Нормирование вредных воздействий на почву

В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, в том числе и на земли, гарантирующего обеспечение экологической безопасности в Республике Беларусь, осуществляется экологическое нормирование в области охраны окружающей среды.

Экологическое нормирование является одним из наиболее эффективных средств рационального природопользования и охраны окружающей среды. Оно заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, показателей предельно допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также в принятии необходимых нормативных документов в данной области. При этом указанные нормативы и нормативные документы разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учётом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

Одним из важнейших факторов повышения эффективности агропромышленного комплекса Республики Беларусь является химизация. Под химизацией сельского хозяйства понимается совокупность организационно-технических мер, направленных на применение химических препаратов – агрохимикатов: минеральных удобрений, известковых материалов, микроэлементов, стимуляторов роста растений, гербицидов и пестицидов. Основная цель химизации – повышение урожайности сельскохозяйственных культур и увеличение валового сбора продукции сельского хозяйства за счёт обеспечения рационального питания растений и борьбы с сорняками, болезнями и вредителями сельхозкультур. В результате систематического применения в агропромышленном комплексе за последние 30 лет азотных, фосфорных и калийных удобрений произошло превышение оптимальных параметров содержания в почве подвижного фосфора на 5% и калия – на 2,8% пахотных угодий. За последние годы во всех областях республики возросли урожайность и валовые сборы зерновых культур, картофеля, овощей и других культур.

Вместе с тем применение средств химизации зачастую оказывает негативное воздействие на окружающую среду и способствует причинению вреда здоровью человека, растительному и животному миру. Попадая в почву, удобрения и пестициды, особенно при несоблюдении доз их внесения, накапливаются там в избыточных количествах, а затем по цепи «почва – растение» проникают в организм человека через продукты питания, что в конечном итоге отрицательно сказывается на его здоровье. С учётом загрязнения обширных территорий Республики Беларусь радионуклидами в результате чернобыльской катастрофы радиоактивные вещества наряду с химическими элементами, содержащимися в удобрениях и средствах защиты растений, могут находиться в почве и продуктах питания длительный период и в комплексе являются главными источниками загрязнения почв и продуктов питания.

Правовое регулирование применения химических средств в сельском хозяйстве заключается в предупреждении и устранении вредных последствий их применения для окружающей среды и здоровья человека. В соответствии со статьёй 89 Кодекса о земле землепользователи в границах предоставленных им либо находящихся у них земельных участков обязаны защищать земли от загрязнения химическими и радиоактивными веществами, отходами и иных вредных воздействий.

Исходя из сложившейся земельно-правовой практики, в систему экологических нормативов и стандартов, устанавливающих пороги экологической безопасности в земледелии (при обработке почвы, посевов, уборке урожая и других мероприятиях), и прежде всего вредного воздействия на почву, можно включить нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ в почве (ПДК). Они устанавливаются по уровню концентрации загрязнений в природной и техногенной средах, который не должен превышать ПДК для каждого из загрязнителей, и на уровне, обеспечивающем экологическую безопасность в природных компонентах.

В области химизации сельскохозяйственного производства охрана окружающей природной среды, в том числе земель, а также здоровья человека производится путём нормирования применения агрохимикатов. На практике существуют три группы нормативов:

– хозяйственные;

– санитарные;

– экологические.

Хозяйственные нормативы определяют дозы внесения химических препаратов при проведении сельскохозяйственных работ (на 1 га сельхозугодий или посевов), которые разрабатываются научно-исследовательскими учреждениям и отражаются при регистрации химического вещества в списке рекомендуемых для применения в сельском хозяйстве.

Порядок проведения мероприятий по защите растений и обращения с пестицидами на основании Закона Республики Беларусь от 25 декабря 2005 г. «О защите растений» (с измен. и дополн.) [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 6. – 2/1174] определяется Инструкцией, утверждённой постановлением Минсельхозпрода от 3 декабря 2010 г. № 89 [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 14. – 8/23188].

Порядок применения минеральных удобрений установлен в СанПиН РБ «Санитарные правила и нормы по хранению, транспортировке и применению минеральных удобрений в сельском хозяйстве» № 9-103-98, утверждённых постановлением главного санитарного врача Республики Беларусь от 31 декабря 1998 г. № 53 «О введении в действие санитарных правил и норм, гигиенических нормативов» [Текущий архив Минздрава Респ. Беларусь за 1998 г.].

В целом же порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется постановлением главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 10 декабря 2003 г. № 155 «Об утверждении Санитарных правил и норм 2.2.3.12-17-2003 «Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов» [Текущий архив Минздрава Респ. Беларусь за 2003 г.].

Для защиты посевов сельскохозяйственных культур от вредителей, болезней и сорняков разрешается применять средства защиты растений, включённые в Государственный реестр средств защиты растений (пестицидов) и удобрений, разрешённых к применению на территории Республики Беларусь, ведение которого осуществляется государственным учреждением «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации средств защиты растений и удобрений и ведения Государственного реестра средств защиты растений (пестицидов) и удобрений, разрешённых к применению на территории Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 2010 г. № 1140 «О некоторых вопросах защиты растений и внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2007 г. № 1370» (с измен. и дополн.) [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 187. – 5/32275; 2011. – № 92. – 5/34264]. Контроль за обращением со средствами защиты растений и качеством ввозимых в Республики Беларусь и производимых в ней указанных средств осуществляет Департамент ветеринарного и продовольственного надзора в соответствии с Положением о данном органе, утверждённом Указом Президента Республики Беларусь от 3 мая 2010 г. № 236 (с измен. и дополн.) [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 118. – 5/11622; 2011. – № 27. – 1/12386].

Перевозка, хранение, применение и обезвреживание средств защиты растений осуществляются в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами и техническими нормативными правовыми актами, обеспечивающими безопасность жизни и здоровья человека и охрану окружающей среды от вредного воздействия средств защиты растений.

Применение средств защиты растений в сельскохозяйственных организациях проводится после предварительного обследования посевов специалистами агрономической службы. Все работы по применению средств защиты растений регистрируются в специальном журнале учёта, находящегося у собственника (владельца) этих средств. Конкретные нормативы применения тех или иных удобрений или пестицидов устанавливаются самим субъектом хозяйствования с учётом места расположения участка, времени года, вида сельскохозяйственной культуры, количества вредителей сельскохозяйственных растений или сорняков на единице площади, а также комплекса применяемых химических средств.

Для всех разрешённых к применению пестицидов установлены ПДК в объектах окружающей среды, определён порядок их учёта и хранения, а также правила, согласно которым химические обработки посевов, насаждений и других угодий проводятся только после их предварительного обследования на степень поражения вредителями и заселения полезными видами насекомых. Перед началом работ с ядохимикатами предварительно оповещаются жители ближайших населённых пунктов, органы местного управления и самоуправления, соответствующие службы. На границах обрабатываемых участков выставляются знаки безопасности для работ с пестицидами, запрещающие проведение полевых работ и нахождение скота и птицы в зоне проведения обработки до истечения установленных карантинных сроков.

Санитарные нормативы устанавливают условия охраны здоровья и обеспечения экологической безопасности в процессе применения химических средств, определяют предельно допустимые концентрации вредных химических, бактериальных и радиоактивных веществ в почве.

В настоящее время в Республике Беларусь действует несколько нормативных актов, в которых содержатся санитарные правила и нормативы, устанавливающие предельно допустимые концентрации различных химических соединений в почве. Так, постановлениями главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 5 февраля 2001 г. № 7 и 25 февраля 2004 г. № 28 утверждён Перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно допустимых количеств (ОДК) химических веществ в почве, содержащийся в Гигиенических нормативах 2.1.7.12-1-2004 «Перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно допустимых концентраций (ОДК) химических веществ в почве» [Текущий архив Минздрава Респ. Беларусь за 2004 г.] и введены в действие гигиенические нормативы ряда химических элементов в почве [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 24. – 8/4976]. Нормативы содержания отдельных химических элементов в торфяных почвах установлены постановлением главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31 декабря 2003 г. № 222 «Об утверждении Гигиенических нормативов 2.1.7.9-37-2003 «Предельно допустимые концентрации кадмия, тилта (действующее вещество – пропиконозол), фенантрена в торфяных почвах» [Текущий архив Минздрава Респ. Беларусь за 2004 г.].

Порядок организации и проведения наблюдений за химическим загрязнением земель определяется в соответствии с техническим кодексом установившейся практики ТКП 17.13-02-2008 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Мониторинг окружающей среды. Порядок проведения наблюдений за химическим загрязнением земель», утверждённом постановлением Минприроды от 5 ноября 2008 г. № 6-Т [ИУ ТНПА. – 2008. – № 10].

Экологическими нормативами определяются показатели остаточных количеств опасных химических веществ в продуктах питания. Организация государственного санитарно-эпидемического нормирования продуктов питания осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (с измен. и дополн.) и Положением об осуществлении государственного санитарного надзора в Республике Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 ноября 2006 года [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 198. – 5/24255; 2011. – № 123. – 5/34683]. Гигиенические нормативы содержания химических веществ в продуктах питания установлены Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов», утверждёнными постановлением Минздрава от 9 июня 2009 г. № 63 [Текущий архив Минздрава Респ. Беларусь за 2009 г.].

Допустимые уровни содержания радионуклидов цезия-137 и стронция-90 в пищевых продуктах и питьевой воде установлены в Гигиенических нормативах № 10-117-99 «Республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов цезия-137 и стронция-90 в пищевых продуктах и питьевой воде (РДУ-99)», утверждённых постановлением главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 26 апреля 1999 года [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 38. – 8/309; Нац. реестр № 8/5786].

Контроль за содержанием радионуклидов в продуктах питания осуществляется в соответствии с требованиями Положения о контроле радиоактивного загрязнения от чернобыльской катастрофы в Республике Беларусь, утверждённого приказом МЧС от 6 февраля 1995 г. № 5 [БНПИ. – 1995. – № 5], а также согласно положениям и программам радиационного контроля, утверждённым министерствами, государственными комитетами и иными республиканскими органами государственного управления. Кроме того, контроль и надзор за качеством продовольственного сырья и пищевых продуктов в Республике Беларусь при их производстве и хранении, экспорте и импорте (кроме осуществления торговой деятельности в отношении этих товаров) осуществляет Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода.

Нарушения экологических требований при обращении с химическими веществами, создающие угрозу загрязнения окружающей среды, в том числе земель, влекут за собой запрещение производства, хранения, транспортировки, применения, обезвреживания или захоронения этих веществ по решению природоохранных или иных специально уполномоченных органов, не освобождая виновных от других видов ответственности. В соответствии со статьёй 50 Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» за нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательными актами. Меры административного воздействия за превышение содержания химических веществ в продуктах питания принимаются в соответствии со статьёй 16.8 КоАП Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г. «Нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов». К виновным применяются штрафы: в размере от 2 до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до 50 базовых величин, а на юридическое лицо – до 200 базовых величин. В соответствии со статьёй 16.7 КоАП выпуск на товарный рынок либо реализация потребителям недоброкачественной продукции, заведомо способной повлечь заболевания или отравления людей или заведомо загрязнённой радионуклидами сверх допустимых уровней, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин с конфискацией этой продукции, на индивидуального предпринимателя – от 20 до 200 базовых величин с конфискацией этой продукции, а на юридическое лицо – до 1000 базовых величин с конфискацией этой продукции.

За нарушение правил использования и иного обращения с химическими веществам, создавшего угрозу причинения вреда здоровью людей или природной среде, виновные в соответствии со статьёй 278 УК Республики Беларусь привлекаются к уголовной ответственности (общественные работы, штраф, исправительные работы, арест и проч.). В соответствии со статьёй 280 УК Республики Беларусь за нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений, повлёкшее по неосторожности гибель растительности или животных с причинением ущерба в крупном размере, наказывается общественными работами, или штрафом, или арестом на срок до трёх месяцев. Нарушение тех же правил, повлёкшее по неосторожности гибель растительности или животных с причинением ущерба в особо крупном размере либо гибель растительности или животных, занесённых в Красную книгу Республики Беларусь, наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью или без лишения.

Наши рекомендации