В.г. белинский. россия до петра великого (1841)

Преобразование Петра Великого и введенный им европеизм нисколько не изменили и не могли изменить нашей народности, но только оживили ее духом новой и богатейшей жизни и дали ей необъятную сферу для проявления и деятельности...

Затворничество женщин, рабство в понятиях о чувствах, кнут, привычка зарывать в землю деньги и ходить в лохмотьях, боясь обнаружиться богачом, лихоимство в деле правосудия – словом, все то, что искоренял Петр Великий, что было в России прямо противоположно европеизму, все это было не наше родное, а привитое к нам татарами... Вообще все недостатки и пороки нашей общественности выходят из невежества и непросвещения: и потому свет знания и образованности разгоняет их... Народ один и тот же, и Петр не пересоздал его (такого дела, кроме Бога, никто не мог совершить), а только вывел его из кривых, избитых тропинок на столбовую дорогу всемирно-исторической жизни...

Защитники нашей патриархальной старины обыкновенно говорят, что и в Европе, во времена варварства, было не лучше, чем у нас... Но ... в Европе было развитие жизни, движение идеи; подле яду там росло и противоядие – за ложным или недостаточным определением общества тотчас же следовало и отрицание этого определения другим, более соответствующим требованию времени определением. И потому-то невольно миришься с ними за их благородный источник, за их благие результаты. Но Россия была скована цепями неподвижности, дух ее был сперт под толстою ледяною корою и не находил себе исхода. Вопрос не в том, что Петр сделал нас полуевропейцами и полурусскими, а следовательно, и не европейцами, и не русскими; вопрос в том, навсегда ли должны мы оставаться в этом бесхарактерном состоянии? ...Мы смело и свободно можем отвечать, что ... уже становимся европейскими русскими и русскими европейцами... Это сознание проникает во все сферы нашей деятельности и резко высказалось в литературе с появлением Пушкина – таланта великого, самостоятельного, вполне национального.

Белинский В.Г. Полн. собр. соч. - М, 1954. - Т. 15.

СП. ШЕВЫРЕВ[11]. ВЗГЛЯД РУССКОГО НА СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЕВРОПЫ (1841)

Мы сохранили в себе чистыми три коренных чувства, в которых имя и залог нашему будущему развитию.

Мы сохранили наше древнее чувство религиозное. Крест христианский положил свое знамение на всем первоначальном нашем образовании, на всей русской жизни...

Второе чувство, которым крепка Россия и обеспечено ее будущее благоденствие, есть чувство ее государственного единства, вынесенное нами также из всей нашей истории... Конечно, нет страны в Европе, которая могла бы гордиться такою гармониею своего политического бытия, как наше отечество. На Западе почти всюду раздор признан законом жизни, и в тяжкой борьбе совершается все существование народов. У нас только царь и народ составляют одно неразрывное целое, не терпящее никакой между ними преграды; эта связь утверждена на взаимном чувстве любви и веры и на бесконечной преданности народа царю своему. Вот сокровище, вынесенное нами из нашей древней жизни, на которое с особой завистью смотрит разделенный в себе Запад, видя в нем неиссякаемый источник государственного могущества.

Третье коренное чувство наше есть осознание нашей народности и уверенности в том, что всякое образование может у нас только тогда пустить корень, когда усвоится нашим народным чувством и скажется одного мыслью и словом. В этом чувстве таится причина нашей нерешимости продолжать литературное развитие вместе с изнемогающим Западом; в этом чувстве мощная преграда всем его искушениям; об это чувство разбиваются все частные бесплодные усилия наших соотечественников привить нам то, что нейдет к русскому уму и русскому сердцу ...

Москвитянин. 1841. -№ 1. – С. 292-296.

А.И. ГЕРЦЕН. РОССИЯ (1849)

С самого начала наш естественный, полудикий образ жизни более соответствует идеалу, о котором мечтала Европа, чем жизненный уклад цивилизованного романо-германского мира; то, что является для Запада только надеждой, к которой устремлены его усилия, - для нас уже действительный факт, с которого мы начинаем; угнетенные императорским самодержавием – мы идем навстречу социализму...

Земля принадлежит общине, а не отдельным ее членам; последние же обладают нетьемлемым правом иметь столько земли, сколько ее имеет каждый другой член той же общины; эта земля предоставляется ему в пожизненное владение; он не может да и не имеет надобности передавать ее по наследству ... Каждый из владеющих землею в общине ... имеет голос в делах общины. Староста и его помощники избираются миром. Так же поступают при решении тяжбы между разными общинами, при разделе земли и при раскладке податей... Я не вижу причины, почему Россия должна непременно претерпеть все фазы европейского развития, не вижу я также, почему цивилизация будущего должна неизменно подчиняться тем же условиям существования, что и цивилизация прошлого... Германская община пала, встретившись с ... феодализмом и римским правом. Мы же, к счастью, являемся общиной в эпоху, когда противообщинная цивилизация гибнет вследствие полной невозможности отделаться, в силу своих основных начал, от противоречия между нравом личным и правом общественным...

Ей (России. – Сост.) гораздо легче отделаться от администрации, насильственно насажденной и совершенно не имеющей корней в народе, чем отказаться от общины... Перед лицом Европы, силы которой за долгую жизнь истощились в борьбе, выступает народ, едва только начинающий жизнь и который под внешней жестокой корой царизма и империализма вырос и развился, подобно кристаллам, нарастающим под гнетом. Кора московского царизма отпала, как только она сделалась бесполезной, кора же империализма еще слабее прилегает к дереву.

Действительно, до сих пор русский народ совершенно не занимался вопросом о правительстве; вера его была верой ребенка, покорность его – совершенно пассивной. Он сохранил лишь одну крепость, оставшуюся неприступной в веках, - свою земельную общину, и в силу этого он находится ближе к социальной революции, чем к революции политической.

Герцен A.M. Собр. соч. - М., 1955. -Т. 5.- С. 200-206.

Вопросы и задания к документам

1. В отрывке из книги «Юности честное зерцало» идет речь о воспитании и бытовом поведении молодых людей петровской эпохи. Проанализируйте, как соединились русские традиции воспитания и новые западные образцы поведения и бытовой культуры.

2. На основе анализа документов эпохи Екатерины II раскройте понятие «просвещенного абсолютизма».

3. Определите направления и характер экономических начинаний Петра I.

4. Охарактеризуйте личность Александра I. Каково его мировоззрение?

5. Определите место Сената в системе государственного управления, его задачи и функции.

6. Каковы задачи реформы государственного управления?

7. Какие принципы государственной политики были декларированы в манифесте «О совершении приговора над государственными преступниками»?

8. Охарактеризуйте этапы и принципы участия России в европейской политике первой половины XIX в.

9. Как П.Я. Чаадаев ставил вопрос о месте России в мировой истории?

10. В чем состоят позиции славянофилов и западников? Какие вопросы являлись главными в дискуссии между западниками и славянофилами?

11. Каковы принципы революционно-социалистического течения?

МОДУЛЬ 2

Тема 5. Россия и мир во второй половине XIX – начале XX века

Вопросы для обсуждения

1. Внутренняя политика Александра II и Александра III. Либеральные реформы и контрреформы.

2. Пореформенное экономическое развитие России. Реформы С.Ю. Витте.

3. Радикальные общественные течения второй пол. XIX-нач. XX вв. (народники, социал-демократы). Причины, ход и итоги революции 1905-1907 гг. в России. Третьеиюньская государственно-политическая система. Столыпинская аграрная реформа.

4. Участие России в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 г.

5. Политические партии России: программа и тактика (1905 -1917).

6. Приход к власти большевиков. Первые декреты советской власти. Судьба учредительного собрания.

7. Гражданская война в России: причины и тоги. Интервенция. Политика военного коммунизма.

Словарь: Марксизм, народники, земская интеллигенция, разночинцы, полицейское государство, патриархальное крестьянство, социальная дифференциация крестьян, рабочий вопрос, аграрный вопрос, революция, политическая партия, радикализм в политике, большевизм, анархизм, маргинал, гражданская война, Учредительное собрание, Советы, военный коммунизм, комбеды, продразверстка.

Задания: Заполните таблицы

13. ТРИ ТЕЧЕНИЯ В НАРОДНИЧЕСТВЕ

  пропагандистское заговорщическое Бунтарское
Лидер      
Цель борьбы      
Путь реализации цели      
Готовность России к революции      
Тактика      

14. УЧАСТИЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

ДАТА СОБЫТИЕ ИТОГ
     

15. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ РОССИИ НАЧАЛА XX ВЕКА

Партия Лидер Дата образования Цели Тактика
         

16. ПЕРВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В РОССИИ

ДАТА СОБЫТИЕ ИТОГ
     

17. ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г.

ДАТА СОБЫТИЕ ИТОГ
     

Вопросы для дискуссии:

1. Альтернативы развития страны в середине XIX.

2. Причины радикализации революционного движения.

3. Как вы думаете, реформы 60-70-х гг. отсрочили или ускорили падение самодержавия в России?

4. Политические партии России о перспективах развития России после февраля 1917 г.

5. Социально-экономическое развитие страны в 1917 г.

6. Альтернативы развития России в 1917 г.

7. Октябрь 1917 г.: «государственный переворот», «вооруженное восстание», «революция»?

8. Периодизация гражданской войны в России.

9. Иностранное вмешательство в дела России в 1917-1920 гг. Большевистская концепция государства и ее реализация в России.

Тест

Наши рекомендации