Аристотель «Никомахова этика» (общая информация)
Это - трактат о счастье, о том, как достичь счастливой жизни, или блаженства (высшей цели жизни). Посвящен то ли отцу, толи сыну (оба Никомахи). "Никомахова этика" состоит из десяти книг. Счастье - это деятельность души вполноте добродетели, поэтому здесь очень подробно рассматриваются добродетели.
Книга первая. В ней анализируется само счастье. Аристотель считает, что лишь в государстве человек может достичь счастья. Есть государственный, созерцательный и скотский образы жизни. Лучший – созерцательный (познание истины), худший – скотский (большинство так живёт: чувствунные, грубые наслаждения). Государственный образ жизни ведет тот, для которого счастье связано с почетом. Добродетели бывают мыслительные (мудрость, сообразительность, рассудительность) и нравственные (щедрость, благоразумие).
Книга вторая (о природе добродетелей). Мыслительные добродетели формируются обучением, а нравственные - привычкой. И нужно не только знать, что такое добродетель, но и стать таким, для этого нужно постоянно совершать нравственные поступки. Добродетель – это нравственные устои или склад души. Это то, в силу чего мы хорошо или дурно владеем своими страстями. Здесь же – учение о золотой середине, ведь избыток и недостаток губительны для
добродетели (щедрость - это середина между мотовством и скупостью и т.д.).
Книга третья.Начинается с разграничения произвольных(главную роль играет мотив, нечто внетреннее)и непроизвольных(зависят от внешних условий, происходят по неведению и подневольно) поступков. Добродетели же произвольны и зависят от нас, так как мы сознательно принимаем и совершаем решения.
Мужество –одна из добродетелей. Для греков и римлян, она была на втором месте, после мудрости. Его бывает 5 видов: воинское, гражданское. Немужественен тот, кто легко впадает в гнев, кто самонадеян и кто пребывает в незнании.
Книга четвертая. О добродетелях: щедрость, великолепие, величавость, ровность,
любезность. С точки зрения золотой середины, сложно найти крайности для понятия ровность. Но не обладающие этой добродетелью гневливы, горячи, желчны, злобны. Великолепие имеет отношение к имуществу: недостаток в нём - мелочность, а избыток - безвкусная пышность.
А величавость - украшение добродетелей. Истинно величавым быть трудно, их часто считают гордецами, но они деятельны в великих и славных делах, каковые не каждый день
случаются. Великое - большая редкость, поэтому величавому мало что важно.
Книга пятая. Посвящена справедливости (правосудности).
Есть справедливость общая и частная (мораль и право). Общая справедливость -
величайшая из добродетелей. Справедливость – единство мудрости, мужества и рассудительности. Частной справедливости есть 2 вида: распределительная (распределение благ в зависимости от достоинства) и уравнительная (ситуации обмена, купля-продажа и т.д
Книга шестая. Следующая добродетель – разум.Он продуцирует мысль, которая есть начало поступков. Но её недостаточно для поступка, "мысль ничего не
приводит в движение". Необходима еще другая сила души – стремление (воля). Далее рассматриваются мыслительные добродетели: рассудительность, мудрость, сообразительность, знания, а также совестливость (это "правильный суд доброго человека").
Книга седьмая. О пороках, то, чего следует избегать, как невоздержность и зверство.
Важна воздержность, ведь человек поступает дурно не только по неведению: он может знать,
что поступает дурно, и не воздерживаться. Надо различать невоздержность и распущенность. Первое - сильное влечение, а распущенность – постыдный поступок со слабым влечением.
Далее о телесных удовольствиях и страданиях (ведь счастье сопряжено с удовольствием, которое вытесняет страдания). Лишь тот, кто ищет их избытка – дурной человек.
Книга восьмая. О дружбе, что "самое необходимое для жизни". Она выше справедливости, ведь друзья не нуждаются в суде. Есть три вида дружбы: одна ради блага самого по себе, другая ради удовольствия, третья ради пользы (например, дружба гос-в). Главный признак дружбы - наслаждение взаимным общением. Поэтому скучные и сварливые люди не
годятся для дружбы. Ещё гос. устройство влияет на дружбу – одно располагает к ней, другое нет.
Книга девятая. (продолжение «о дружбе»). Единомыслие в поступках – признак дружбы. В количестве друзей должна быть мера: чем их, тем сложнее ответить услугой за услугу.
Тут же о себялюбии.Никто не осудит такого человека, если его себялюбие заключается в стремлении к нравственной красоте.
Книга десятая. (Об удовольствиях). а) удовольствие не есть собственно благо, б)
не всякое удовольствие достойно избрания, в) существуют некоторые удовольствия, достойные избрания сами по себе. Удовольствие – это чувство, порождаемое совершенной деятельностью, жизнью и сопровождающее ее. Все стремятся к нему, как и к жизни.
Главный итог в следующем: тот человек самый счастливый, кто проявляет себя в деятельности ума, т.е. созерцании. Счастье - качество индивидуальное. Но именно счастливые люди наиболее подходят к жизни в обществе. Ибо они, почитая ум, подчиняются уму и
правильному порядку. Они проводят жизнь в добрых делах и не совершают дурных поступков. Воспитывать таких людей - дело государственное, так как воспитание осуществляется благодаря добропорядочным законам.