Власть, легитимность власти, авторитет
Власть в организации - одно из центральных понятий в теории организации, политологии, социологии и других дисциплинах, широко используемое для характеристики важнейшего свойства, принципа строения и функционирования организации.
Оно применяется для обозначения:
§ либо способности людей (социальных групп, классов) присваивать себе волю других людей путем ограничения их свободы (К. Маркс),
§ либо отношений, возникающих в результате, с одной стороны, реализации этой способности, а с другой - готовности людей подчиняться распоряжениям (М. Вебер),
§ либо фактической способности людей, групп, подразделений, отдельных ролевых позиций («роли статуса» по Т. Парсонсу) или особых «сгустков ролей», создаваемых в рамках императивно координирующих ассоциаций (Р. Дарендорф), программировать и модифицировать поведение и деятельность других людей или комплексовна основе системы определенных средств (правовых, экономических, психологических, социокультурных, силовых и т. д.) для достижения определенных целей.
В большинстве концепций, властьрассматривается как проявление права или фактической способности людей, прежде всего должностных лиц (должностных позиций), обеспечивать «повиновение» других людей (Л. Урвик). Некоторые отличия в представлениях о природе власти прослеживаются в концепции власти Г. Саймона, который рассматривал ее как умение принимать решение и побуждать других людей к соответствующим действиям. Власть в этом случае не обусловлена местом в иерархии, но сама порождает иерархические отношения. Итог властных отношений заключается в том, что одни люди играют роль руководителей, а другие - подчиненных. Кроме этих существует множество других определений власти.
Власть - это способность одних людей подчинить себе других людей и модифицировать их поведение в своих целях.
Власть может быть легитимной и нелегитимной (основана на деньгах, страхе). Только легитимная власть может быть устойчива.
Легитимность власти - юридический термин, который используется, начиная с М. Вебера в теории организации. Легитимность рассматривается как фактор, способствующий созданию устойчивого социального порядка в организации.
Понятие «легитимные отношения» предусматривает устойчивые и воспроизводимые взаимодействия руководства и подчинения, базирующиеся на признании подчиненными права на власть за лицом, располагающим властью. Легитимность выражает степень соответствия власти представлениям большинства людей.
В разработке данной проблемы принимали участие известные теоретики-социологи (М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Дарен-дорф, Л. Козер, Э. Шилз, Г. Саймон, Ю. Хабермас и др.), а также теоретизирующие специалисты-практики (М. П. Фоллет, Дж. Муни, Ч. Барнард).
Из наиболее ранних фундаментальных разработок этой проблемы следует выделить концепцию М. Вебера о «трех типах господства». При рассмотрении господства как синонима понятия власти он,
§ во-первых, попытался отделить ситуативные отношения подчинения при нелегитимной власти (подчинение, построенное на интересе или принуждении) от устойчивой и воспроизводящейся (институционализированной) системы легитимных отношений;
§ во-вторых, указал на готовность людей к подчинению как на предпосылку формирования устойчивых легитимных отношений;
§ в-третьих, показал, что существуют три идеальных типа и, соответственно, три возможных принципа построения устойчивых и законных отношений власти:
- харизматический,
- традиционный,
- легальный.
При харизматическом господстве источником легитимности власти. выступает признание за конкретным человеком (группой), претендующим на власть, со стороны людей, готовых подчиняться, особых в данном обществе качеств вождя, полководца, оратора, пророка и т. д. Характер осуществляемой им деятельности связан с радикальными инновационными, творческими актами, иногда и с революционными преобразованиями. Власть носителя харизмы базируется на его неоспоримом личном авторитете. Типичным исполнительным органом при данном типе господства и при данных отношениях является штаб (исполнительный орган, осуществляющий управление), сформированный из ближайших соратников, сподвижников и учеников. Власть штаба основывается на личной близости и преданности его членов к носителю харизмы, а не на компетенции. При этом члены штаба как бы наделяются частью харизмы вождя, деятельность и власть которого ничем не ограничены, пока освящены харизмой. Нормы, регулирующие отношения господства, как правило, не сформированы, вождь является творцом новых норм. Такая форма господства не может долго существовать, так как, во-первых, всегда существует угроза утраты вождем харизмы (рутинизация харизмы) или его гибели, а во-вторых, она оказывается оправданной лишь в кризисных, чрезвычайных ситуациях и со временем трансформируется в одну из двух других форм господства, отражающих иные принципы легитимных отношений. Такая форма живет только в условиях неопределенности
Традиционный тип господства означает построение и воспроизводство соответствующих отношений на основе традиции. Господин (наследственный монарх, барон, глава семьи и др.) изначально признается лицом, которое получает право на власть по наследству (часто от некоего предка - носителя харизмы). Отношения руководства и подчинения строятся исходя из принципа взаимоотношений господина и слуги и признания, наследственных прав. Штаб формируется из зависимых людей: либо из лиц, находящихся в личной зависимости от господина (раб, евнух, крепостной) и служащих ему (версия патриархального господства), либо из лиц, наследующих привилегии и обязанность служить господину на вассальных основаниях - аристократия (версия европейского сословного господства). Сферы деятельности четко не обозначены. Специализация деятельности и разделение сфер по компетенции отсутствуют. Легитимность и воспроизводство отношений предполагают взаимное признание норм принятого поведения, освященного традицией. Имеется определенная сфера отношений, нерегулируемая традицией, - сфера произвола господина. Инновации практически невозможны, если и совершаются, то их обосновывают ранее имевшим место прецедентом.
Легальное господство связано с формированием штаба особого типа (профессиональная бюрократия), построенного на рациональных основаниях и по принципу профессиональной компетенции и состоящего из ведомств, укомплектованных профессионалами-управленцами. Этому типу господства соответствуют носители наследственной, назначенной или выборной власти (президент, монарх, владелец компании, бургомистр) и представительные органы (парламент, совет акционеров, муниципальный совет и др.). Его функционирование регулируется формальными правилами, процедурами и целесообразностью, отношения компетенции строго обозначены, а отношения руководства и подчинения внутри ведомств строго нормированы.
Главным элементом легального господства является бюрократия, которая является разновидностью управленческого штаба. Вебер определяет ее так: “ Это - господство по правилам или по уставу”. Вебер говорит что “ за всю историю человечества, человечество не создало более эффективной формы социальной организации и управления, чем рациональная бюрократия “.
Все задачи, которые там производятся должны быть стандартизированы, формализованы и описаны. Вебер говорит, что “идеальный чиновник ( то есть член бюрократии) - это тот, кто осуществляет управление, не вникая в существо дела”. Норма выше человека.
По Веберу, бюрократия - это машина подготовки и реализации рациональных решений в организации. И в ней он видит один серьезный и существенный недостаток, а, может быть и достоинство. Это - то, что эта машина способна реализовать любую цель, поставленную извне, но никогда сама цель поставить не может (то есть она является машиной по переработке целей, а не тем, что способно ставить цели). За рационально перерабатывающей системой всегда стоит харизматик.
Что не является системой формальных правил – есть рациональная система.. Система позиций – власть должностей. Которые занимают люди. Кто бы ни работал здесь, машина все равно будет работать. Иерархия – система отношений, построенных на взаимоотношении людей.
Авторитет характеризует узаконенное право руководителя на власть. Авторитет с понятием власти принципиально различается только в поздних работах, разграничение базируется на европейском понимании авторитета как условия признания власти. Авторитет обусловлен должностной позицией или характеристиками личности.
Понятие авторитета используется либо для обозначения законного права должностного лица на власть и определяется формально заданными для соответствующей должностной позиции властными полномочиями. Либо для обозначения признания этого права за конкретным лицом со стороны подчиненных.
Классическая школа: авторитет – право на власть, обусловленной спецификой должностной позиции работника в иерархии формальной организации (Файоль, Вебер). Не связан с индивидуальными качествами, а только с позицией (власть и авторитет спускается снизу – формальный авторитет).
Школа человеческих отношений: авторитет связан с характеристиками личности в системе неформальных групповых отношений. Авторитет – признание за конкретным лицом, в том числе за должностным, качеств неформального лидера (неформальный авторитет).
Школа социальных систем: применительно к руководителю используется в формальном (юридическое право) и неформальном (фактическое право) значениях (Саймон, Барнард). Крайнее проявление неформального авторитета – веберовская харизма.