Некоторые проблемы рынка энергоносителей
Проблемами устойчивого газо- и электроснабжения на сегодня являются: снижение надежности и эффективности энергоснабжения из-за недостаточных инвестиций в реконструкцию и новое строительство; большое количество льготников среди населения (до 70% абонентов), перекрестное субсидирование и проблемы перепродавцов; высокая энергоемкость ВВП (в 3,5 раза выше, чем в странах с рыночной экономикой); слабая работа по энергосбережению, отсутствие достаточной нормативной базы, и главное- неплатежи[16,85,92,106].
Так, за потребленные энергоресурсы долги бюджетов всех уровней энергоснабжающим организациям достигают в отдельных регионах 65% от общей задолженности. При этом уровень платежей остается не достаточным .
В результате такого положения над отдельными регионами нависла реальная угроза отключения подачи энергоносителя. Многолетние выборные компании за последние годы приучили потребителей не оплачивать за потребленные энергоресурсы. Им было обещано бесперебойное энергоснабжение, а энергоснабжающие организации были лишены права отключать неплательщиков, в том числе и население. Сегодня ситуация в стране изменилась. Россия превращается в страну с рыночной экономикой, а привычки энергопотребителей не платить за потребленные энергоресурсы остались, причем это зачастую поощряется местными администрациями почему-то уверенными, что "все равно не отключат".
Как правило, граждане и главы местного самоуправления виновниками отключений считают энергоснабжающие организации. Хотя известно, что поставка любых ресурсов, в том числе и энергетических, осуществляется как и любая акция купли-продажи на основе классической формулы "товар- деньги- товар" между потребителями и поставщиками. И когда товар не оплачивается, то его поставка прекращается. Основные неплательщики сегодня это организации финансируемые из бюджета. В этой связи необходимы эффективные экономические меры повышающие платежную дисциплину. Заметим, что решение проблем энергоснабжения находятся в компетенции самих потребителей, соответствующих местных бюджетов и населения которые должны понять, что нужно оплачивать за потребленные энергоносители.
Для улучшения функционирования рынка энергоносителей необходимо поощрять конкуренцию в сфере энергетических естественных монополий. Для этого пока не начата их реструктуризация на рынке электрической энергии и мощности можно на базе крупных потребителей, вышедших на Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ), создать предприятия, выполняющие функции существующего в регионе АО-Энерго. Вызывает интерес предложение Жилина О.Ф., Никишина В.И., Петрова А.А. о стабилизации рынка газа [26]: “Цена всегда привязана к конкретному рынку. Мы имеем три крупных рынка, - рынок России, рынок стран СНГ, рынок Центральной и Западной Европы, каждый из которых отличается своими особенностями. Проблема заключается в том, что на них работают единые добывающая и транспортная системы ОАО “Газпром”. Смешивается выручка, принципы управления, взаиморасчеты за транспорт и др. Для разработки долговременной стратегии развития отрасли очень важно считать каждый из указанных рынков автономным.”
Многомиллиардная дебиторская задолженность может быть покрыта за счет продажи на аукционах и передачи акций за счет долгов предприятий находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности. В целях стабилизации энергетики, как предложение, можно также проработать вопрос о введении в регионах временных энергетических сборов на выплату долгов организаций бюджетной сферы (больницы, школы, дет. сады, общественный транспорт) за потребленные энергоресурсы.
Анализ тарифов на электрическую энергию в любом регионе, за исключением нескольких, показывает, что, не смотря на Постановления Правительства РФ и специальной статьи в Законе о госрегулировании тарифов, перекрестное субсидирование имеет место. То же можно отметить, рассматривая тарифы на природный газ. По сути перекрестное субсидирование это нарушение прав потребителей на рынке энергоносителей, когда одну группу потребителей вынуждают платить за другую без их ведома или законодательного обоснования. Не исполнение Государством своих обязательств перед многочисленными группами граждан, которым установлены различные льготы, привело к тому, что льготы декларированы, а денег на их реализацию в полном объеме в бюджетах всех уровней не предусмотрено, точно так же как и на оплату энергоносителей для организаций, финансируемых из бюджета. Поэтому финансирование льготных тарифов населению и организациям бюджетной сферы осуществляется в основном промышленными предприятиями, для которых во многих регионах установлены повышенные тарифы. Такая практика повышает себестоимость товаров и услуг, снижает конкурентоспособность, сокращает количество рабочих мест сужает налогооблагаемую базу и в конечном счете результате страдает та часть население, которым с помощью льгот оказывается поддержка. В основном это происходит там, где отсутствуют профессиональные энергетические комиссии и местная исполнительная власть незаконно в своих популистских целях устанавливает экономически не обоснованные тарифы на энергоносители. Это ведет к тому же к убыточности местных энергоснабжающих организаций. Даже в тех регионах, где законы исполняются и перекрестное субсидирование ликвидировано, отдельные представители местных властей предпринимают попытки взять ценообразование на энергоносители в свои руки, к тому же менеджеры энергоснабжающих компаний находятся как правило под их контролем. Для снижения воздействия на работу естественных монополий предвыборных компаний и популистских лозунгов и содействию ликвидации перекрестного субсидирования необходимо в процессе реструктуризации создаваемые распределительные энергетические компании не привязывать к границам регионов, а руководствоваться экономической целесообразностью. Например в системе РАО ЕЭС “России” имеются АО энерго с отпуском более 60 млрд. кВт час в год и с отпуском несколько сот млн. кВт час в год. Поэтому на базе крупных энергосистем можно создать несколько распределительных компаний, а на базе нескольких мелких энергосистем одну. Это с одной стороны улучшит управляемость отрасли и снизит издержки, с другой повысит самостоятельность энергоменеджеров. С этой же целью желательно во вновь создаваемых Федеральных округах иметь представителей ФЭК для координации и контроля за деятельностью региональных энергетических комиссий. Ликвидация перекрестного субсидирования будет способствовать упорядочению системы льгот, сокращению их числа, а для сохранившихся льгот обеспечению финансирования в полном объеме. Лучшим способом решения этой проблемы является адресное дотирование нормированных количеств льготных товаров и услуг нуждающимся в социальной поддержке граждан. Остальные группы населения, которые могут иметь дополнительные льготы по другим причинам, должны получать их в виде конкретных денежных надбавок к заработной плате и пенсиям. Практика перекрестного субсидирования, возникшая в начале 90-ых годов как внеэкономический феномен под влиянием политических лозунгов, должна быть ликвидирована в процессе модернизации всей социальной политики Российского Правительства и приведения ее в соответствие с цивилизованными нормами.
Взаимодействие между перепродавцами (как правило, это предприятия коммунальной энергетики находящиеся в муниципальной собственности) и поставщиками энергоносителей должны строиться на основе законов рыночной экономики на взаимовыгодной основе по следующим вариантам:
1. Поставщик выкупает собственность перепродавца.
2. Собственник предприятия перепродавца становится акционером поставщика за счет передачи в состав предприятия поставщика предприятия перепродавца.
3. Перепродавец заключает с поставщиком договор на передачу энергии потребителям, за что получает соответствующую абонентную плату.
4. Перепродавец переходит на федеральный или региональный оптовый рынок, оплачивая абонентную плату владельцам электрических сетей или трубопроводов за транспорт энергоносителей.
При работе по одному из первых трех вариантов конечные потребители предприятия перепродавца становится клиентами поставщика энергии в регионе. Это может быть любой действующий в регионе поставщик энергии. В четвертом варианте перепродавец становится локальным естественным монополистом. В связи с этим в действующие нормативные акты необходимо внести дополнения с тем расчетом, чтоб тарифная политика локальных естественных монополистов регулировалась государством через региональные энергетические комиссии.
Выбор вариантов взаимодействия между поставщиками и перепродавцами должны осуществлять собственники этих предприятий в интересах конечных потребителей энергии, исходя из минимизации тарифов, хотя по мнению экспертов наиболее выгодным является третий вариант.
В последнее время в регионах усилилась социальная напряженность, вызванная хроническими неплатежами пенсий, детских пособий, задержками выплат заработной платы на предприятиях всех форм собственности и бюджетной сферы. Это проявляется в многочисленных акциях протеста населения. При этом экономические требования зачастую переходят в политические. Дальнейший рост недовольства налогоплательщиков может привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому реформа коммунально-бытового сектора экономики должна происходить взвешенно с поэтапным переходом населения к полной оплате коммунально-бытовых услуг с одновременной организацией адресной поддержки социально-незащищенных групп населения. Тарифная политика в области топливно-энергетических ресурсов является не только инструментом регулирования экономики, но и политическим фактором поддержания стабильности в обществе.
Как известно цены на газ и электроэнергию должны учитывать с одной стороны – предельно допустимые издержки энергоснабжающих организаций, а с другой – политическое цели в области социальной политики в виде доступности энергоресурсов всему населению, стабилизации цен, снижение издержек бюджетных организаций и т.д. Условия минимизации суммарных издержек на получение и производство ТЭР, а также на их потребление дает максимальный эффект для общества в целом, а не только для отдельных монополистов, и снижает энергоемкость ВВП.
Принятие дифференцированных тарифов для населения, способствующих энергосбережению, является правильным решением в рамках проводимой коммунальной реформы. Необходимо иметь несколько ступеней, например три: первая льготная ступень в пределах нормативов потребления для всего населения в зависимости от состава семьи, вторая со 100% оплатой следующих 50% норматива и третья ступень оплаты за сверх нормативное потребление с тарифом, компенсирующим выпадающий доход за счет льготной оплаты в пределах нормы. Тарифы для социально-незащищенных групп населения с низкими доходами на одного члена семьи могут установиться на уровне не более 25%-30% от действующего тарифа в регионе при социальной норме потребления ТЭР (принцип доступности и справедливости). Такой порядок должен действовать до организации в стране четко действующей системы адресного дотирования населения. Это решение смягчает ценовой удар в результате общего роста цен на коммунальные услуги. Однако отсутствия опыта работы у энергоснабжающих организаций это решение вызвало у них неоднозначную реакцию, т.к. они привыкли работать с абонентом вне зависимости от состава семьи. В качестве поддержки новой системы тарифов для населения можно привести работу всех остальных коммунальных служб, где ведется подушный учет. Это к сожалению связанно с тем, что у них практически отсутствует счетчики газа, воды, тепла. Как показывает опыт при правильной организации работ по сбору платежей процесс привыкания населения к новой тарифной политике идет достаточно успешно. В качестве примера в приложении приведены ступенчатые тарифы на электроэнергию и газ для населения Республики Северная Осетия- Алания (таблицы 4.1, 4.2).
Населению может быть также предложено меню: одноставочный, двухставочный, зонный со ступенчатыми тарифами, поощряющие энергосбережение. Решение этой проблемы зависит от наличия необходимых контрольно-измерительных приборов. Такие счетчики выпускаются у нас в стране и за рубежом. В соответствии с Концепцией коммунальной реформы РФ вновь строящиеся дома и создающиеся товарищества собственников жилья должны оборудоваться современными счетчиками энергии с мониторингом и ежемесячной централизованной выдачей счетов на оплату с учетом выбранной тарифной системы.