Сословные и другие группы населения Российской империи 2 страница

Принадлежащие к мещанскому сословию или состоянию сельских обывателей лица, приобретшие ученые степени или получившие один из дипломов, установленных статьей 81 устава Императорских российских университетов, высочайше утвержденного 23 августа 1884 года, пользовались: первые - правом на причисление к потомственному почетному гражданству, а вторые - правом на причисление к личному почетному гражданству.

С 12 марта 1891 дети, усыновленные дворянами и потомственными почетными гражданами, стали приобретать личное почетное гражданство. На начало XX в. к потомственным почетным гражданам по рождению принадлежали дети личных дворян, обер-офицеров, чиновников и духовных лиц, пожалованных орденами Св. Станислава и Св. Анны (кроме 1-х степеней), дети священнослужителей православного и армяно-григорианского исповедания, дети церковных причетников (дьячков, пономарей и псаломщиков), окончившие курс в духовных семинариях и академиях и получившие там ученые степени и звания, дети протестантских проповедников, дети лиц, исполнявших беспорочно в течение 20 лет должность закавказского шейх - уль -ислама или закавказского муфтия, калмыкские зайсанги, не имевшие чинов и владеющие наследственными аймаками, и, разумеется, дети потомственных почетных граждан, а к личным почетным гражданам по рождению принадлежали усыновленные дворянами и потомственными почетными гражданами, вдовы церковных причетников православного и армяно-григорианского исповеданий, дети высшего закавказского мусульманского духовенства, если их родители исполняли беспорочно службу в течение 2 лет, зайсанги из калмыков Астраханской и Ставропольской губерний, не имеющие ни чинов, ни наследственных аймаков. Почетные граждане могли иметь и дворянский титул. Так, известны случаи, когда почетным гражданам давалось разрешение на пользование в Российской империи иностранным баронским титулом, без присвоения российского дворянства. Если почетное гражданство принадлежало данному лицу по праву рождения, оно не требовало особого подтверждения, если присваивалось, требовалось решение Департамента герольдии Сената и грамота из Сената.

Принадлежность к почетным гражданам могла совмещаться с пребыванием в других сословиях - купечестве и духовенстве - и не зависела от рода деятельности. До 1891 лишь вхождение в некоторые цехи лишало почетного гражданина некоторых преимуществ его звания.

В "Своде законов Российской империи" в разделе III "О городских обывателях" почётным гражданам посвящалась V глава. Она делится на 2 отделения, первое, в свою очередь, - на подотделы. Начальный подотдел называется "О приобретении почётного гражданства", второй - "О порядке причисления к сословию почётных граждан", третий - "Права и преимущества почётного гражданства", четвёртый - "О прекращении прав почётного гражданства".

Хоть потомственное почетное гражданство является сословием, рассматривалось оно как награда. Для подтверждения процитируем «Правила об испрошении Высочайших наград 1898 года». "Жалуемые за отличия Высочайшие награды суть: 1) объявление Высочайших Его Императорского Величества благодарности и благоволения; 2) чины; 3) ордена; 4) назначение аренд; 5) подарки от Высочайшего Его Императорского Величества Имени; 6) единовременные денежные выдачи; 7) звания личного и потомственного почетного гражданства; 8) медали; 9) кафтаны; 10) зачет в действительную государственную службу времени, проведенного в частных занятиях в правительственных и общественных установлениях, а равно времени состояния на государственной службе без права на чинопроизводство; 11) предоставление прав государственной службы лицам, этими правами не пользующимся, и 12) несчитание судимости препятствием к наградам и другим преимуществам по службе... Награждение званием личного почетного гражданина может быть испрашиваемо лицам сего звания неимеющим и непользующимся высшими правами состояния за оказанную ими на разных поприщах в продолжение не менее десяти лет полезную деятельность. Звание потомственного почетного гражданина испрашивается состоящим не менее десяти лет на тех же поприщах в звании личного почетного гражданина. Независимо от сего, звание потомственного почетного гражданства может быть испрашиваемо, в уважительных случаях, и лицам, не состоящим в звании личного почетного гражданства, если удостоверенная подлежащим ведомством полезная деятельность их продолжалась не менее двадцати лет... Представлениям о награждении иностранцев должно предшествовать предварительное сношение с Министерством Иностранных Дел; а представлениям о награждении званием почетного гражданина и о несчитании судимости препятствием к наградам и другим служебным преимуществам предварительное сношение с Министерствами Внутренних Дел, Финансов и Юстиции".

Просьбы о причислении к Почетному гражданству подавались, с приложением всех актов и удостоверений, доказывающих право на оное, в Гильдию, которая, по рассмотрении всех доказательств, о заслуживающих по закону сему уважения, докладывала Правительствующему Сенату. Сенат рассматривал документы и, если находил их достоверными и сообразными правилам, выдавал на гражданство потомственные грамоты, а на личное - свидетельства, по установленным для того формам. С грамот и свидетельств взимались пошлины: с первых - по 60 руб. серебром на богоугодные заведения той губернии, в которой гражданин был записан, в капитал на развитие торговли и промышленности по 240 руб. серебром и 30 руб. серебром за саму грамоту; со свидетельств - те же самые пошлины вполовину. Учёные и художники вносили с грамоты только по 30 руб. и со свидетельств по 15 руб. серебром. Дела о возведении в почетное гражданство находятся в фонде Департамента герольдии Сената в РГИА. Обычно открывает дело личное прошение. В прошениях прежде всего указывались основания для причисления. Просьба сопровождалась обширными ссылками на соответствующие законодательные акты. Обязательно указывался состав семьи. Прилагались документы, призванные подтвердить права. Например, для купцов свидетельство, выданное органом городского самоуправления (городской ратушей, городской думой или управой), подтверждало факт пребывания необходимого срока в гильдиях. В свидетельстве сообщалось "по собранным от разных присутственных мест сведениям" о времени вступления купца в гильдию, городе причисления, а также о всех случаях перехода купца из гильдии в гильдию и из одного города в другой. Кроме того, этот документ содержал описание состава семьи, часто с указанием степени родства и возраста. Обязательно указывалось, что никто из членов купеческой семьи не объявлялся несостоятельным и не находился под судом. Кроме свидетельства городской думы в делах находятся метрические свидетельства о рождениях и бракосочетаниях всех членов семьи. Обязательным было свидетельство, подписанное губернатором, о том, что все члены семьи "вероисповедания православного и ни к каким вредным сектам не принадлежат". В том случае, если обыватель претендовал на возведение в потомственное почетное гражданство на основании награждения орденом, в деле присутствовала выписка из орденского статуса с указанием за какие заслуги и каким орденом он награжден. Завершались дела выпиской из протокола заседания Сената, содержавшей записку с изложением дела и решением. Далеко не все, претендовавшие на получение потомственного почетного гражданства, добивались желаемого. Причиной отказа могли быть хотя бы неправильно оформленные документы.

Формуляры грамот и свидетельств на почетное гражданство на протяжении XIX-начала ХХ веков были устойчивы. Вот примерное содержание Грамоты на потомственное почетное гражданство начала двадцатого века:

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЕЮ МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРЫЙ, ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ КНИЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ И ПРОЧАЯ, И ПРОЧАЯ, И ПРОЧАЯ. Согласно удостоению Комитета и службе чинов Гражданского ведомства и о наградах, Мы, ко дню (такому-то) Всемилостивейше Пожаловали (такого-то), званием потомственного почетного гражданина. Во свидетельство чего повелеваем Мы сию грамоту Правительствующему Сенату подписать и Государственною Нашею печатью укрепить. Дана в Санкт-Петербурге (такого-то числа). Сенатор и Кавалер (Подпись) Сенатор и Кавалер (Подпись) Герольдмейстер и Кавалер (Подпись) Сенатор и Кавалер (Подпись) Сенатор и Кавалер (Подпись) Место печати. Списки почетных граждан по городам находятся в областных архивах. В документах Департамента Герольдии Правительствующего сената, среди которых содержится 13827 дел о почетном гражданстве (ЦГИА. Ф. 1343. Оп. 39-41, 47), а также 1826 дел об усыновлении, передаче Фамилии и прав состояния (Оп. 44, 48, 53), в которых такие могут содержаться материалы о приобретении почетного гражданства путем усыновления. Дела о почетном гражданстве содержит также фонд Министерства юстиции (Ф. 1405). Наиболее массовым источником по почетному гражданству являются Санкт-Петербургские Сенатские ведомости, где регулярно печатались сообщения о присвоении и пожаловании почетного гражданства. Так, только в 1901 году там были опубликованы сообщения о приобретении почетного гражданства приблизительно 2200 лицами. Корпоративная организация почетных граждан отсутствовала, то есть ничего похожего на дворянские собрания у них не было.

Казачество.Казачество в Российской империи было особым военным сословием (точнее сословной группой) стоявшим особняком от прочих. В основе сословных прав и обязанностей казаков лежал принцип корпоративного владения войсковыми землями и свободы от повинностей при условии обязательной военной службы. Казачьи войска с XVIII века стали получать наименование по названию территории расселения казаков: Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское и т. д. В конце века казачья старшина получила права российского дворянства. Выборность атаманов была ликвидирована. Назначенные атаманы получили название "наказных". Сложилась новая военная организация казачества, с некоторыми изменениями просуществовавшая до 1917. Казачество стало военным сословием Российской империи. С 1827 верховным атаманом всех казачьих войск считался наследник престола. В 1835 были утверждены Положение и штаты Донского казачьего войска, позднее распространенные на другие казачьи войска. Казакам запрещалось переходить в другие сословия, служить в регулярных войсках, заключать браки с представителями других сословий; земельные наделы казаков были значительно больше, чем наделы крестьян. Срок военной службы для казаков, первоначально определенный в 25 лет, постепенно снизился до 20, а затем и до 18 лет. Первые три года казаки находились в подготовительном разряде, где должны были готовить воинское снаряжение и обучаться военному делу. После этого следовала 12-летняя служба в строевом разряде, разделенная на три очереди, по четыре года каждая. Казаки первой очереди непосредственно служили в войсках, а второй и третьей очереди жили в станицах, но проходили лагерные сборы. Последний разряд считался запасным. Каждое казачье войско обязано было выставлять определенное количество конных, пеших и артиллерийских частей, а также команд для несения полицейской службы.

К нач. XX в. в России существовало 11 казачьих войск (Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское и Уссурийское), а также казачьи поселения в 2-х губерниях. При атамане действовал войсковой штаб, на местах управление осуществляли атаманы отделов (на Дону - окружные), в станицах - избираемые станичными сходами станичные атаманы.

Принадлежность к казачьему сословию была наследственной, хотя формально запись в казачьи войска для лиц других сословий не исключалась. При прохождении службы казаки могли достигать чинами и орденами дворянства. В этом случае принадлежность к дворянству сочеталась с принадлежностью к казачеству. По казачеству есть и более подробная информация - отдельно ПО ДОНСКОМУ, отдельно ПО ВСЕМУ ОСТАЛЬНОМУ.

Податные сословия.Податные сословия в конце XVIII века составляли более 90% населения, они платили подушную подать, выполнявшие рекрутскую и другие повинности в пользу государства и ограниченные в свободе передвижения. О ревизиях и переписях, в которые представители этих сословий обязательно попадали, можно прочесть на отдельной странице. Важным документом, содержащим генеалогическую информацию, являлись посемейные списки, которые составлялись на лиц податных сословий (крестьян и мещан). Велись они с 1858 казенными палатами и волостными правлениями. Особое значение приобрели в связи с новым уставом о воинской повинности от 1874, отменившим рекрутскую систему и предписывавшим составление призывных списков лиц податных сословий по посемейным спискам. С этого же времени ежегодно приходские священники сверяли крестьянские посемейные списки с метрическими книгами, а с 1885 эта обязанность была возложена на волостных старшин и писарей, поэтому списки лиц мужского пола, которым исполнялось в очередном году 20 лет, со сведениями о составе их семей откладывались в волостном правлении. Посемейные списки хранятся в региональных архивах (фонды переселенческих управлений, волостных правлений, сословных учреждений, городских управ, казенных палат, мещанских старост, участковых земских начальников). Описные книги удельных крестьян хранятся в РГИА. Ф. 515. Раз составленный посемейный список дополнялся новой информацией на протяжении многих лет, а когда внесение новых поправок становилось затруднительным, заводили новый. Поэтому в фондах волостных правлений можно найти 3-4 посемейных списка. Формуляр посемейного списка, отпечатанный типографским способом имел 11 граф. В графе 1 обозначался № семьи по порядку, во 2-й - № семьи по последней ревизской сказке. Графы 3-8 заполнялись сведениями о мужской части семьи. Графа 3: прозвание (или фамилия), имя и отчество главы семьи и имена его сыновей, внуков, братьев с сыновьями, проживавших совместно. Графы 4-6 показывали возраст мужчин (год, месяц и день рождения) - на 1 января текущего года. В графу 7 вносились сведения о том, в каком году умер член семьи, имя и количество лет вновь родившегося. Графа 8 указывала начало поступления на действительную службу, ее окончание, перечисление в запас и т.д. Графа 9 указывала имена и отчества жен (кто муж) и имена дочерей. Графа 10 указывала факты замужества и смерти женщин.

Крестьяне. Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию.

Итак, при Петре существовали:

владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.;

черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии);

монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью;

дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;

крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам, и недворянам) покупать деревни и людей к фабрикам.

После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины. Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полуименами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды).

Здесь же рассмотрим, как исследовать генеалогию колхозников. Начало сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР - 1929 год. Постановлением ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 в ключевых производящих зерно регионах (Поволжье, Северный Кавказ) она должна была завершиться в течение одного года; на Украине, в черноземных областях России, в Казахстане - в течение двух лет; в остальных районах - в течение трех лет. Параллельно коллективизации шла кампания раскулачивания, ликвидации кулачества как класса. Все кулачество делилось на три категории: участников антисоветских движений; зажиточных хозяев, имевших влияние на соседей; всех остальных. Первые подлежали аресту и передаче в руки ОГПУ; вторые - выселению в отдаленные области Урала, Казахстана, Сибири вместе с семьями; третьи - переселению на худшие земли в том же районе. Земля, имущество, денежные накопления кулаков подлежали конфискации. По всем категориям были установлены твердые задания для каждого региона. Были еще так называемые подкулачники, "пособники врагов-мироедов". Статья Сталина "Головокружение от успехов" (весна 1930) ответственность за насилие и принуждение возложила на местные власти. Начался обратный процесс, миллионы крестьян вышли из колхозов. С осени 1930 нажим вновь усилился. К 1933 в колхозах состояло более 60% крестьян, к 1937 - около 93%. Коллективизация была объявлена завершенной.

Как известно, у колхозников не было паспортов. При Петре I каждый крестьянин, уходивший на заработки дальше 30 вёрст от постоянного места жительства, должен был иметь паспорт с указанием срока возвращения домой. Всякий, кто не имел паспорта, подлежал задержанию и выяснению личности в воеводской канцелярии. Когда ЦИК и СНК СССР ввели в 1932 паспортную систему, лица без паспорта подвергались штрафу, а если они прибыли из других районов СССР, то ещё и удалению в административном порядке, а без прописанного в данной местности паспорта нельзя поступить на работу. Колхозникам же паспорта просто не выдавались, а из колхоза было разрешено отлучаться лишь по однократной справке, выдаваемой председателем колхоза, с указанием цели и срока отлучки (но не более 30 суток). Так что они были даже "более крепостными", чем при царизме. Но я не о том.

Несмотря на то, что паспортов у них не было, учет их велся постоянно и весьма активно. Безусловно, как и у всех, их рождения, браки и смерти колхозников регистрировались в ЗАГСе. А вот куда обращаться, если в ЗАГСе не сохранились сведения ни о рождении, ни о браке предка.

До сих пор в сельской местности ведутся домовые и похозяйственные книги, нечто аналогичное дореволюционным ревизиям. Это книга - на хозяйство, учитываются члены хозяйства, строения, посевные площади, поголовье скота и т.п. Первое, что надо попробовать найти - именно похозяйственные книги. Кстати, в городах до 1977 года тоже велись домовые книги. В них содержалось перечисление членов семьи, начиная с главы семьи и родственный состав других ее членов: жена сын, дочь, зять, племянник, невестка, внук и т. д. О каждом члене семьи были даны сведения: фамилия и.о., год рождения, национальность, образование, место работы или учебы и должность. Из чисто материальных соображений в селах может быть хозяйств больше чем семей, когда члены семьи формально выделяются из хозяйства, чтобы, допустим, получить еще один приусадебный участок, но семья по структуре остается неразделенной - все ее взрослые члены и подростки сообща работают на приусадебных участках, спят в своих домах, но живут "одним котлом" и у них общий бюджет. Так что не смущайтесь, если знаете, что у вашего предка была большая дружная семья, а в документах обнаруживается, что он жил один - это бюрократическая формальность, никакого противоречия нет.

Хозяйство не хранит эти документы безгранично, оно передает их в муниципальные архивы (архивные отделы администраций муниципальных образований). Муниципальные архивы хранят документы архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в деятельности районных, городских, сельских и поселковых Советов народных депутатов, их исполкомов, отделов и управлений; предприятий, учреждений, организаций районного и городского подчинения, кооперативных и общественных организаций. Колхозы тоже входят в их число. Основная часть документов такого рода в этих архивах относится к 1940-1995 годам, но в отдельных архивах имеются документы и более раннего периода, иногда даже дореволюционные. Рассказывали мне об одной исследовательнице, которая в таком архиве нашла ревизскую сказку.

На том же районном уровне целесообразно поискать сведения о предках или родственниках предка в райвоенкомате. Кстати, о чем я писала уже ранее - имеет смысл поискать родственников предка в Книгах памяти, вы можете найти какого-то родственника, документы о котором в ЗАГСе не пропали и, получив сведения о нем, восстановить сведения и о том, о ком вам ничего не нашли. Часть документов из районных передается в областные архивы, а часть - далее в федеральные. Передаются далеко не все, которые должны, так что сначала целесообразно обратиться все-таки именно в архив муниципального образования, то есть в районный центр. В областных архивах имеет смысл посмотреть фонды местного управления Наркомзема РСФСР, Областного управления сельского хозяйства, губернских, уездных, краевых, областных и районных земельных управлений, земельного управления губернского и уездных исполкомов, управления сельского хозяйства исполкома облсовета и исполкомов райсоветов, трестов, колхозов и совхозов, МТС. Колхозы, кстати, во время оккупации продолжали работать, так что, например, в Государственном архиве Ставропольского края можно найти лицевые счета и списки колхозников (в фондах 37 сельскохозяйственных артелей 12 районов Ставропольского края).

В архивах историко-политических документов, центрах новейшей истории, архивах общественно-политических движений и формирований и пр. (названия разные, а все это - бывшие партархивы) вас могут заинтересовать документы обкомов, горкомов КПСС и ВЛКСМ и их отдела сельского хозяйства, окружных, уездных, волостных, городских, районных комитетов партии и комсомола, первичных партийных и комсомольских организаций, учреждений политического просвещения и образования, документы комитетов профсоюзов колхозов и совхозов. Там же могут обнаружиться документы о проведении коллективизации сельского хозяйства; о раскулачивании кулацких семей; о строительстве спецпоселков и расселении в них кулаков и их семей (в соответствующих районах). Во всех этих архивах есть алфавитные книги, алфавитные списки, регистрационные и учетные карточки членов и кандидатов в члены партии, лично заполненные ими разнообразные анкеты, а там содержится масса информации, которую можно считать генеалогической.

В некоторых архивах есть базы данных. Например, в архивном отделе администрации Вологодской области есть в электронном виде картотека спецпереселенцев, список колхозов и похозяйственных деревень, в государственном архиве Астраханской области - список домовладений и картотека по раскулаченным. В общем, надо смотреть не только описи документов, но и поинтересоваться тем, какие есть базы данных, какие микрофильмы и т.д. и т.п.

Переходим к федеральным архивам. В Российском государственном архиве экономики (119435, Москва, ул. Большая Пироговская, 17, E-mail: [email protected]) документация сельскохозяйственного сектора представлена фондами Народного комиссариата земледелия РСФСР и СССР, Министерства сельского хозяйства СССР (Минсельхоз СССР, 1947-1953), Министерства совхозов СССР (1947-1957), Всесоюзного и Всероссийского объединений (союзов) сельскохозяйственных коллективов РСФСР (Колхозцентр РСФСР, 1927-1929) и СССР (1929-1932), Совета по делам колхозов СССР (1946-1953). Документы о коллективизации имеет смысл искать в ранее секретных или малодоступных фондах высших органов партийно-государственного руководства (ЦК ВКП(б), ЦИК и СНК СССР), различных ведомств и организаций, в том числе и судебно-карательных органов (ОГПУ, НКВД, Верховного суда и Прокуратуры). Чтобы понять, в каком именно архиве искать, в этом случае лучше сначала отправиться в библиотеку. Посмотрите по предметному каталогу книги о коллективизации, написанные на основе рассекречиваемых архивов. Вряд ли там вы найдете упоминание конкретно своего родственника (хотя все может быть), но, по крайней мере, вы найдете там ссылку на архив и фонд, откуда взята близкая вам по тематике информация. Примеры: Сборники документов "Коллективизация сельского хозяйства в Северном районе (1927-1937 гг.)", Вологда, 1964; "Очерки истории коллективизации сельского хозяйства в союзных республиках", М., 1963. В 1989 вышел сборник "Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации 1927-1932 гг.". В 1991-1993 гг. изданы сборники документов "Из истории раскулачивания в Карелии 1930-1933 гг.", "ГУЛАГ в Карелии 1930-1941 гг." (Петрозаводск), "Спецпереселенцы в Западной Сибири, 1930 - весна 1931 г.", "Спецпереселенцы в Западной Сибири, весна 1931 - начало 1933 г." (Новосибирск), а также появился ряд документальных подборок в периодической печати ("Родина", "Источник" и др.).

Однодворцы.До петровских реформ к промежуточным сословным группам относились так называемые служилые люди по прибору, т.е. завербованные или мобилизованные правительством в стрельцы, пушкари, затинщики, рейтары, копейщики и т.д., причем их дети также могли наследовать службу отцов, но эта служба не была привилегированной и не предоставляла возможностей иерархического возвышения. За эту службу давалось денежное вознаграждение. Земли (при приграничной службе) давались в так называемые "волчие дачи", т.е. не в поместье, а как бы в общинное владение. В то же время, по крайней мере на практике, не исключалось их владение холопами и даже крестьянами. В результате Петровских реформ многочисленные мелкие промежуточные группы "старых служб людей" были одним решительным актом лишены привилегий и приписаны к государственным крестьянам.

Однодворцы - класс измельчавших служилых землевладельцев, когда-то поселенных по южным, преимущественно, границам Московского государства для их защиты. При Петре они были записаны в ревизские "сказки", платили подушные подати, но сохраняли право личного землевладения и владения крестьянами. Поскольку в число однодворцев попали и обедневшие потомки старинных дворянских родов (при Петре I некоторые из них записывались в однодворцы, чтобы избежать обязательной службы), имевшие дворянские грамоты, 5 мая 1801 им было предоставлено право отыскивать и доказывать потерянное их предками дворянское достоинство. Но уже через 3 года повелено было рассматривать их доказательства "со всею строгостью", наблюдая при этом, чтобы в дворянство не были допущены люди, утратившие его "за вины и отбывательство от службы". В 1816 Государственный совет признал, что одного доказательства наличия дворянских предков для однодворцев недостаточно, необходимо еще достижение дворянства через службу. Для этого однодворцам, представившим доказательства их происхождения от дворянского рода, предоставлялось право поступления на военную службу с освобождением от повинностей и производством в первый обер-офицерский чин через 6 лет. После введения в 1874 всеобщей воинской повинности однодворцам было предоставлено право восстанавливать утраченное предками дворянство (при наличии соответствующих доказательств, подтвержденных свидетельством дворянского собрания их губернии) путем поступления на военную службу в качестве вольноопределяющихся и получения офицерского чина в общем порядке, предусмотренном для вольноопределяющихся. В 1831 польская шляхта, не оформившая со времени присоединения к России Западных губерний российского дворянства путем представления доказательств, предусмотренных Жалованной грамотой, была записана в однодворцы или "граждане". В 1845 правила о возвращении дворянского состояния однодворцам были распространены на лиц, принадлежавших к бывшей польской шляхте.

Наши рекомендации