Вопрос №22. Обеспечение прав и свобод гражданина в условиях режима чрезвычайного положения
Приоритетная задача обеспечения прав и свобод граждан приобретает особое значение в период действия особых правовых режимов при возникновении различных ситуаций чрезвычайного характера, когда нормальное функционирование общества и государства вследствие тех или иных причин становится невозможным. Такими обстоятельствами, когда происходят глубокие изменения во всех сферах жизни общества, могут быть, например, такие причины, как непосредственная угроза жизни и безопасности граждан или конституционному строю государства (например, попытки захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, межконфессиональные и региональные конфликты, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и др.).
Исторический опыт свидетельствует о том, что в подобных случаях вводятся предусмотренные национальным законодательством особые (чрезвычайные) правовые режимы деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и организаций.
Конституцией РФ предусмотрено введение в РФ такого особого правового режима, как чрезвычайное положение, которое может вводиться Президентом РФ при наличии обстоятельств и в порядке, предусмотренном ФКЗ. Такие обстоятельства заключаются в довольно широком перечне условий (попытки насильственного изменения конституционного строя, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, эпидемии и другие обстоятельства, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов).
Характерные черты режима ЧП:
1) широкий круг регулируемых режимом ЧП общественных отношений, охватывающий и административные, и гражданские, и трудовые отношения, и ряд других;
2) изменение полномочий органов государственной власти и управления (в основном в сторону их расширения), а также ограничение прав и свобод граждан, прав юридических лиц (например, в условиях ЧП могут применяться такие меры, как запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий, введение комендантского часа, ограничение свободы печати);
3) временный характер режима ЧП;
4) характерность для режима ЧП административных методов управления.
Ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения допустимы только в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены законодательством государства и соответствуют нормам международного права и, как правило:
а) не распространяются на основные права граждан;
б) носят ограниченный по объему и времени действия характер;
в) применяются только на основании соответствующего законодательного акта.
При введении чрезвычайного положения основные неотъемлемые права человека (на жизнь, достоинство личности, равноправие и отсутствие дискриминации, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, свободу вероисповедания, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на жилище, право на судебную защиту прав и свобод и др.) должны непременно соблюдаться.
Правовое положение личности в период действия режимов чрезвычайного или военного положения имеет свои характерные черты и специфические особенности, которые заключаются в том, что органами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, по основаниям, установленным федеральным законодательством и в пределах предоставленных им полномочий, могут быть ограничены отдельные права и свободы граждан. К ним, в частности, относятся: а) установление ограничений на свободу передвижения; б) запрещение или ограничение проведения массовых мероприятий; в) запрещение забастовок; г) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра. В то же время некоторые меры ограничительного свойства могут применяться в ходе чрезвычайного положения в зависимости от конкретных оснований его введения.
Законодательство РФ предусматривает возможность ограничения прав и свобод граждан в период действия чрезвычайного положения только в определенном объеме, в той мере, в какой это необходимо для безопасности государства, и в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения. Более того, принимаемые в этой связи меры с учетом международно-правовых норм не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.
Отдельные положения о возможных ограничениях прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения закреплены и в некоторых других федеральных законах последнего времени, что свидетельствует о наличии у законодателя единого подхода к решению этой проблемы. В частности, в ТК РФ установлено, что не является принудительным трудом работа, выполняемая в случаях объявления чрезвычайного положения. А в ЗК РФ закреплено, что во время чрезвычайного положения допускается временное изъятие у собственника земельного участка с возмещением собственнику причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции земельных участков для нужд обороны и безопасности.
Закреплены и разграничены полномочия Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов военного управления, иных структур и должностных лиц по введению и применению на территории, на которой введено чрезвычайное положение, мер, связанных с временным ограничением отдельных прав граждан. Содержится норма об обязанности Президента РФ в случае введения чрезвычайного положения принять меры по оповещению (уведомлению) Генерального секретаря ООН и информированию Генерального секретаря Совета Европы об отступлениях РФ от своих обязательств по международным договорам, связанным с ограничением отдельных прав и свобод граждан.
В законодательстве РФ об особых правовых режимах серьезное внимание уделено гарантиям прав граждан. Юридическими гарантиями соблюдения основ правового статуса личности в условиях чрезвычайного и военного положения могут являться существующие в РФ меры защиты прав и свобод граждан, предусмотренные Конституцией РФ, включая возможность обращения в суд и в органы прокуратуры. Исходя из конституционных принципов судебной деятельности, правосудие на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. На этой территории действуют все суды, установленные Конституцией РФ. Причем судопроизводство во всех судах должно осуществляться в соответствии с Конституцией и иными законодательными актами РФ. Применение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается. В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное положение, по решению Верх Суда РФ или ВАС РФ в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.
Что касается деятельности прокуратуры РФ на территории, где введено чрезвычайное или военное положение, то она также должна осуществляться в соответствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами РФ с учетом положений федерального законодательства о чрезвычайном положении. Законом "О чрезвычайном положении" особо оговорено, что при введении чрезвычайного положения на территориях нескольких субъектов РФ Ген прокурором РФ может быть создана межрегиональная прокуратура территории, на которой введено чрезвычайное положение.