Уровни функционирования идеологии

Идеология – это селекционный механизм познания социальной действительности, определяющий выбор путей и средств общественного развития. Идеология для общества и государства сравнима с иммунной системой для живого организма. Идеология призвана помочь людям сформировать научное мировоззрение: обучить анализу общественно-политических и социально-экономических процессов, происходящих в стране и в мире; освоить политическую культуру, этику межличностных, межнациональных и межконфессиональных отношений; сформировать патриотическое сознание личности на основе фундаментальных ценностей и идеалов общества.

Внедрение идеологии в массовое сознание и переход в убеждение – процесс индивидуальный, основанный на политической и социальной практике субъекта. В связи с этим выделяются следующие уровни функционирования политической идеологии: теоретико-концептуальный, программно-политический и обыденно-актуализированный.

Уровни функционирования идеологии - student2.ru

Уровни функционирования политической идеологии

           
  Уровни функционирования идеологии - student2.ru   Уровни функционирования идеологии - student2.ru   Уровни функционирования идеологии - student2.ru
 
 

Уровни функционирования идеологии - student2.ru

Теоретико-концептуальный

формулировка основных положений,

раскрывающих идеалы и ценности

определенной социальной группы

(класса, нации, государства)

Уровни функционирования идеологии - student2.ru программно-политический

перевод социально-философских, теоретических

положений в программы, лозунги, требования,

конкретные политические действия; разработка

технологий политической борьбы

Уровни функционирования идеологии - student2.ru

Обыденно-актуализированный

степень освоения людьми целей и

принципов данной идеологии, что

воплощается в конкретных политических делах и поступках

Рис. Уровни функционирования политической идеологии

ИДЕОЛОГИЯ И УТОПИЯ

Утопия (гр. и — нет, topos — место; т. е. место, которо­го нет; по другой версии, от eu — благо, topos — мес­то; т. е. благословенная страна) — понятие, обознача­ющее:

1)описание идеального общества, политического строя;

2) проект не выполнимых на практике или трудно-осуществимых социальных, политических и иных преобразований, необходимых для достижения ин­теллектуально сконструированного состояния идеаль­ного общества;

3) литературный жанр, близкий к фантастике или са­тире.

Утопия характеризуется: универсализмом — претензия­ми на выражение идеалов и устремлений всего человечества; тотальностью, т. е. обращением к мак­симальному количеству аспектов жизни общества; враждебным отношением к существующему социально­му порядку; некритичностью к собственным положе­ниям — отказом от анализа реальности и приемлемости предлагаемых преобразований. Утопии приобре­тают особую значимость, когда общество или его отдельные группы находятся в состоянии кризиса. Источники утопии многообразны: мифы, религиоз­но-этические системы (к примеру, «Христианаполис» Иоганна Андреа, 1619; «Закон свободы» Джерарда Уин-стэнли, 1652), политические взгляды и т.д. Впервые слово «утопия» было употреблено англий­ским гуманистом Томасом Моромв произведении «Зо­лотая книга о наилучшем государственном устройстве и о новом острове Утопия» (1516), но у этого жанра дол­гая история. Утопии начиная с античности были тес­но связаны с мифами о «золотом веке человечест­ва» или входили в философско-этические доктрины (например, «Государство» Платона, утопии Ксенофанаи Плутарха). С эпохи Великих географических от­крытий утопии представлялись еще и виртуальной альтернативой реальности, место которой — на обна­руженных территориях («Город Солнца» Томмазо Ком-панеллы; 1568—1639), «Новая Атлантида» Бэкона, «Уто­пия» Мора).

В XVII—XIX вв. утопии оформились как проекты раз­личных преобразований, а также как жанр лите­ратуры, посвященной общественному идеалу. В по­следнем случае шла резкая полемика между либераль­но-буржуазными (Джеймс Гаррингтон— «Содружество Океания», 1656; Эдвард Беллами— «Взгляд назад», 1888) и социалистическими (Шарль Фурье— «Новый хозяйст­венный социетарный мир», 1829; Клод де Сен-Симон — «Новое христианство», 1825) утопиями. Ученые предложили такую типологию: утопии рекон­струкции с их высокой критичностью по отношению к действительности, значительным преобразователь­ным потенциалом; эскапистские утопии, отличающие­ся отсутствием призыва к изменению действительно­сти, пассивным ее восприятием ради перенесения основных усилий человека в неполитическую сферу; обоснованные утопии, идеи которых воплотились на практике (например, либеральная утопия XIX в. ста­ла сущностью политической практики в XX в.). Уто­пии рубежа XX—XXI вв. в основном сосредоточены на конкретных проблемах (экологических, техноло­гических и т. п.).

Наши рекомендации