Статус депутата представительного органа местного самоуправления (из лекций)
Включает в себя правосубъектность, правовые принципы, полномочия, юрид. гарантии, ответственность.
Депутат - это член представительного органа МО, уполномоченный представлять в нём интересы населения данного МО, обладающий определенными правами, обязанностями, гарантиями осуществления своих полномочий, а также несущий ответственность перед населением.
Можно ли считать депутатом того, кто не избран непосредственно населением? (вопрос без ответа)
Правовой статус депутата - это сложная правовая категория, состоящая из правосубъектности, правовых принципов, полномочий, юрид. гарантий, ответственности.
На федеральном уровне нет закона о правовом статусе депутата МО, однако проект такого закона существовал, но был отклонен Президентом РФ в 2000 году.
Можно ли депутата ПО привлечь к уголовной ответственности?
Раздел 10 - преступления против гос. власти (ст.ст.285, 285.1, 286, 289, 290, 291, 292, 293). В статьях субъект- должностное лицо. Является ли депутат ПО должностным лицом?
Должностное лицо МСУ - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению ВМЗ и (или) по организации деятельности ОМСУ (определение в ст.ст. 2, 40 ФЗ #131). Данное определение не подпадает под определение председателя ПО => депутат не является субъектом преступлений 10 раздела УК РФ.
Должностное лицо - постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно распорядительные, административно хозяйственные функции в ОГВ, ОМСУ, гос. и муниц. учреждениях, ... (ст.ст.285, 318 УК РФ). По данному закону депутат является субъектом преступлений, предусмотренных разделом 10 УК РФ.
Должностное лицо (ст.2.4 КоАП РФ) - лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях,...
Противоречит ли ФЗ #131 УК РФ и КоАП РФ - ст.5 ФЗ #131: "3. В случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону применяются Конституция Российской Федерации и настоящий Федеральный закон".
Ст.40 ФЗ #131: "гарантии прав депутатов при привлечении их к уголовной или административной ответственности, устанавливаются федеральными законами" (т.е. УК РФ и КоАП РФ).
Позиция КС РФ от 01.06.2010 года: "обстоятельство, что ФЗ #131 не относит к числу должностных лиц МСУ депутата, само по себе не означает, что такой депутат не может признаваться должностным лицом по смыслу ст.ст.285, 318 УК РФ".
Судебная практика.
2007 г. Тверь - депутаты Тверской городской думы привлечены к уголовной ответственности как должностные лица по ст.290 - получение взятки, судебная коллегия ВС РФ 29.05.2008 г. подтвердила обоснованность обвинения.
Необходимо: принять ФЗ о статусе выборных лиц МСУ; установить уголовную ответственность депутатов как ДЛ.
Принципы правового статуса:
1. единство статуса (независимо от порядка получения мандата).
Срок полномочий - от 2 до 5 лет. День начала срока полномочия?:
- день избрания, т.е. след. день за днём голосования (поскольку депутатский мандат приобретается в результате выборов, но в день голосования известны лишь предварительные итоги)
- день начала работы ПО. ВС РФ: "норма о начале течения срока полномочий депутата с момента его избрания не подтверждает законность наделения его депутатскими полномочиями. Порядок наделения определяется спец. законами о статусе депутатов (которых нет)".
ВС РФ связывает этот момент с выдачей удостоверения депутатов.
2. принцип несовмещения мандатов. Незанятие иной должности только для 10%.
3. наличие депутатского иммунитета, т.е. это особый порядок привлечения к уголовной ответственности, особый порядок обыска, допроса. Гарантии свободного и независимого поведения при осуществлении своих полномочий.
4. формы деятельности:
- деятельность в ПО (участие в заседаниях с правом решающего голоса, участие в комитетах, право правотворческой инициативы, участие в разработке проектов, участие в депутатских слушаниях, прениях, право внесения депутатского запроса в любой орган, контроль, предложение по повестке дня)
- работа с избирателями (прием населения, работа с наказами, изучение общест. мнения, выезд, информирование избирателей о своей работе - отчёт)
Гарантии: организационные (необходимые условия для работы); экономические (з/п для постоянных депутатов; компенсация для тех, кто работает на непостоянной основе); социальные (страхование жизни депутатов и их членов семьи за счет средств местного бюджета, в случае утраты трудоспособности установлена пенсия); трудовые (на постоянной основе - сохраняется общий трудовой стаж, который равен стажу муниц. службы; по окончании депутатских полномочий бывший работодатель обязан предоставить прежнее место работы или равноценную должность; при ликвидации организации обязанности по трудоустройству бывшего депутата возлагают на местную администрацию; иные)