Религия, ее место в системе отношений человека и окружающего мира. Атеизм
План:
1. Религия - форма мировоззрения.
2. Роль религии в истории человечества.
3. Атеизм - отрицание божественного происхождения человека, природы, общества.
Религия (от лат. religio - благочестие, святыня) - особый тип духовно-практической деятельности, представляющий собой неразрывное единство мировоззренческой установки, переживания, действия, основывающееся на вере в священное. Священное - это вид сверхъестественного, выходящего за рамки естественного, природного хода событий; "чудо". Но священное в отличие от сверхъестественного вообще включает в себя признание его безусловной ценности для человека.
Зрелые религии включают определенное учение (догматику), религиозно-нравственные нормы, культ - систему ритуальных действий, особый комплекс религиозных переживаний - веру. Обычно наличие всех этих элементов сочетается с организационным объединением приверженцев данной религии, осуществляющих совместное отправление культовых действий, сохранение, разъяснение и передачу следующим поколениям вероучения, а также разработку и внедрение религиозно-нравственных норм, рекомендаций и надзор за их исполнением.
Современные богословы выделяют следующие существенные особенности религиозного сознания, характерные для любой религии:
- Убежденность в существовании явлений, обладающих сверхъестественными свойствами.
- Убеждение в реальности контакта (молитва, жертвоприношение, культовые действия) с объектами религиозной веры.
- Религия предполагает чувство зависимости (страх, смирение) от объектов религиозного поклонения.
- Религия включает также осознание требований со стороны божества и ответственности, связанной с выполнением или невыполнением этих требований.
- Религия предполагает установление добрых отношений человека с объектами поклонения (желание умилостивить божество, желание компенсировать свое непослушание покаянием или жертвоприношением).
Религиозное сознание неоднородно, оно имеет несколько уровней:
- Массовое религиозное сознание, в котором, как правило, центральное место занимает эмоциональный комплекс.
- Рационально оформленное сознание, предполагающее освоение содержания вероучения.
- Богословие (теология), которое не только осваивает вероучение, но и транслирует его, защищает от ересей, интерпретирует согласно требованиям времени.
Мировые религии - продукт достаточно развитого религиозного сознания. К ранним формам религиозного отношения к миру относятся:
- Анимизм (от лат. anima - душа, дух) - одухотворение природных объектов и явлений, приводящее к тому, что в сознании анимиста весь мир как бы наполняется духовными существами, не только действующими в природе, но и влияющие на человеческую жизнь.
- Тотемизм - вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами, племенами) и определенными животными, реже - растениями.
- Фетишизм (фетиш - талисман, амулет) - почитание отдельных природных объектов (камней, раковин, костей), которым прописываются сверхъестественные свойства.
- Идололатрия - более сложная форма религиозного сознания. Ее формальный признак, отличающий от анимизма, тотемизма, фетишизма - наличие идола в качестве главного объекта почитания, поклонения и служения. Это этап зрелого политеизма, обладающего собственной зрелой мифологией, культом, нравственными требованиями. Наиболее яркой иллюстрацией являются многочисленные пантеоны богов древних греков и римлян, имеющие жесткую иерархическую структуру.
Наиболее древней монотеистической религией, в основе которой лежит убеждение в существовании единого Бога, является иудаизм (II-I тысячелетия до н.э.). Идея богоизбранности народа Израилева, окруженного народами - приверженцами политеистических религий, своеобразие его исторической судьбы были причиной того, что иудаизм, если не считать незначительных исключений, всегда был религией одного народа.
Позже появляются религии, обращающиеся ко всем народам и получившие название мировых религий.
1. Христианство возникло в иудейской среде и полностью усвоило идею единобожия. В Пятикнижии (Торе) - священных книгах иудеев - предвосхищен будущий приход божественного Спасителя - Мессии. Но христиане верят, что Спасение уже свершилось. Христианское учение было изложено на греческом языке. Во II в. церковь определила свою структуру, а к IV в. был зафиксирован весь канонический свод Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Христианская догматика вырабатывалась на протяжении IV-VIII в.в. ("эпоха Вселенских соборов").
В 4 веке между западным и восточным христианством наметился раскол, который окончательно оформился в 1054 г. После разделения церкви каждая конфессия (православие и католицизм) определяет свою догматику.
Основу православного учения, сформулированного в так называемом "Символе Веры", составляют Священное Писание (Библия) и Священное Предание (решение семи первых Вселенских соборов, труды "отцов Церкви"). Православие исходит из признания триединства Бога, Творца и Управителя Вселенной, загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможность спасения для человечества, на котором лежит печать первородного греха. Церковь - посредник между Богом и людьми. Центральное место в православном культе занимают семь таинств (крещение, причащение, священство, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение).
В отличие от православия, католичество признает возможность количественного и качественного изменения догматов. Формально догматические различия католичества: филиокве (признание схождение Святого Духа и от Отца, и от Сына), догмат о примате и непогрешимости Папы в делах веры и нравственности, догмат о непорочном зачатии Божьей Матери и Ее телесном вознесении на небо, признание чистилища.
В 17 в. широкое антикатолическое движение в Европе - Реформация - приводит к появлению третьего главного направления христианства - протестантизма. Простентантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, исключительный авторитет Библии, священство всех верующих. В свою очередь каждая конфессия содержит различные течения, направления, секты.
2. Наиболее поздняя монотеистическая религия - ислам - возникает в начале 7 в. на аравийской полуострове. Основное положение догматики: "Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха". В мусульманской традиции среди людей, не исповедующих ислам, особо выделяются иудеи и христиане - "люди Писания". Согласно догматике исламе эти люди верят в того же бога, что и мусульмане. Бог послал им Моисея (Мусу), Иисуса (Ису), Гавриила (Джибраила), Деву Марию (Мариам) с тем, чтобы они несли слово Бога. Однако люди исказили и забыли учение. Поэтому Аллах направил своего последнего пророка Мухаммада с Божьим словом - Кораном. Это как бы последнее предупреждение и попытка наставить на путь истинный, после которого должен наступить конец мира и Суд, когда по делам своим люди попадут либо в райские сады, либо в адский огонь, Главные обязанности верующего: пятикратная молитва, пост в месяц рамазан (ураза), обязательная благотворительность (закят), паломничество в Мекку (хадж).
3. Древнейшая из мировых религий - буддизм. Согласно преданию основатель буддизма Сиддхартха Гаутама родился в 623 г. до н.э. Разочаровавшись в жизни, Гаутама понял, что все беды человека проистекают из ложных представлений, которые порождают мнимые ценности, такие, как привязанность, антипатия, иллюзии, тщеславие, ложные взгляды, сомнения, лень, неугомонность, бесстыдство, отсутствие морали. Затем Гаутама вошел в иное состояние и стал Буддой - просветленным. Будучи Буддой, он сформулировал законы бытия, которые проповедовал 45 лет, до своей физической смерти. Согласно традиции. Будда в процессе медитации увидел как перерождаются существа в прошлом настоящем и будущем, и в результате сформулировал "четыре благородные истины буддизма", изложенные им в Первой бенаресской проповеди:
o Жизнь есть страдание.
o Причины страданий - страсти, желания человека.
o Чтобы избавить от страданий, надо избавиться от желаний путем достижения нирваны (нирвана - это состояние отсутствия, преодоленности страстей, отсутствие страданий. Ее сущность - отсутствие желаний, страстей, уход от мира, полный покой, абсолютная непроницаемость для желаний и страстей).
o Путь ведущий к нирване - это восьми членный путь спасения.
В любой цивилизованной стране атеизм является таким же неотъемлемым правом любого гражданина, как и вера в Бога, ибо любой человек имеет право считать, что Бога нет. Другое дело, что эту точку зрения нельзя обосновать никакими средствами науки (как в философии нельзя ни логически доказать, ни опровергнуть ни материализм, ни идеализм), но это не значит, что она не имеет право на существование.
Проявление свободомыслия имело место в жизни любого народа, у последователей любой религии. Одним из них был известный Ибн Эзра, который высказал сомнения в том, что Моисей является автором Торы (Пятикнижия) на основании слов "там, за Иорданом", ибо так говорить мог человек, находящийся уже в Палестине, где Моисей никогда не был. Но религиозные авторы обосновали точку зрения, что последние главы Второзакония (последней книги Торы) были написаны не Моисеем, а Иисусом Навином. Традициям Ибн Эзры следовал нидерландский философ Барух Спиноза.
Особая проблема для свободомыслия - это соотношение науки и религии, знания и веры. Мусульманский философ Ибн Рушд (латинизированное имя Аверроэс) считал, что если тексты Корана противоречат данным науки, то тогда положения религии должны истолковываться метафорически, т.е. в переносном значении. Аверроизм получил распространение не только в находившейся под властью мавров Испании, но и в христианской Европе под именем теории "двойственной истины". Но крупнейший католический философ Фома Аквинский доказал, что между Писанием, созданным Богом, и природой, также его творением, не может быть противоречия, следовательно, ученый может быть искренне верующим.
Свобода совести в России, также как и в других странах, прошла очень сложный путь. Иногда за свободомыслие выдавали выступление против официальной церкви. Так было, например, в советский период со многими (с точки зрения православия) ересями. Очень часто атеистами объявляли крупных ученых, известных деятелей науки и т.д.
Билет №17
Вопрос №1