Россия и Сибирь в конце XVI–XVII вв
Присоединение Сибири к России произошло в исключительно короткий срок – с 1581 по 1648 г., причем примерно 20 лет из этих 60 с небольшим лет Русское государство пребывало в состоянии глубокого социально-политического кризиса («Смутное время»). Между тем за этот период была пройдена огромная территория от Урала до Анадыря, русские обогнули «Каменный нос», поставили десятки городов и острогов по всей этой территории, включая побережье Тихого океана. При этом русские шли по заселенной территории, полностью необитаемыми были лишь некоторые самые северные районы Сибири и архипелаги (Северная земля, Таймыр, Командорские острова, некоторые другие), материковая Сибирь была освоена человеком. Однако плотность населения была крайне низкой (1 чел. на 300–400 кв. км). Примерная общая численность сибирских народов на момент прихода русских еще в 1950-е гг. была ретроспективно определена советскими исследователями на основе сведений о сборе ясака в XVII в. Расселение народов Сибири выглядело следующим образом.
В Западной Сибири по по р. Иртыш, в низовьях р. Тобола и по его притокам жили сибирские татары. К приходу русских численность составляла около 20 тыс. чел.
К северу от сибирских татар в низовьях Иртыша и Оби жили манси, которых русские называли остяки.
В верховьях Туры, Печоры и по левым притокам Оби жили ханты – народ, родственный манси, именовавшийся в русских источниках вогулами.
Считается, что общая численность хантов и манси в конце XVI в. составляла 15 тыс. чел.
Выше хантов по Оби и по ее притокам обитали селькупы, или остяки-самоеды, русские еще называли их «Пегой ордой», хотя это был совсем небольшой народ численностью до 3 тыс. чел. Выше селькупов по Оби в верховьях Енисея обитали калмыки (около 8 тыс. сел.) и различные группы татар (около 5 тыс. чел). В районе современной Хакассии и Красноярска обитали племена киргизов и зависимых от них народов общей численностью до 10 тыс. чел.
Большую территорию занимали многочисленные племена эвенков (до 30 тыс. чел.): правобережье Енисея, истоки Индигирки и Колымы, часть Охотского побережья, район озера Байкал. Еще один крупный народ – якуты (около 30 тыс. чел.) занимал бассейн средней Лены. На север и северо-восток от эвенков жили юкагиры (около 5 тыс. чел.), побережья Охотского и Берингова морей занимали коряки (около 10 тыс. чел.).
Полуостров Чукотка занимали собственно чукчи, осваивавшие его внутреннюю часть, а также эскимосы, жившие в основном на его побережье. Общая численность чукчей и эскимосов (которых русские тоже причисляли к чукчам) составляла около 7 тыс. чел. Крупный народ ительменов (или камчадалов) занимал полуостров Камчатка. Южную оконечность Камчатки, Курильские острова и часть Сахалина занимали айны, численность которых составляла около 12 тыс. чел. В бассейне Амура жили маньчжуры и дауры, а в Прибайкалье размещались буряты около 25 тыс. чел.
Всего к приходу русских в Сибири жило около 200 тыс. чел. местного населения.
По языку народы Сибири подразделялись на 4 группы: палеазиатские, уральские языки, алтайские языки и народы, не принадлежавшие ни к каким большим языковым группам (эскимосы, айны и курильцы).
К палеазиатским народам относились чукчи, коряки, юкагиры и ительмены. Именно эти народы составляли древнейшую часть населения северо-восточной Евразии. Однако большая часть населения Сибири на момент прихода русских говорила на уральских и алтайских языках. К первым относились ханты, манси, селькупы, ненцы и др. Самые крупные народы Сибири относились к алтайской группе, представленной здесь всеми тремя ветвями: тюркской (татары, киргизы, якуты), монгольской (буряты, дауры) и тунгусо-манчжурской (эвенки).
С точки зрения хозяйственной типологии народы Сибири делились на две большие группы: скотоводческие, которые обитали в южной части Сибири, и охотников и рыболовов (у которых, как правило, преобладал тот или другой вид деятельности), заселявших северную Сибирь. Это разделение, впрочем, достаточно условно, потому что, например, скотоводы-якуты занимали часть северной Сибири, а на Саянах обитали охотники-оленеводы.
Скотоводы разводили лошадей и овец, реже – верблюдов (кочевое оленеводство стоит особняком в этой типологии), некоторые из этих народов знали и примитивное мотыжное земледелие, высевали наиболее морозоустойчивые культуры с коротким периодом вегетации (ячмень и просо). Чаще, чем где-либо в Сибири, мотыжное земледелие встречалось на Амуре.
Татары, буряты, ханты и манси научились добывать железо из руды и освоили даже его горячую ковку, однако в целом уровень развития ремесла в Сибири оставался весьма примитивным.
Обмен носил исключительно натуральный характер и преимущественно осуществлялся в рамках одного народа, особенно если он занимал большую территорию, на разных частях которой основные виды хозяйственной деятельности были разными. Например, оседлые чукчи занималисьдлые морским зверобойным промыслом и т.п. Гораздо реже существовал «межэтнический» обмен, например, ханты и манси обменивали рыбу на пушнину у ненцев, якуты обменивали скот и просо у эвенков, получая от них ту же пушнину. Вообще к приходу русских пушнина уже постепенно становилась универсальным средством натурального обмена в Сибири и главным предметом складывавшихся еще до начала русской колонизации даннических отношений. Неслучайно поэтому появление в XVI в. сибирской пушнины в Средней Азии, Китае.
Общественные отношения у народов Сибири некоторые советские историки оценивали как «классовые», подразумевая под ними примитивные формы даннической эксплуатации и патриархальное домашнее рабство. На самом же деле абсолютное большинство сибирских народов находились на стадии первобытно-родового строя, гораздо легче назвать всего несколько исключений из этого общего правила. Речь идет о нескольких народах, сформировавших государственные или протогосударственные образования, ставившие своей главной целью установление даннического господства над соседями.
Собственно государство в Сибири до прихода русских было только одно – это возникшее в XV веке в результате распада Золотой Орды Сибирское ханство. Сибирским татарам удалось подчинить себе хантов и мансей, плативших им дань пушниной. Енисейские киргизы господствовали над окружавшими их мелкими племенами, при этом сами киргизы были в зависимости от среднеазиатских ханских государств и отдавали им часть собранной с сагайцев, аринов, котов, качинцев и др. пушной дани. Такие же даннические отношения смогли навязать своим соседям буряты и дауры. Это важное обстоятельство показывает, что для очень многих народов Сибири приход русских означал не столько попадание в зависимость, сколько смену получателя дани, из поколения в поколение уплачивавшуюся ими татарам, киргизам или бурятам.
Можно назвать несколько факторов, обусловивших включение Сибири в состав России и, в частности, начало этого процесса в конце XVI в. Традиционно на первое место в историографии выдвигаются экономические соображения. Действительно, присоединение Казанского и Астраханского ханств дало русским полный контроль над волжским торговым путем, а успешное начало Ливонской войны и взятие Нарвы открывало перспективы балтийской торговли. В XVI в. начинается постепенная переориентация европейской торговли с предметов роскоши на аграрную продукцию, спрос на которую под влиянием урбанизации в Европе растет. Российскую экономику XVI века этот процесс затронул в меньшей степени, чем, например, Польшу, однако показателен тот факт, что наиболее известными купцами этого периода становятся солепромышленники Строгановы. Вместе с тем пушнина еще долгое время оставалась самым выгодным товаром, приносившим порой баснословную прибыль.
Однако на первом этапе присоединения Сибири главную роль все же играли военно-политические факторы. Разгром Казанского ханства, всю первую половину XVI века шедшего к статусу одной из главных доминирующих сил в Восточной Европе и фактического преемника Золотой Орды, полностью изменило геополитическую ситуацию в этом регионе. Сибирский хан, бывший вассалом Казанского ханства, сам был вынужден обратиться в Москву с просьбой о покровительстве. Это означало установление вассальных отношений и уплату дани пушниной. Легкость этого подчинения быстро обернулась разрывом и противостоянием, поскольку с российской стороны оно не было подкреплено никакими военными успехами. Как только положение Московского царя осложнилось в результате серии неудач в Ливонской войне, а затем (и особенно) после опустошительного нашествия Девлет-Гирея в 1572 г., новый сибирский хан Кучум отказался уплачивать дань и санкционировал грабительские набеги на русские приграничные территории. Попытки примирения дипломатическим путем провалились – московский посол Третьяк Чебуков по приказу Кучума был убит. В результате к 1580-м гг. Московское государство снова должно было рассматривать свои действия в отношении Сибири уже как часть политики по обеспечению внешней безопасности.
Сами пути продвижения в Сибирь русским были к этому времени известны, еще до походов Ермака русские промышленники бывали и на Оби, и даже на Енисее. По их следам двигались экспедиции англичан и голландцев, а территория Мангазеи уже фигурировала на картах Дженкинсона и Меркатора последней трети XVI в. Хотя эффективность этих иностранных экспедиций была невелика, русское правительство обращало на них внимание: Иван IV отказался пропустить экспедицию Боуэса по Оби, а в начале XVII в. морской путь в Сибирь был окончательно закрыт для иностранцев.
Хотя считается, что некие планы государственных экспедиций в Сибирь существовали уже в 1570-е гг., начало продвижения русских положили торговые люди Строгановы. Получив от Ивана IV огромные земельные владения и привилегии, они были заинтересованы в охране своих вотчин от татарских набегов. Фактически именно Строгановы построили первую в этом регионе (реки Кама и Чусовая) линию городков-крепостей, прикрывавшую их вотчины и, следовательно, северо-восточные границы России. Известно, например, что в 1572 г., когда у московского правительства не было сил на борьбу с Кучумом, именно строгановские «городки» не пустили его отряды вглубь территории России.
Именно Строгановы наняли в 1581 – 1582 гг. (по этому вопросу существуют разногласия в историографии) казачий отряд во главе с атаманом Ермаком примерно в 600 человек. Ему удалось разбить Кучума и взять его столицу Кашлык. Ханты и манси добровольно согласились платить ясак Ермаку.