Принцип доступности правосудия
Согласно ст. 46 Конституции РФ доступность правосудия означает, что любому лицу (вне зависимости от гражданства), полагающему, что его интересы подлежат судебной защите, государство должно обеспечить доступ к правосудию[87]. Это означает, что механизмы обращения в суд, участия в судебной процедуре и самого судопроизводства должны обеспечивать реализацию права граждан на судебную защиту. Таким образом, доступность правосудия, будучи гарантией реализации права на судебную защиту, представляет собой самостоятельный правовой принцип, поскольку основывается на широкой нормативной базе[88]. Например, в ст. 4 Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью, принятой в 1985 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, прямо подчеркнуто, что жертвы названных деяний имеют право на доступ к механизмам правосудия[89]. Если не прямо, то косвенно о доступности правосудия упоминается и в ряде других международно-правовых актов, в частности во Всеобщей декларации прав человека (ст. 8), а также в Международном пакте о гражданских и политических правах (ч. 3 ст. 2). Эти положения получили развитие в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. (ст. 33), а затем и в Конституции РФ (ст. 2 и 52), а также в решениях Европейского Суда по правам человека.
Доступность правосудия обеспечивается законодательством судоустройственного, судопроизводственного и организационно-обеспечительного характера (Федеральными конституционными законами «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Законом о судоустройстве, Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ). В соответствии с законодательством содержание принципа доступности правосудия обусловило построение судебной системы таким образом, чтобы каждый, нуждающийся в судебной защите своих прав, мог беспрепятственно явиться или обратиться в суд любой инстанции. С этой целью в судебной системе постсоветской России произведены существенные реорганизации: учрежден Конституционный Суд РФ, созданы арбитражные суды, действует институт мировых судей, введено апелляционное судопроизводство; в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда, и т.д.
Численность судов определяется решением законодательных органов власти. Порядок обращения граждан в суды и их участия в судопроизводстве регламентирован процессуальным законодательством. Вопросы, связанные с принятием заявлений в суд, осуществлением приема граждан и распорядком работы судов, детализированы в соответствующих регламентах и инструкциях. В тех случаях, когда исчерпаны внутригосударственные средства судебной защиты, лица, полагающие, что их права и свободы нарушены решениями государственных органов власти, могут в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод обратиться с жалобой в Европейский Суд по правам человека[90].
Перечисленные меры по обеспечению доступности граждан к правосудию еще не полностью исчерпали проблему: доступу к судебной защите препятствует недостаточная правовая осведомленность граждан; нуждается в оптимизации нагрузка на судей, чтобы обращения граждан рассматривались в разумные сроки1; ограничивает доступ к правосудию и чрезмерно формальный характер поводов для отказа в принятии судами заявлений и жалоб граждан; излишне завышен для российских условий размер госпошлин; без учета реальных условий составлен перечень оснований для оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи, указанных в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»[91]; попытка создания государственных юридических бюро, финансируемых государством, ожидаемых результатов не дала и т.д.[92] Для решения указанных проблем необходимы безотлагательные меры, поскольку, как правильно заметила профессор Л. А. Воскобитова, «судебная власть может оказаться беспомощной, если государство не обеспечит субъектам нарушенного права доступ к правосудию»[93].
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение принципам правосудия.
2. Перечислите принципы правосудия.
3. Каково предназначение принципов правосудия?
4. Назовите правовые основы принципов правосудия.
5. В чем отличие принципов правосудия от признаков и свойств правосудия?
6. Назовите органы, уполномоченные осуществлять правосудие.
7. Что означает реализация принципа законности в сфере правосудия?
8. Объясните смысл принципа осуществления правосудия на началах равенства перед законом и судом.
9. Охарактеризуйте суть принципа независимости судей.
10. В чем смысл презумпции невиновности?
11. Дайте характеристику принципу состязательности и равноправия сторон.
12. В чем заключается обеспечение права граждан на судебную защиту?
13. Назовите средства обеспечения доступности правосудия.
14. Объясните сущность гласности в правосудии как принципа правосудия. В чем ее отличие от публичности?
15. Что означает непосредственное исследование доказательств?
16. В каких судах и в какой форме участвуют представители общественности в отправлении правосудия?
17. Что означает коллегиальность в правосудии?
18. В чем выражается реализация права обвиняемого, подозреваемого и подсудимого на защиту?
19. На каком языке осуществляется правосудие и как обеспечиваются права граждан, не владеющих языком судопроизводства?
20. На основании анализа сущности и предназначения принципов правосудия объясните их взаимную обусловленность.
Рекомендуемая литература
1. Анишина, В. И. Конституционно-правовая доктрина самостоятельности судебной власти в современной России: проблемы теории и практики реализации. — М., 2008.
2. Анишина, В. И. Основы судебной власти и правосудия в Российской Федерации: курс лекций. — М., 2008.
3. Балашов, А. Н. Этические основы судейской деятельности / А. Н. Балашов, Н. Н. Сенякин. — Саратов, 2009.
4. Гаджиев, Г. А. Общие принципы судебного нормоконтроля. — М., 2007.
5. Демократические основы советского социалистического правосудия / под ред. М. С. Строговича. — Л., 1965.
6. Ермошин, Г. Т. Гарантии независимости судьи — носителя государственной власти. Социально-правовые аспекты // Российский судья. — 2005. — № 5—7.
7. Ершов, В. В. Основополагающие принципы российского права // Российское правосудие. — 2008. — № 11.
8. Зименко, Б. Л. Право на разумные сроки судебного разбирательства по гражданским и уголовным делам. Практика Европейского Суда по правам человека в отношении Российской Федерации // Государство и право. — 2011. — № 1. — С. 31—40.
9. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации / под ред. В. П. Кошепова. — М., 2011.
10. Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, одобренные Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г.
11. Право на справедливое судебное разбирательство. — М., 2001.
12. Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации : монография / под ред. В. В. Ершова. — М., 2006.
13. Фойницкий, И. Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 1. — СПб. - С. 246.
14. Ярославцева, С. В. Состояние информационно-правового обеспечения судебной деятельности как один из основных показателей открытости судебной власти // Государство и право. — 2011. — № 2. - С. 14-22.