Тема 2. Основные международно-правовые принципы европейского сотрудничества
Основные принципы международного права как наиболее важные, общие и общепризнанные нормы международного права, регулирующие отношения между государствами, являются критерием законности всех других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, и, что еще более важно, законности их фактического поведения.
Данные основные и императивные положения не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учетом специальных обстоятельств. Этими принципами обязаны руководствоваться и все европейские государства. В Уставе ООН сформулированы важнейшие принципы международных отношений в интересах поддержания международного мира и безопасности. К их числу относится в первую очередь соблюдение принципа суверенного равенства государств (п. 1 ст. 2). Этот принцип был и остается краеугольным камнем поддержания и развития нормальных, дружественных отношений между государствами. Члены ООН согласились и далее добросовестно выполнять принятые ими по Уставу ООН международные обязательства (п. 2 ст. 2). Принцип pacta sunt servanda также продолжает оставаться одним из основных условий и предпосылок функционирования всей системы международных отношений.
Большое место в Уставе уделено принципу мирного урегулирования международных споров. В п. 3 ст. 2 Устава подчеркивается, что «все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость», а в ст. 33 содержится перечисление конкретных методов международно-правового урегулирования. Можно сказать, что и целый ряд других положений Устава исходит из жизненно важной необходимости мирного разрешения международных споров.
Устав ООН является главным международно-правовым актом современной эпохи, устанавливающим права и обязанности государства в обеспечении мира между народами. Вместе с тем он дополняет международно-правовое запрещение агрессии общим запретом применения силы в международных отношениях. Устав устанавливает: «Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций» (п. 4 ст. 2). Использование вооруженной силы является правомерным но Уставу только во исполнение решения Совета Безопасности для пресечения актов агрессии или других нарушений мира или в порядке осуществления неотъемлемого права государств на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения (ст. 51).
По существу, в Уставе ООН заложена и идея сотрудничества государств, особенно необходимого в вопросах поддержания международного мира и безопасности, организации коллективных действий для пресечения любых агрессивных актов. Отражая потребности нормального международного общения в условиях существования сообщества равноправных суверенных государств, Устав ООН относит к числу основных принципов невмешательство и запрещает вмешательство ООН в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств (п. 7 ст. 2). Одним из принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН, является право народов на самоопределение. Положения Устава ООН о самоопределении народов послужили международно-правовой базой борьбы за ликвидацию колониальной системы.
Наконец, Устав определил в качестве одной из целей ООН осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии (п. 3 ст. 1). По Уставу Организации Объединенных Наций, говорится в преамбуле Международных пактов о правах человека 1966 г., государства обязаны поощрять всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека.
Таким образом, Устав ООН провозгласил и утвердил основные общепризнанные и общеобязательные международно-правовые принципы современных международных отношений. В этом принципиально непреходящее значение Устава ООН и деятельности на его основе этой универсальной международной организации для поддержания и развития современного международного правопорядка.
24 декабря 1970 г. была принята Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. В Декларации сформулировано юридическое содержание семи основных принципов международного права: неприменение силы или угрозы силой в международных отношениях, мирное разрешение международных споров, невмешательство, международное сотрудничество государств, добросовестное выполнение международных обязательств, равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство государств.
Как известно, одним из важнейших принципов международного права является императивное требование к государствам не прибегать к силе или угрозе силой в своих взаимоотношениях. Хотя он со всей определенностью отражен как правовое предписание, обязательное для всех государств, в Уставе ООН, требовались и требуются усилия по его совместной реализации в международных отношениях. На Европейском континенте упрочение этого принципа международных отношений происходило попутно с установлением климата доверия и взаимного сотрудничества. В договорах 1970-1973 гг. между СССР и ФРГ, ПНР и ФРГ, ЧССР и ФРГ, ГДР и ФРГ подтверждался принцип неприменения силы и нерушимости европейских границ.
Работа по закреплению основ безопасности и сотрудничества практически всех европейских государств, США и Канады была продолжена на Общеевропейском совещании 1972-1975 гг.
В Заключительном акте Совещания от 1 августа 1975 г. государствами-участниками были зафиксированы положения, затрагивающие коренные интересы мира, безопасности и сотрудничества в разнообразных областях. Концепция разрядки напряженности, ее расширения и упрочения стала центральной в работе Общеевропейского совещания, что нашло соответствующее отражение в тексте Заключительного акта. Его сердцевиной, политико-правовым ядром является Декларация принципов, которыми государства-участники Совещания будут руководствоваться во взаимных отношениях. Некоторые из этих принципов были подтверждены или развиты на последующих форумах СБСЕ, а затем ОБСЕ, таких как Мадридская встреча 1980 г., Венская встреча 1986 г., Хельсинкская встреча 1992 г.
Важнейшим итогом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе явилась выработка и принятие принципа нерушимости границ. Это норма международного права действовала в качестве обычной еще раньше, а затем вошла в договоры СССР, Польши и Чехословакии с ФРГ и стала конвенционной нормой. Она безусловно носит императивный характер, поскольку имеет громадное значение для международного сообщества, ограждая его от территориальных конфликтов, могущих привести к войне.
В советском проекте текста принципа говорилось, что государства-участники в соответствии с этим принципом «рассматривают существующие границы в Европе как нерушимые сейчас и в будущем, не будут предъявлять друг другу никаких территориальных претензий и признают, что мир в этом регионе может быть сохранен только в том случае, если никто не будет посягать на современные границы». Французский и западногерманский проекты исходили из возможности изменения границ в соответствии с международным правом, мирными средствами и по договоренности. Последний из них содержал также ссылку на право народов на самоопределение. Поскольку, однако, представители социалистических государств были против включения в текст принципа положения о допустимости мирного изменения границ, было достигнуто компромиссное решение о включении такой формулировки в принцип суверенного равенства. Принцип суверенного равенства, как уже указывалось, был отражен еще в Уставе ООН. Новым важным элементом, появившимся с принятием Декларации о принципах международного права 1970 г. по сравнению с формулировкой Устава, явилось подтверждение в нем права государств свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную систему. Это положение было включено в текст, принятый Общеевропейским совещанием. В сформулированном на Совещании принципе нашло также отражение пожелание ряда государств о том, чтобы было оговорено их право быть или не быть участниками союзных договоров (Франция, Италия, ФРГ, Нидерланды), а также проводить политику нейтралитета (Швейцария, Швеция).
Подтверждение и дальнейшая конкретизация принципа неприменения силы или угрозы силой на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе явились новым вкладом в его международно-правовое признание в качестве императивной нормы международного права. Воспроизведя формулировки Устава ООН о неприменении силы или угрозы силой, Совещание дополнило их важным положением о том, что «никакие соображения не могут использоваться для того чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к ее применению в нарушение этого принципа».
Государства-участники обязались также воздерживаться от любых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства-участника, а также от всех проявлений силы с целью принуждения другого государства-участника к отказу от полного осуществления его суверенных прав. По предложению Румынии был также подтвержден отказ от любых актов репрессалий с помощью силы. Принцип неприменения силы или угрозы силой был вновь подтвержден в Итоговом документе Мадридской встречи 1980 г. представителей государств-участников СБСЕ от 6 сентября 1983 г.
Хотя положение об уважении территориальной целостности государств в качестве элемента принципа неприменения силы подтверждалось и ранее во многих международных документах (Статут Лиги Наций, Уставы ООН, Организации американских государств и Организации африканского единства) в качестве самостоятельного принципа международного права, принцип территориальной целостности государства был по существу сформулирован только на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе.
На Совещании западные государства (Франция, ФРГ) попытались свести нарушения территориальной целостности исключительно к действиям, составляющим применение силы или угрозы силой. Однако эти попытки не встретили поддержки многих делегаций, и окончательный текст принципа отражает иную концепцию, более соответствующую интересам укрепления безопасности и сотрудничества европейских государств. Государства-участники обязались воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Единство некоторые государства предлагали квалифицировать как национальное (Югославия, Испания) или государственное (Чехословакия).
Было достигнуто согласие в отношении включения в текст принципа положений о недопустимости военной оккупации государств и территориальных приобретений с помощью прямых или косвенных мер применения силы. Принцип территориальной целостности государств был подтвержден в Итоговом документе Венской встречи 1986 г. Было еще раз заявлено, что «никакие действия или ситуации, нарушающие этот принцип, не будут признаваться государствами-участниками законными».
Совещание подтвердило один из важнейших принципов современного международного права - принцип мирного урегулирования споров и в особенности его формулировки, содержащейся в Уставе ООН.
На Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе Швейцария выступила с проектом конвенции о европейской системе мирного урегулирования споров. Главной его идеей была обязательная процедура урегулирования, в соответствии с которой государства-участники, не могущие уладить в течение приемлемого срока при помощи иного мирного средства свои споры, обязуются передавать их по одностороннему обращению любой из сторон в споре на процедуру мирного урегулирования. При этом споры, подлежащие решению судов (т.е. относящиеся по национальному праву к компетенции судов), должны были передаваться в Арбитражный суд, а споры, не подлежащие решению судов (т.е. политические), - в Комиссию по расследованию, посредничеству и примирению, создаваемую в соответствии с этой Конвенцией. При этом решения суда должны были быть окончательными и подлежать исполнению, в то время как по ситуациям второго ряда Комиссия разрабатывала бы выводы и предложения необязывающего характера.
При обсуждении швейцарского проекта некоторые делегации заявляли, что мирное урегулирование споров возможно только при учете суверенных прав и политической воли государств и что всякие другие процедуры не могут быть успешными. При этом отмечалось, что обязательные процедуры мирного урегулирования являются далеко не общепризнанными. В то же время ряд представителей западных стран поддержали основную идею швейцарского проекта. Особую позицию заняла французская делегация, выразившая в этом отношении большие сомнения. После Совещания государства-участники продолжили рассмотрение и разработку обшеприемлемого метода мирного урегулирования споров, направленного на дополнение существующих средств, и провели по этому поводу несколько совещаний экспертов.
Надо прямо сказать, что позиция целого ряда делегаций на этих совещаниях была явно негативной и имела своей целью практически похоронить швейцарский проект. Принцип мирного урегулирования споров был подтвержден на Венской встрече 1986 г. В ее Итоговом документе государства-участники выразили решимость продолжать прилагать постоянные усилия в целях рассмотрения и разработки общеприемлемого метода мирного урегулирования споров, направленного на дополнение существующих средств. «В этом контексте они согласились в принципе на обязательное привлечение третьей стороны, когда спор не может быть урегулирован другими мирными средствами».
Острая борьба разгорелась на Совещании при обсуждении принципа невмешательства во внутренние дела.
Представители западных стран рассматривали этот принцип главным образом как производный от принципа неприменения силы. Делались попытки поставить под сомнение саму концепцию существования дел, входящих во внутреннюю компетенцию государства, рассматривать принцип невмешательства исключительно применительно к деятельности государственных органов. Эти доводы не получили, однако, поддержки, и заключительный текст принципа обязывает государства-участников воздерживаться от любого вмешательства во внутренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства-участника, включая, разумеется, от любой формы вооруженного вмешательства или угрозы такого вмешательства. На Совещании имела место дискуссия в контексте запрещения вмешательства, направленного против политических, экономических и культурных основ государства, и так называемой враждебной пропаганды, причем в силу господствующих в них политических условий социалистические страны совершенно определенно толковали это понятие явно расширительно, по существу как запрещение критики существовавших в них режимов, нарушение прав человека и т.д. Понятно, почему представители западных стран (Франции, Англии, Канады, Бельгии, Швеции и др.) выступали против включения положения о пропаганде в текст принципа невмешательства во внутренние дела. Эти делегации заявили одновременно, что могли бы согласиться с включением в содержание принципа невмешательства таких элементов, как подрывная деятельность, вмешательство во внутреннюю борьбу и враждебная пропаганда. Причем это в первую очередь должно было относиться к враждебной пропаганде как действию, направленному на насильственное свержение существующего в данном государстве строя.
В то же время было выражено общее согласие в отношении отнесения к запрещенным формам вмешательства актов терроризма. Это положение было развито в Итоговом документе Мадридской встречи 1980 г. представителей государств-участников СБСЕ. Положения о борьбе с терроризмом получили свое развитие на последующих форумах СБСЕ.
К основным принципам международного права со времени принятия Устава ООН несомненно относится принцип уважения прав человека и основных свобод. На Общеевропейском совещании он по совершенно очевидным причинам стал одним из основных вопросов полемики между Западом и Востоком.
Советская юридическая наука потратила много усилий на доказательство тезиса о том, что, несмотря на свою важность как одного из основных принципов международного права, принцип уважения прав человека и основных свобод не занимает среди них какого-то особого места. В свете нового мышления, громадных изменений в мире за последние годы этот тезис вряд ли представляется убедительным.
На Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе некоторые делегации (например, Франции) прямо ставили вопрос о том, что принцип уважения прав человека можно назвать главным принципом международного права, а делегация Бельгии даже заявила о зависимости действенности всех других принципов от уважения и обеспечения прав человека. В ходе обсуждения этого принципа раздавались также голоса в пользу международного, независимого от воли государств, контроля за соблюдением прав человека. Представители же социалистических государств всячески отстаивали свою концепцию о том, чтобы принцип уважения прав человека и основных свобод был сформулирован на основе общепризнанных норм международного права, согласно которым непосредственная регламентация и обеспечение прав человека относятся к внутренней компетенции государств. Чтобы ссылаться на возможность ограничений прав человека, они предлагали включить формулировку принципа международных документов по правам человека и особенно Пактов 1966 г. Эта попытка встретила, однако, противодействие ряда стран.
Наряду с подтверждением в тексте принципа положений о недопустимости дискриминации на какой-либо основе, значении соблюдения прав человека, как это записано в Уставе ООН, Совещание подтвердило важность эффективного осуществления всех категорий прав человека. Значительное влияние на формулировки текста оказала активная работа на Совещании представителей Ватикана, которые в заголовок принципа внесли положения о свободе мысли, совести, религии и убеждений.
На Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе был обсужден и принят принцип права народов распоряжаться своей судьбой. Несомненно, что со времени выработки Устава ООН принцип права народов на самоопределение имеет обязательную юридическую силу. В ходе работы над содержанием принципа на Общеевропейском совещании некоторые делегации, однако, заявляли, что осуществление этого принципа, по их мнению, может наносить ущерб осуществлению другого принципа, а именно принципа территориальной целостности государств, их территориальному единству. С некоторыми вариациями эту точку зрения разделяли представители Кипра, Греции, Испании, Югославии, Румынии, ГДР.
В результате дискуссии о первом параграфе принципа государства-участники заявили, что они «уважают равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями Устава ООН и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности государств».
Во втором параграфе принципа была подтверждена мысль о том, «все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие».
Значительные расхождения вызвала редакционная работа по параграфу о значении принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой. Некоторые социалистические страны, и в первую очередь СССР и Болгария, поддержанные Югославией, предлагали записать, что последовательное осуществление права народов на самоопределение должно способствовать искоренению остатков колониализма и борьбе против расизма и расовой дискриминации. Против этого, однако, выступили некоторые западные страны, и в первую очередь делегации Англии и ФРГ. В качестве компромисса было решено сказать о «всеобщем значении уважения и эффективного осуществления равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой для развития дружественных отношений» между всеми государствами.
В Итоговом документе Венской встречи 1986 г. представителей государств-участников СБСЕ от 15 января 1989 г. государства-участники подтвердили, что «исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой и согласно соответствующим положениям Заключительного акта, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус».
Принцип сотрудничества государств - один из новых принципов международного права, сформулированных на Общеевропейском совещании. Потребность в его появлении была связана с переходом от предыдущего периода международных отношений, когда главной задачей международного права было предотвращение использования силы и мирное урегулирование межгосударственных споров, к эпохе, характеризующейся все более крепнущим сотрудничеством между государствами. По мнению большинства юристов-международников, этот принцип имеет императивный характер и обязательную юридическую силу, которые основываются на соответствующих формулировках Устава ООН. После сложной и продолжительной дискуссии Совещание приняло формулировки принципа.
государства-участники обязались развивать сотрудничество во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Особое значение будет придаваться областям, определенным в рамках совещания. Специальный абзац был посвящен целям такого сотрудничества (взаимопонимание и доверие, дружественные и добрососедские отношения, международный мир, безопасность и справедливость, повышение благосостояния народов).
По предложению западных стран была принята формулировка о положительной роли граждан в содействии достижению этих целей сотрудничества государств.
Наконец, Совещание подтвердило один из поистине классических принципов международного права - принцип добросовестного выполнения обязательств по международного праву.
Государства-участники договорились, что в первой фразе принципа речь должна идти о добросовестном выполнении обязательств, вытекающих из двух основных источников международного права -международного обычая и международных договоров. При этом было решено определить, так же как это было сделано и в Декларации о принципах международного права, понятие международного обычая через понятие общепризнанных принципов и норм международного права. Последнее по отношению к первому представляется более широким понятием, поскольку многие общепризнанные принципы и нормы международного права независимо от своего происхождения являются в настоящее время также частью конвенционного права.
В результате была принята формулировка, в которой говорится, что государства-участники будут добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву, как те обязательства, которые вытекают из общепризнанных принципов и норм международного права, так и те обязательства, которые вытекают из соответствующих международному праву договоров или других соглашений, участниками которых они являются. В данный принцип вошло также положение о том, что при осуществлении суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства-участники будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву; они будут, кроме того, учитывать должным образом и выполнять положения Заключительного документа Совещания.
Подавляющее большинство делегаций на Совещании выступили с решительной поддержкой Устава ООН, в частности ст. 103, в соответствии с которой в том случае, когда обязательства членов Организации по этому Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.
Вопрос о правовом характере принципов, разработанных на Общеевропейском совещании, привлек значительное внимание юристов-международников. Формулирование таких принципов, по мнению некоторых из них, могло бы служить следующим целям:
1) оно могло бы подчеркнуть значение и повысить эффективность положений Устава ООН в рамках европейского контекста;
2) такая работа могла бы быть также проведена с целью конкретизации принципов и норм Устава ООН, особенно тех из них, которые подходят для европейской ситуации, причем в таком случае были бы сформулированы не все, а только соответствующие действительные для Европы принципы;
3) целью такого формулирования могло бы быть толкование принципов Устава.
Надо сказать, что в отношении первой из этих возможных целей формулирования государствами выдвигались обоснованные возражения. Они сводились к тому, что не было нужды особо подчеркивать обязательный характер принципов Устава ООН для Европы, поскольку все государства-участники ООН обязаны выполнять их в силу признания ими Устава.
Что же касается конкретизации общих принципов ООН в применении к Европе, с развитием тех из них, которые особенно важны в европейском контексте, то утверждалось, что это превратит текст в какую-то особую провинцию международного права. Чтобы исключить такую перспективу, предлагалось, чтобы единственной целью при формулировании принципов взаимоотношений государств на Общеевропейском совещании было толкование неясных положений общего международного права, нашедших отражение в Уставе ООН, с целью выяснения того, какие обязательства и права возникают в отношении конкретных ситуаций.
Обоснованный подход к этому вопросу неразрывно связан с пониманием характера и правовой природы принципов и норм Устава ООН. Основополагающим при этом является отношение к большинству принципов и норм Устава ООН как императивным нормам общего международного права, критерию законности всех других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений. Из этого вытекает, что при формулировании на Общеевропейском совещании принципов, которые европейские государства должны уважать и применять в своих отношениях в соответствии с целями и принципами ООН, недопустимо отклонение от последних, поскольку они имеют императивный характер. Статья 52 Устава подчеркивает, что региональные соглашения или органы для разрешения вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных Действий, должны быть совместимы с целями и принципами Устава ООН.
Формулирование принципов взаимных отношений государств на общеевропейском совещании, не имея, строго говоря, новообразующего характера, сыграло большую роль в процессе создания норм международного права. При разработке формулировок толковались существующие нормы международного права, выявлялись точки зрения на них различных государств. Таким образом был внесен вклад в более активное их применение, шел процесс развития этих принципов и норм международного права, создания новых норм обычного права.
Одобрение европейскими государствами каталога принципов подтверждают и нормы общего международного права, конкретизируя и развивая их и тем самым внося большой вклад в поддержание международного правопорядка. Первостепенное значение разработанных на Общеевропейском совещании принципов состоит в том, что они заложили правовой фундамент поддержания безопасности на Европейском континенте, закрепили послевоенные изменения и стабильность в Европе, которые являются предпосылкой прочного мира и сотрудничества между государствами как на этом континенте, так и во всем мире.
Принцип уважения прав человека и основных свобод, несомненно, является тем основным принципом международного права, который получил наибольшее развитие в период после принятия Заключительного акта.
В Мадриде государства-участники, сославшись на Заключительный акт, высказали свою решимость поощрять и развивать эффективное осуществление прав человека и основных свобод. Специально была вновь выделена свобода исповедовать религию или веру, действуя согласно велению собственной совести. Они также подчеркнули важность постоянного прогресса в обеспечении уважения прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и их фактического пользования этими правами.
Государства-участники заявили, что будут обеспечивать право трудящихся свободно создавать и вступать в профессиональные союзы, право профессиональных союзов свободно осуществлять свою деятельность и другие права, как они изложены в соответствующих международных актах.
В Итоговом документе Венской встречи было подчеркнуто признание того, что все гражданские, политические, экономические, социальные, культурные и другие права имеют первостепенное значение.
В этой связи был изложен ряд мер по осуществлению всех этих прав, включая совершенствование национального законодательства, присоединение к международным инструментам, преподавание прав человека, осуществление прав без какой бы то ни было дискриминации.
Специально устанавливались меры по полному осуществлению экономических, социальных и культурных прав и обеспечению свободы исповедовать религию или веру.
В документе подчеркивалась необходимость предпринимать непрерывные усилия по осуществлению положений Заключительного акта и мадридского Итогового документа, касающихся национальных меньшинств. Говорилось и о создании условий для поощрения этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории.
Накануне Хельсинкской встречи СБСЕ на высшем уровне 1992 г. в 1989 1990 и 1992 гг. прошли конференции но вопросам так называемого человеческого измерения СБСЕ в Париже, Копенгагене и Москве, на которых принимались важнейшие решения в области уважения и защиты прав человека.
На Хельсинкской встрече были подведены итоги этих конференций и подтверждено положение, согласованное в Москве, о том, что <обязательства, принятые в области человеческого измерения СБСЕ, представляют непосредственный и законный интерес для всех государств-участников и не являются исключительно внутренним делом какого-то одного государства. Защита прав человека, основных свобод и содействие их осуществлению, а также укрепление демократических институтов остаются жизненно важной основой нашей всеобъемлющей безопасности».
Таким образом, защита прав человека и основных свобод, которая с момента создания ООН по существу единодушно рассматривалась внутренним делом государств, в результате исторического развития, отраженного в актах СБСЕ, стала теперь предметом озабоченности и воздействия международного сообщества, которое, само собой разумеется, должно принимать соответствующие формы.
Одновременно в Декларации Хельсинкской встречи были констатированы экономический спад, социальная напряженность, агрессивный национализм, нетерпимость, ксенофобия и этнические конфликты, угрожающие стабильности в регионе СБСЕ. «Грубые нарушения обязательств СБСЕ в области прав человека и основных свобод, в том числе тех, которые касаются национальных меньшинств, представляют особую угрозу мирному развитию общества, в частности в новых демократических государствах».