Отношение христиан к войне и воинской службе до Константина Великого
Вопрос об отношении христиан к военной службе крайне сложен, и при его обсуждении встречаются самые противоречивые оценки. Отношение к службе в армии менялось с течением времени, и в разные периоды времени было подчас в корне отличным. Раннее христианство отличалось подчас крайним неприятием идеи военной службы. Латинский автор II в. из Северной Африки, христианин Тертуллиан, обрушивается на тех, кто как-либо оправдывает службу христиан в армии. Главный из его аргументов - «петрово разоружение», т.е сюжет из Нового Завета, в котором Иисус повелевает апостолу Петру вложить меч в ножны, когда тот пытался защитить его в Гефсиманском саду(от Матфея 26:52). Этот сюжет казался Тертуллиану определяющим. Но не только этим Тертуллиан обосновывал свою позицию. Вот что он писал на этот счет: "Что касается воинской службы, которая также связана с властью и достоинством. На этот счет спрашивают, может ли христианин поступать на военную службу и допустимо ли даже простого воина, которому не обязательно совершать жертвоприношения и произносить приговоры, принимать в христианскую веру? Однако не согласуется Божья присяга с человеческой, знак Христа – со знаком дьявола, воинство света - с войском тьмы. Нельзя, имея одну душу, обязываться двоим – Богу и цезарю…… Нам не разрешено никакое состояние, служба в котором будет направлена на непозволительное для нас дело" [18, c. 89]. Из этого пассажа видно, что Тертуллиана в первую очередь беспокоило возможное смешение языческого и христианского в жизни легионера, а не сам факт насилия и убийства. Но, Тертуллиан все же является одним из немногих христианских авторов, в сочинениях которых имеются и чисто пацифистские мотивы, основанные на принципе ненасилия, отмечает Stephen Gcro, в статье "Miles Gloriosus": The Christian and Military Service According to Tertullian[71, p. 296]
У христиан вплоть до IV века не было возможности практиковать свою веру в армии. Понятно, почему служба вызвала столько сомнений. Конечно, христианские воскресные литургии в римской армии были бы возможны, если бы христианство позволяло своим адептам по другим дням участвовать в языческих праздниках легиона, согласно Feriale Duranujm , и в процедуре sacramentum – важного религиозно-государственного акта, который проистекал еще со времен "Законов Двенадцати таблиц" (V в. до н.э.). Но совместная религиозная практика отвергалась христианами, и они попадали под суд за неуважение к другим культам и несоблюдение обязательных процедур. Однако нельзя сказать, что христиане не были лояльны к Империи. Тот же Тертуллиан заявляет: ««Не прекращая, мы молимся за всех наших императоров. Мы молимся о продлении их жизни, о безопасности империи, о защите императорского дома, о смелости армии, о верности сената, о добродетельности народа»[17].
Еще раньше Тертуллиана, во II веке св. Иустин Философ в Диалоге с Трифоном Иудеем, также свидетельствует позиции христиан как о пацифистской: "Каждый из нас прежде был одержим войною, убийством и нечестием всякого рода, но мы переменили воинские орудия на земле: мечи на орала, копья на земледельческие орудия – теперь мы возделываем благочестие, праведность, человеколюбие, веру, надежду"[62].
В "Апостольском предании", древнейшем христианском тексте, составленном не позже III века, встречаем резкое неприятие самой даже мысли о воинском служении для христианина: "Оглашаемый или христианин, желающие стать воинами, да будут отвержены, потому что они презрели Бога" [16, c. 223]. Однако, подобные императивы никак не согласуются с тем, что имело место быть в действительности. Всем известно множество воинов, прославленных в лике святых мучеников. Из их житий мы знаем, что большинство этих воинов служили в римской армии еще языческого периода, и не собирались из неё уходить. И жертвами репрессий они становились не потому, что отказывались служить в армии, а только потому, что либо отказывались приносить жертвы языческим богам, либо из за отказа участвовать в репрессивных акциях против своих единоверцев. А.В. Колобов [51] отмечает, что радикальный пацифизм свойственен в первую очередь для монтанистов, которые были признаны еретиками. А это значит, что пацифизм ранних ортодоксальных христиан можно поставить под большое сомнение. А.Д. Пантелеев обращает внимание на то, что главный источник ответов для христианина – Библия, никак не запрещает военной службы: среди последователей Христа были и солдаты, которых при этом не призывали оставить вою службу[60]. Кроме сведений о святых-мученников, есть также и данные о массовом присутствии христиан в армии. Самые известные случаи - легенда о Фиваидском легионе(уже упоминалось о крайней степени его недостоверности) и рассказ о XII Молниеносном (XII Fulminatia) легионе, в котором, по некоторым данным, было множество христиан. Легион принимал участие в Маркоманнских войнах, и якобы в одном из эпизодов чудом избежал гибели благодаря молитвам находящихся там христиан[69, p.151].