Обязательное социальное страхование
Государственное социальное страхование основано навыплате страховых взносов участниками производства. Источник финансирования: взносы предприятий, застрахованных, налогообложение, госбюджет. Критерий: размер страховых взносов, трудовой стаж, участие в производстве.
6. Социальное обеспечение и социальная помощь.
Оно направлено на содержание нетрудоспособных членов общества: престарелых, потерявших кормильца детей. Это содержание осуществляется из двух источников: бюджета и фондов социального страхования. За счет бюджета обеспечиваются категории нетрудоспособных, не застрахованных в обязательном порядке (престарелые, не имеющие трудового стажа, дети, военнослужащие, чернобыльцы). За счет страховых средств выплачиваются трудовые пенсии и пособия застрахованным. В систему социального обеспечения за счет бюджета входит и социальное обслуживание пожилых, инвалидов (дома престарелых и инвалидов, протезирование, бесплатные лекарства).
Социальная помощьне носит постоянного характера и не распространяется на всех нуждающихся. Социальная помощь оказывается в кризисной ситуации: безнадзорность, малообеспеченность, недееспособность, отсутствие постоянного места жительства, конфликты в семье, одиночество и потребность в постороннем уходе.
Федеративный характер системы государственного устройства Российской Федерации, а также тенденции укрепления государственности и совершенствования федеративных отношений требуют нового, более четкого и сбалансированного подхода к определению предмета государственной региональной политики, формированию законодательных основ для ее целенаправленного осуществления.
Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.[91]
Задачи государственной региональной политики: формирование единого экономического, социального и правового пространства на всей территории Российской Федерации, с учетом интересов и приоритетов регионального развития; создание условий для обеспечения сбалансированного и устойчивого экономического и социального развития каждого региона; создание условий для обеспечения равного качества жизни в различных регионах Российской Федерации.
В рамках региональной политики регламентируются взаимосвязи между центром и регионами, определяются права и полномочия административных единиц, складывается своя практика влияния центра на регионы и, наоборот, регионов на центр, заключенная в стабильные или меняющиеся правовые рамки.
Участниками разработки и реализации государственной региональной политики являются:Президент Российской Федерации и его полномочные представители в федеральных округах; Органы законодательной (представительной) власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; Органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; Органы местного самоуправления; Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации; Федеральные фонды регионального развития.
Реализация государственной региональной политики выражается в претворении в жизнь конкретных мер по достижению поставленных целей.
Положено начало к переходу региональной политики от выживания и преодоления дезинтеграции страны на поступательное развитие регионов, создание сбалансированной системы взаимоотношений всех уровней власти.
Принципы региональной политики:
1. Принцип равенства регионов. Учет в решениях центральных органов государственной власти интересов регионов, которых эти решения касаются.
2. Повышение самостоятельности регионов в решении собственных проблем, то есть формирование эффективного самоуправления.
3. Единство и взаимодополняемость государственной региональной политики и политики регионов.
4. Принцип субсидиарности. Он основан на том, что более высокий уровень управления может вмешиваться в действие более низкого уровня лишь в той мере, в какой последний проявил свою неспособность к эффективному управлению.
5. Разграничение полномочий в финансовой, бюджетной, налоговой и иных сферах деятельности.
6. Соблюдение принципа бюджетного федерализма – это автономное функционирование бюджетов различных уровней на собственной доходной базе.
7.Принцип дифференцированности государственной политики регионального развития.
В реализации РЭП широко используются федеральные целевые программы, направленные на выравнивание экономического пространства в регионах, такие, как: программа развития Калининградской области на период до 2014 года, программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года", программа "Юг России (2008-2012 годы) ".
Разработаны также программы по поддержке незащищенных слоев населения. Здесь можно выделить: предоставление субсидии на постройку и покупку жилья малоимущим гражданам - "Жилище" на 2002-2010 годы, поднятие культурного уровня в субъектах РФ - "Культура России (2006-2010 годы), здравоохранение и взращивание здоровой нации - "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011" годы, а также "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы".