Военная составляющая ахейцев и предводитель троянского войска
При поддержке своего брата Агамемнона – правителя Микен, Менелай – царь Спарты - собрал большое войско. В союзе с ним были и бывшие женихи Елены, которые мстить в случае необходимости за оскорбление ее супруга. В составе греков оказались знатные герои: Одиссей, Филоктет, оба Аякса, Диомед, Сфенел, Протесилай и другие. Привлекли к походу и Ахилла, хотя он не участвовал в соискании руки Елены и вообще очень плохо относился к царям Микен и Спарты. Ахейский флот, собравшийся в беотийской гавани Авлиде, насчитывал свыше тысячи кораблей. Предводителем всего войска был избран Агамемнон, как самый могущественный из ахейских царей. Если же учитывать данные Гомера, то у автора есть вполне конкретные цифры - силы ахейцев, собранные для Троянской войны, были очень велики: 1,186 кораблей и 100,000 воинов [1, с.19].
Главным оружием греческих воинов было копье для метания с медным наконечником, поэтому ахейцев Гомер называет «копьеборными». Кроме того, воин имел медный меч и хорошее защитное вооружение: поножи, панцирь на груди, шлем с конской гривой и большой, окованный медью щит. Племенные вожди сражались на боевых колесницах или спешившись. Рядовые воины были вооружены хуже: они имели копья, пращи, «секиры двуострые», топоры, луки со стрелами, щиты и являлись опорой для своих вождей, которые сами вступали в единоборство с лучшими воинами Трои. Из описаний Гомера мы можем представить обстановку, в которой проходило единоборство. Противники располагались недалеко друг от друга.
Боевые колесницы выстраивались в ряд, воины снимали свои доспехи и складывали их рядом с колесницами, затем усаживались на землю и наблюдали за единоборством своих вождей. Единоборствующие сначала метали копья, затем бились медными мечами, которые скоро приходили в негодность. Лишившись меча, сражавшийся укрывался в рядах своего племени или же ему подавали новое оружие для продолжения борьбы. С убитого победитель снимал доспехи и забирал его оружие.
Для ведения боя боевые колесницы и пехота размещались в определенном порядке. Боевые колесницы выстраивались впереди пехоты в линии с сохранением равнения, «чтобы никто, на искусство и силу свою полагаясь, против троян впереди остальных в одиночку не бился, чтоб и обратно не правил». За боевыми колесницами, прикрываясь «выпуклобляшными» щитами, строились пешие воины, вооруженные копьями с медными наконечниками. Пехота строилась в несколько шеренг, которые Гомер называет «густыми фалангами». Вожди выстраивали пехоту, загоняя трусливых воинов в середину, «чтоб и тому, кто не хочет, сражаться пришлось поневоле». В бой сначала вступали боевые колесницы, а затем «непрерывно одна за другой фаланги ахейцев двигались в бой на троянцев», «молча шагали, вождей опасаясь своих». Пехота сначала наносила удар копьями, а затем рубилась мечами. С боевыми колесницами пехота боролась при помощи копий. Участвовали в бою и лучники, но стрела считалась малонадежным средством даже в руках отличного лучника. [6].
Что до троянского войска, то сведений о нём мало. Пока изложено лишь о славном герое троянского войска и его предводителе – Гекторе. Троянский народ называл его щитом своего города и почитал как бога. Гектор был не только самым могучим и отважным троянским воином, он отличался также красотой и благородством духа. Во всем Гектор был выше предводителя ахейских войск Агамемнона, а герой Ахилл превосходил его только силой.
Если Агамемнон привел под стены Трои сто тысяч греков, то в распоряжении Гектора было пятьдесят тысяч, причем большинство составляли союзники троянцев, сражавшиеся лишь ради добычи или денег. Войско самих троянцев, защищавших родной город, насчитывало всего десять тысяч. Тем не менее, под предводительством Гектора они девять лет успешно сопротивлялись ахейцам. Гектор не ограничивался оборонительными боями, прекрасно понимая, что нападение — лучший вид защиты. Во время вылазок Гектор всегда сражался в первых рядах, своим примером увлекая за собой все троянское войско. Даже враги признавали величие его подвигов. В самом начале войны он не побоялся десятикратного перевеса ахейцев и вступил с ними в бой, чтобы не дать высадиться на берег. Если он и отступил, то только для того, чтобы сохранить свое войско для новых оборонительных боев. За девять лет войны ахейцы понесли такие потери, что пали духом и готовы были снять осаду Трои, заключить почетный мир и вернуться на родину. Когда на десятом году войны троянский союзник Пандар нарушил перемирие, и Гектору пришлось вести войну вопреки освященному клятвой договору, он не отчаялся и своим мужеством вновь завоевал благосклонность богов. Искусно использовав распрю между Агамемноном и Ахиллом, из-за которой Ахилл прекратил военные действия, Гектор оттеснил греков за стены их лагеря, проломил ворота, прорвался к греческим кораблям, чтобы сжечь их. Он не растерялся и тогда, когда троянцы пустились наутек, напуганные появлением Патрокла в доспехах Ахилла. Гектор снова сомкнул ряды, выступил против Патрокла и убил его в единоборстве. После победы над Патроклом Гектора ждал последний подвиг: смерть на поле боя. Забыв о былых обидах, Ахилл рвался в бой, чтобы отомстить за смерть друга. Он обратил в бегство все троянское войско, пробился к городским стенам и готов был ворваться в Трою через Скейские ворота. Никто не посмел встать на его пути, кроме Гектора, подчинившегося велению чести и долга. Несмотря на все мольбы родителей, супруги, остальных троянцев, он остался один перед запертыми воротами и вызвал Ахилла на поединок не на жизнь, а на смерть, с условием, что тело побежденного будет отдано друзьям для погребения. Ахилл отверг это условие и бросился на Гектора. Страх охватил Гектора, и он трижды обежал вокруг городских стен, спасаясь от неотступно преследовавшего его Ахилла. Не только люди, но и боги напряженно следили за поединком. Наконец Зевс бросил на золотые чаши весов судьбы два жребия смерти, жребий Гектора опустился — судьба его была решена [7].
Таковой была ситуация на момент столкновения двух могущественных государств. Экономический, социальный, а главное, политический багаж двух сторон был настолько велик, что противостояние представлялось неизбежным. Торговые пути часто пересекались, конкуренция троянских и греческих купцов нарастала, многонациональная Троада крепко стояла на ногах, во всех планах угрожая государственности греков. По мнению автора, здесь вполне уместна аналогия с Пуническими войнами. И здесь, и там сферы влияния двух держав соприкасались и всячески сталкивались. Ибо двум бараньим головам в одном котле не свариться. Подобно Риму и Карфагену, могущество двух государств было на пике. Конфликт назревал и не заставил себя долго ждать.
Троянская война
Повод и причины войны
Троянская война - одно из центральных событий в греческой мифологии. Возникновение Троянской войны античные источники объясняют волей Зевса, пожелавшего либо «уменьшить бремя земли», либо дать возможность прославиться божественным героям, либо сохранить в памяти потомства красоту своей дочери Елены. Толчком к войне послужил спор между тремя богинями - Герой, Афиной и Афродитой за обладание яблоком, которое подбросила им Эрида с надписью «прекраснейшей» («яблоко раздора»). По-видимому, уже достаточно рано мифологическая традиция приурочила это событие к свадьбе Пелея и Фетиды, на которую были приглашены все боги, кроме Эриды. Чтобы рассудить заспоривших богинь, Зевс поручил Гермесу отвести их на гору Иду (в Троаде), где пас стада юный Парис.
Поставленный перед необходимостью выбора и прельщенный обещанием Афродиты дать ему любовь Елены, Парис признал Афродиту прекраснейшей из богинь, чем снискал себе в дальнейшем ее помощь, но навеки сделал своими врагами Геру и Афину. Этим объясняется поддержка, которую Афродита в ходе войны оказывает троянцам, а Гера и Афина - их противникам ахейцам. Затем Парис приплыл на корабле в Грецию, остановился в доме Менелая и, воспользовавшись его отъездом, при содействии Афродиты убедил Елену бросить Спарту и мужа и стать его женой. Похищение Елены и явилось прямым поводом войны.
Очень интересны сообщения разных авторов о Елене. Прежде всего, следует сказать, что похищение Елены Парисом не было первым: еще в детстве она была похищена знаменитым героем, царем Афин Тесеем. Тесей и его друг Пирифой решили взять в жены дочерей Зевса и поклялись помогать в этом друг другу. Они похитили Елену, и по жребию она досталась Тесею. Но та была еще слишком мала, и Тесей отослал ее к своей матери в городок Афидну. Пирифой же пожелал стать мужем Персефоны, жены бога подземного мира Аида. Они сумели проникнуть в царство мертвых и явились к Аиду, который приветливо их встретил и даже пригласил на ужин, но подняться из-за стола герои не смогли. Позже Тесей был освобожден Гераклом. Елену же освободили ее знаменитые братья Диоскуры. Они готовы были начать войну против Афин, т.к. никто не знал, где находится их сестра, но человек по имени Академ проводил их к ней. В Троянской войне Диоскуры не участвовали, т.к. Кастор в это время погиб в ссоре со своими двоюродными братьями, а Полидевк решил разделить его судьбу. Согласно мифам, мать Тесея была увезена Диоскурами в Спарту, вместе с Еленой она попала в Трою, где и была найдена участвовавшими в Троянской войне сыновьями Тесея - Демофоном и Акамантом. Самое интересное, что авторы произведений о Троянской войне расходятся во мнениях о судьбе Елены после похищения ее Парисом. В сочинениях Гомера и неизвестного автора «Киприй» утверждается, что Елена действительно находилась в Трое. По версии Гомера, Парис во время отсутствия Менелая похитил Елену и сокровища царя Спарты. По пути домой его корабль сбился с курса и побывал даже в финикийском Сидоне. А, по мнению автора «Киприй», Парис с Еленой без всяких трудностей через 3 дня добрались до Трои. При этом, согласно Гомеру, по ходу действия поэмы Елена постоянно высказывает сожаление о своем поступке, виновницей которого считает Афродиту [8].
Впрочем, историки не склонны основываться на одной лишь мифологии и им претит мысль о том, что мифологическая точка зрения начала войны верна. Политика всегда оставалась политикой и именно в ней историческая наука находит поддержку в своих поисках поводов и причин войны. Сложившаяся ситуация перед военным столкновением сложилась таким образом, что на историческую авансцену выдвинулись две могущественные державы Малой Азии того периода – Ахейский союз и Троя. Подобно Риму и Карфагену, соперничавших за контроль над торговыми путями Средиземного моря, греки и троянцы достигли такого пика своего могущества, что рассчитывать на мирное сосуществование не приходилось. Не мог терпеть Агамемнон того, что помимо него самого большим влиянием в регионе пользовались царь Трои Приам и его наследник – сын и предводитель его войска – Гектор. А ведь были еще мирмидонцы, главой которых был Ахилл – друг и соратник другого менее знатного царя острова Итака – Одиссея. И если двоих последних Агамемнон с горем пополам сумел привлечь в свои ряды, заручившись поддержкой своего брата – царя Спарты Менелая, то о мире с троянцами говорить не приходилось. Ранее, Менелай нередко сталкивался на поле боя с троянцами, но вскоре устал от сражений с ними. По некоторым данным, он, якобы, хотел заключить мир с Троей – самым сильным противником нарождающегося греческого государства. Но на пиру у Менелая, где представителями троянцев были Гектор и Парис, Парис выкрадывает жену Менелая – Елену – и увозит её в Трою. Союз, который был плодом стольких усилий как самого Менелая, так и Приама, что отправил своих сыновей в Спарту заключить данный мир, не прожил и недели. Так началась война, которую будут помнить в веках, как и не предадут забвению её героев.