Значение налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов Российской Федерации

Введение

Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта: хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налога выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Объектом исследования данной курсовой работы является ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» которое занимается предоставление услуг междугородной и международной электрической связи. Предметом исследования является исчисление налога на доходы физических лиц на примере ОАО «РОСТЕЛЕКОМ»

Целью данной работы является систематизация теоретических аспектов исчисление налога на доходы физических лиц, изучение аналитических сведений практической деятельности конкретного предприятия и выработка предложений по совершенствованию уплаты налога.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

рассмотреть основные понятия данного налога;

рассмотреть особенности бухгалтерского учёта в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ»

внести предложения по совершенствованию исчисления налога.

Проведенные исследования в основном опирались на данные аналитического и синтетического учета, бухгалтерского учета и отчетности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ», нормативные документы, регулирующие исчисление налога на доходы физических лиц. Также были использованы и другие источники информации: материалы периодической печати и работы специалистов.

Теоретические аспекты налога на доходы физических лиц

Значение налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов Российской Федерации

В настоящее время налог на доходы физических лиц (НДФЛ) играет огромную роль в обеспечении бюджетов всех уровней доходными источниками и в регулировании экономических процессов. В связи с этим особое значение имеет анализ его поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и определение путей повышения эффективности его собираемости.

Происходящие изменения в налоговом законодательстве после введения в действие части второй Налогового кодекса РФ положительно повлияли на объем налоговых платежей, поступающих от налогоплательщиков и налоговых агентов в бюджетную систему РФ при уплате налога на доходы физических лиц, и повысили его роль.

Удельный вес НДФЛ в доходах консолидированного бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов федерации с 2010 по 2012 гг. значителен: в 2010 г. – 23,4% и 39,9% соответственно, в 2011 г. – 21% и 37,8%, в 2012 г. – 21,4% и 41,5%. Таким образом, НДФЛ является одним из бюджетообразующих налогов наравне с налогом на добычу полезных ископаемых (концентрируется в федеральном бюджете), налогом на добавленную стоимость (характеризуется высоким уровнем возмещения) налогом на прибыль организаций.

Промышленные регионы и города имеют более благоприятные условия для развития торговли и финансовой сферы, где заработная плата традиционно выше. Поэтому по субъектам Российской Федерации отмечается различный объем поступлений по налогу на доходы физических лиц.

Удельный вес НДФЛ в общем объеме поступлений в Московский бюджет.

Первое место в обеспечении поступлений в бюджет налога на доходы физических лиц занимает г. Москва (более пятой части от общего объема налога, поступившего в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации). Это связано со значительным числом зарегистрированных налогоплательщиков и налоговых агентов в г. Москве (около трети всех зарегистрированных юридических лиц), концентрацией в столице налогоплательщиков с высокими доходами. Следует отметить и высоко развитую систему контроля за правильностью и полнотой исчисления, а также за полнотой и своевременностью перечисления налога на доходы физических лиц в бюджет. Хотя в настоящее время действенный контроль со стороны налоговых органов осуществляется в отношении только тех доходов, которые показываются в налоговой отчетности.

Удельный вес налога на доходы физических лиц в общем объеме поступлений в Московский бюджет постоянно растет. В 2010 г. прирост НДФЛ в бюджет г. Москвы составил 18,2%, в 2011 г. прирост НДФЛ в бюджет г. Москвы составил 22%, в 2012 г. прирост НДФЛ в бюджет г. Москвы составил 26,3%.

С 2012 г. важнейшими изменениями в НК РФ являются:

· увеличение величины стандартного вычета на первого и второго ребенка с 1000 до 1400 руб., однако отменен ежемесячный стандартный вычет по НДФЛ в размере 400 руб.;

· возможность переноса имущественного налогового вычета при приобретении жилья пенсионерами на предыдущие налоговые периоды, но не более трех периодов;

· обложение компенсации руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам, выплачиваемых при их увольнении, в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка. Выходное пособие и средний месячный заработок на период трудоустройства не облагаются НДФЛ в размере, не превышающем в целом три средних месячных заработка, а для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, − шесть средних месячных заработков. До 2012 года ст. 178 ТК РФ устанавливала лишь нижний размер: выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Изменения НК РФ, связанные с реализацией социальной политики

Отдельно следует сгруппировать изменения НК РФ, направленные на реализацию основных направлений социальной политики:

· помощь детям, оставшимся без попечения родителей, не облагается НДФЛ;

· денежные средства, недвижимость и ценные бумаги, переданные на формирование и пополнение целевого капитала некоммерческой организации и впоследствии возвращенные жертвователю, освобождаются от обложения НДФЛ;

· при определении финансового результата по операциям с ценными бумагами, полученными физлицом-жертвователем в случае расформирования целевого капитала, отмены пожертвования или при ином возврате ценных бумаг, переданных на пополнение капитала НКО, расходами признаются только те затраты по операциям с ценными бумагами, которые понесены физлицом до указанной передачи (п. 13 ст. 214.1 НК РФ);

· при перечислении пожертвований благотворительным организациям и иным социально ориентированным некоммерческим организациям физическое лицо вправе получить социальный вычет;

· при возврате физическому лицу пожертвования, в связи с перечислением которого им был применен социальный вычет, эту сумму вычета оно должно включить в базу по НДФЛ того периода, в котором имущество или денежные средства фактически возвращены жертвователю.

Целесообразно выделить и проанализировать основные направления налогообложения доходов физических лиц, которые, на наш взгляд, опосредуют повышение роли НДФЛ в доходах бюджетов:

1. изменение состава необлагаемых доходов;

2. увеличение величины налоговых вычетов;

3. разграничение понятий «дивиденды» и «оплата труда»;

4. разработка методики определения «обезличенных» доходов, полученных в натуральной форме. Рассмотрим каждое направление подробнее.

Изменения в налоговом законодательстве по НДФЛ

Наши рекомендации