Классификация предприятий оптовой торговли
Функционирующих на товарном рынке
Признаки классификации | Содержание (классификационные группы) |
1. Основная выполняемая функция | 1.1. Закупка товаров у производителей одного района для продажи в различных районах |
1.2. Продажа потребителям одного района товара, приобретенного в различных районах | |
2. Специализация предприятии | 2.1. Универсальные |
2.2. Смешанные | |
2.3. Специализированные | |
2.4. Узкоспециализированные | |
3. Район деятельности | 3.1. Государство |
3.2. Экономический район, группа мезорайонов | |
3.3. Мезорайон | |
3.4. Район | |
4. Ведомственная подчиненность | 4.1. Министерство экономического развития и торговли |
4.2. Министерство сельского хозяйства | |
4.3. Другие министерства и ведомства | |
5. Форма собственности оптового предприятия | 5.1. Государственная, акционерная |
5.2. Кооперативная | |
5.3. Частная | |
6. Приобретение права собственности на продаваемый товар | 6.1. Оптовые предприятия, приобретающие право собственности на товар |
6.2. Оптовые предприятия, не приобретающие право собственности на товар |
• по району деятельности оптовых предприятий.Данный признак характеризует географию клиентов оптового предприятия: продавцов и покупателей товара. Поскольку для оптовой торговли в нашей стране характерна преимущественная ориентация на покупателя (потребителя), район деятельности характеризует размещение последних и их принадлежность к тому или иному району. Можно выделить видовые группы оптовых предприятий,
Зап. 298
Глава 6, Оптовые торговые структуры
6.2. Виды оптовой торговли и оптовых предприятий
ориентированных на общегосударственный внутренний рынок: предприятия, имеющие зоной деятельности несколько мезорайо-нов (краев, областей, республик); предприятия, имеющие зоной деятельности один мезорайон; несколько районов; один район. В этой связи в названиях баз оптовой торговли как потребительскими товарами, так и материально-технического снабжения часто присутствует слово-уточнение: республиканская, межобластная, областная (краевая), межрайонная, районная. Республиканские, межобластные базы по месту в товародвижении — это выходные, торгово-закупочные базы. Межрайонные, областные и районные базы, а также межобластные базы выполняют функцию торговых (снабженческих) оптовых предприятий;
• по ведомственной принадлежности предприятий оптовой торговли.Этот признак утратил свое былое значение, но по ряду оптовых структур еще имеет место;
• по форме собственности оптового предприятия.В этом смысле можно выделить следующие основные виды оптовых предприятий: принадлежащие государству, акционерам, кооперативам, частным лицам. В общем объеме оптового товарооборота ведущая роль принадлежит акционерным оптовым предприятиям;
• по праву приобретенной собственности на товар.
Характеризуя виды предприятий, действующих на оптовом рынке, необходимо исходить из того, что их функционирование или построение вбирает в себя в той или иной мере практически каждый из перечисленных признаков. В реальной рыночной среде имеется ряд разновидностей таких предприятий, отличающихся между собой специфическими организационными, технико-технологическими функциями, масштабом деятельности (рис. 6.2). К числу наиболее значимых относятся:
• коммерческо-посреднические фирмы— оптовые предприятия, осуществляющие оптовую торговлю за свой счет и с привлечением кредитов как с собственных складов, так и со складов изготовителей и других оптовых посредников;
• оптовые базы— это предприятия, организационно объединяющие склады, специализированные по техническим признакам перерабатываемой продукции, с едиными энергетическими, транспортными и другими коммуникациями, а также централизованными экспедиционными, вспомогательными службами, аппаратом управления, организующим складирование и отгрузку продукции;
Формы организации оптовой торговли на товарном рынке | |||||||||
Организуется производителем продукции на основе прямых связей | Через независимые оптовые торгово-посреднические компании | Через частных оптовых посредников | |||||||
Биржевая оптовая торговля | Ярмарочно-выставочная оптовая торговля | Аукционная оптовая торговля | |||||||
Рис. 6.2. Основные формы организации оптовой торговли на товарном рынке
• товарные биржи— организованные рынки биржевых товаров с установленными правилами приема, фиксированным членством;
• оптовые магазины— оптовые предприятия, максимально приближенные к покупателям продукции;
• торговые дома— брокерские фирмы, которые осуществляют сделки с реальным товаром за собственный счет или за счет производителей, потребителей или других оптовых предприятий;
• ярмарки-выставки— периодически организуемые в установленном месте кратковременные оптовые рынки на основе осмотра образцов товаров;
• аукционы— особые рынки, созданные в определенных местах для продажи товаров, обладающих индивидуальными свойствами путем публичных торгов;
• брокерские конторы (фирмы, брокеры)— посреднические торговые предприятия, действующие в интересах своих клиентов за их счет (получая за это комиссионное вознаграждение) и в своих собственных интересах за свой счет;
• дилерские конторы (фирмы, дилеры)— посреднические предприятия (юридические или физические лица), совершающие за свой счет и от своего имени операции по передаче цепных бумаг, валюты и драгоценных металлов;
Глава 6. Оптовые торговые структуры
6.3. Основные оптовые структуры на потребительском рынке_______________ 165
Таблица 6.2 Типовое и видовое разнообразие оптовых организаций |
• коммивояжеры— разъездные представители торговых фирм, предлагающие покупателям товары по имеющимся у них образцам или каталогам;
• торговые и промышленные агенты— лица, действующие по поручению торговых (промышленных) предприятий или других лиц в качестве посредников в сбыте товаров или их рекламе на основании соглашения за фиксированную комиссию;
• ассоциативные добровольные объединения предпринимателей и коммерсантов.К ним, в частности, относятся торговые (торгово-промышленные) палаты. Торговые палаты (ТП), существующие в странах с рыночной экономикой, объединяют предприятия промышленности, сельского хозяйства, торговли, банковской системы в масштабах административно-территориальных единиц (областей, городов, районов).
Предлагая товары розничному продавцу через посредство перечисленных оптовых структур, оптовая торговля значительно снижает круг задач такого продавца по закупке товаров.