прежней, «старой» политики нэп отличался признанием многообразия форм собственности, многоукладности экономики, социального и политического плюрализма общества при сохранении «командных высот» социалистического государства в экономике, политической системе и идеологии общества, акцентом на экономические, а не административные методы управления. Главной политической задачей нэпа было снятие социальной напряженности, укрепление социальной базы советской власти в форме союза рабочих и крестьян; экономической задачей – преодоление разрухи и восстановление хозяйства [1, c. 363-364].
Введение нэпа началось с сельского хозяйства путем замены продразверстки на продовольственный налог (продналог). В отличие от разверстки, продналог был фиксированным, т. е. размер его не мог быть произвольно изменен, и взимался единовременно – раз в год, после сбора урожая. Размер налога был значительно меньше разверстки; он носил прогрессивный характер, т. е. уменьшался, если крестьянин заботился об увеличении производства, и позволял крестьянину свободно распоряжаться излишками продуктов, которые у него оставались после сдачи налога. Одновременно с переходом от разверстки к продналогу было объявлено о свободе частной торговли. Допускалась аренда земли и наем рабочей силы. В промышленности и торговле частным лицам разрешалось открывать мелкие и брать в аренду средние предприятия. Был отменен декрет о всеобщей национализации. Крупному отечественному и иностранному капиталу предоставлялись концессии, право создания акционерных и совместных с государством предприятий. В финансовой сфере, кроме единого Государственного банка, появились частные и кооперативные банки. В 1922–1924 гг. была проведена денежная реформа, в оборот вводился советский червонец (10 рублей), который высоко ценился на мировом валютном рынке. Стала взиматься плата за пользование транспортом и коммунальными услугами. Новый Кодекс законов о труде отменял всеобщую трудовую повинность и вводил свободный наем рабочей силы. Для стимулирования материальной заинтересованности рабочих в повышении производительности труда вводилась денежная система оплаты.
В середине 20-х годов успехи нэпа в возрождении российской экономики были очевидны. Особенно они сказались в области сельского хозяйства. Из деревни выкачивались средства для развития промышленности путем переплаты крестьянами за промышленные товары, которые продолжали продаваться по завышенным ценам. В 1926 г. по основным видам промышленной продукции был достигнут довоенный уровень производства. Народное хозяйство удалось восстановить и даже превзойти довоенный уровень развития исключительно за счет внутренних ресурсов. Окрепла финансовая система советского государства.
С другой стороны, осуществление нэпа проходило трудно и сопровождалось целым рядом негативных моментов. Главный из них был связан с непропорциональным развитием основных отраслей народного хозяйства страны. Успехи в восстановлении сельского хозяйства и явное отставание темпов возрождения промышленности вели нэп через полосу экономических кризисов, решить которые только хозяйственными методами было чрезвычайно трудно. В деревне шла социальная и имущественная дифференциация крестьянства, что вело к росту напряженности. В городе на протяжении всех 20-х гг. росла безработица, которая к концу нэпа составила более 2 млн человек. Безработица порождала нездоровый климат в городе. Перекосы в развитии народного хозяйства стали рассматриваться как подрыв социальной базы советской власти [1, c. 369; 42].
Новые веяния во внутренней политике не изменили методы политического руководства страной. Государственные вопросы по-прежнему решал партийный аппарат. Однако социально-политический кризис 1920–1921 гг. и введение нэпа не прошли бесследно для большевиков. Среди них начались дискуссии о сущности и политическом значении нэпа. Появились фракции со своими платформами, противостоявшими позиции В. И. Ленина. Многие коммунисты вышли из партии, считая, что введение нэпа означает реставрацию капитализма и измену социалистическим принципам. Правящей партии грозил раскол, что было, с точки зрения Ленина, совершенно недопустимо. На Х съезде партии в 1921 г. были приняты резолюции, запрещающие создание фракций и групп.
Укрепление единства партии, разгром политических и идейных противников позволили упрочить однопартийную политическую систему, в которой так называемая «диктатура пролетариата в союзе с крестьянством» на деле означала диктатуру ЦК партии. (С 1918 г. партия получила наименование РКП(б), Российской коммунистической партии (большевиков); с 1925 г. после образования СССР – ВКП(б), Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)). Эта политическая система с небольшими изменениями продолжала существовать все годы советской власти.
В период нэпа сама партия жила в условиях распределительной системы. Складывается номенклатура (перечень руководящих должностей) – становой хребет партийной советской государственности. Принцип выборности сменяется назначениями партийными органами. Критериями отбора были не профессиональные способности, а пролетарское или крестьянское (из бедноты) происхождение и членство в партии. Такой принцип порождал у нижестоящих не только покорность перед вышестоящими, но и стремление выслужиться, чтобы получить более высокий пост. В самой номенклатуре существовало иерархическое деление. В зависимости от занимаемого поста создавалась система привилегий. В 1922 г. был учрежден пост Генерального секретаря ЦК РКП(б), который занял И. В. Сталин (Джугашвили). Он унифицировал структуру партийных комитетов разных уровней, что привело к усилению всей административно-государственной системы. Сталин сосредоточил в своих руках огромную власть, расставив в центре и на местах преданные ему кадры [1, c. 361; 15].
Внутреннее положение в партии осложнилось в связи с болезнью, а затем смертью в 1924 г. В. И. Ленина. Теоретические разногласия среди наиболее видных большевистских деятелей сочетались со стремлением занять в партии и государстве руководящее положение. Сталкивая политических противников и умело интерпретируя их высказывания как «антиленинские», Сталин последовательно устранял своих оппонентов. Под лозунгом выбора верного, ленинского пути строительства социализма был заложен первый камень в фундамент культа личности И. В. Сталина.
Образование СССР
Для объединения народов бывшей Российской империи в новое государство существовали объективные предпосылки, имеющие глубокие исторические, экономические, политические и культурные основания. К объединению стимулировали экономические обстоятельства – исторически сложившаяся разделение труда, веками складывавшаяся экономическая взаимосвязь районов. Сыграли свою роль и общность исторических судеб, миграция, перемешивание населения, смешанные браки, а также мирная, преимущественно народная колонизация России, отсутствие геноцида, необходимость совместного выживания возникших политических режимов во враждебном внешнем окружении.
После завершения Гражданской войны на территории бывшей Российской Империи существовало несколько независимых советских республик – РСФСР, Украинская, Белорусская и ЗСФСР (Азербайджанская, Армянская, Грузинская республики в 1922 г. объединились в Закавказскую Федерацию – ЗСФСР).
В 1919–1921 гг. между советскими республиками устанавливается военно-хозяйственный союз. Республики предусматривали совместные мероприятия по обороне, экономической деятельности. Согласно договорам произошло частичное объединение органов управления, которое, однако, не предусматривало подчинение высших органов республик единому центру и единой политике. В 1922 году был заключен и дипломатический союз – подписан протокол о передаче РСФСР другими республиками прав защиты их интересов на международной арене, вплоть до заключения и подписания от их имени договоров и соглашений с иностранными государствами. В большинстве советских республик власть принадлежала национальным компартиям, входившим в состав единой РКП(б) на правах областных парторганизаций, что, несомненно, облегчало процесс их объединения.
Стимулом восстановления единого централизованного государства стала стратегия ЦК РКП(б) на создание новой модели экономики, предполагавшее объединение всех советских республик. Важным объединяющим фактором являлась централизованная помощь, оказываемая РСФСР Украине, Белоруссии и Закавказью в финансировании промышленности.
Но, как отмечают многие историки, решающей и главной стала идея принадлежности к единому великому государству, которая превалировала в умах и настроениях народа, живших в бывшей Российской империи. Нестабильность – внутренняя и внешняя – вызывала желание опереться на РСФСР, прекратить кровопролития, конфликты.
В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) образовало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения. Сталин, возглавлявший Народный комиссариат по делам национальностей РСФСР, разработал план автономизации. В соответствии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Украинской, Белорусской и Закавказских республик на правах автономий. Этот план ущемлял суверенные права народов, и потому большинство партийно-государственных руководителей республик высказались против него. Осенью после обсуждения вопроса о форме государственного объединения была принята идея Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик – на строго добровольных началах, полном равноправии и сохранении за каждой республикой права на свободный выход из союза [1, c. 354; 8].
30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов, на котором присутствовали делегации РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР, утвердил Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик.
В январе 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР. Формой государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли входили в функции общесоюзных ведомств. Верховным законодательным органом становился Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами двухпалатный ЦИК (Центральный исполнительный комитет). Исполнительная власть принадлежала Совету народных комиссаров СССР. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. В области избирательного права неизменными остались принципы Конституции РСФСР 1918 г., отдававшие преимущество рабочему классу по сравнению с крестьянством. По-прежнему были лишены избирательных прав эксплуататорские элементы и служители религиозных культов.