Третья Республика во Франции. Конституционные законы 1875 г
Отдав Германии Эльзас и Лотарингию, Национальное собрание Франции приобрело пусть позорный, но мирный
Осуществляя в первые годы государственное руководство в Третьей республике, монархисты не смогли сокрушить республиканский строй. В 1875 г. Учредительное собрание приняло Конституцию Третьей республики, которая представляла собой не единый документ, а собрание разрозненных законодательных актов.
Республиканцы провели закон, который запрещал ставить вопрос об изменении республиканской формы правления. Были ограничены полномочия исполнительной власти. Система властных отношений эволюционировала к модели парламентской республики. Командование армией отошло к правительству. Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов и сенатом. Сенат обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Конституция 1875 г. предусмотрела создание
Совета министров. Президент был чисто номинальной фигурой в системе политических отношений. С
В государственной системе органов Третьей республики важную роль играл Государственный совет, члены которого назначались президентом с согласия Совета министров. Совет сохранил за собой важные функции административной юстиции: рассматривал жалобы на высших государственных чиновников и апелляции на
решения низших административных судов.
73. Революция в Японии 1868 г. Буржуазные реформы 70-80 гг. годов. Конституция 1889 г В 1868 г. в Японии произошел переворот, который носил бескровный характер. Последний сегун, сам отрекся от престола. Не было открытого военного столкновения и с Англией и США. Реформы проводились при непосредственном участии британской миссии в Японии. Аграрная реформа 1872-1873 гг. привела к ликвидации феодальных прав на землю. Земля превратилась в отчуждаемую капиталистическую собственность. В 1871 г. разрешается свободная купля-продажа земли. Реформа способствовала сохранению кабальных условий земельной аренды, дальнейшему обезземеливанию крестьян. Административная реформа 1871 г., на основе которой в Японии было создано 50 крупных префектур во главе с назначаемыми из центра префектами. В 1878 г. был введен закон о всеобщей воинской повинности. Офицерские должности и в новой армии замещались самураями. Капиталистическому развитию страны способствовали и ликвидация всех ограничений на развитие торговли. В 1880 г. с помощью иностранных консультантов были созданы и введены в действие уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, копировавшие западноевропейские образцы. В 1889 г. в Японии была принята Конституция. Она имела своим образцом Конституцию Пруссии. Данная конституция предоставляла императору полноту неограниченной власти, наделяла его законодательной, исполнительной, судебной властью.
Военный и морской министры принадлежали к высшему военному командованию. Японский парламент состоял из двух палат. Установленные высокий имущественный и возрастной цензы отстраняли от участия в выборах подавляющую часть населения. По Конституции Японии 1889 г. законодательная власть принадлежала парламенту Конституция 1889 г. определила лишь общие принципы будущей перестройки судов в Японии, формально установив несменяемость и независимость судей. Компетенция общих судов была ограничена, они не могли рассматривать жалобы на действия администрации.
74. Борьба за образование единого Германского государства. Характер политического режима в Германии в конце XIX в. Конституция 1871 г.В 1871 г. была принята Конституция Германской империи, которая воспроизвела конституцию Северо - Германского союза. Составители Конституции 1871 г. законодательно закрепили “жесткую” модель федеративно-административного политического устройства, передав федеральному собранию законодательную компетенцию по вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и пр. При этом Конституцией предписывалось, что “имперские законы имеют преимущество перед законами земельными”. В статьи третьей главы Конституции “Союзный совет” включены положения, закрепляющие организационную структуру весьма своеобразной формы германской федерации, получившей название “союза неравных”. Конституция 1871 г. не знала принципа “ответственное правительство. На исполнительную власть по Конституции фактически не возлагалось никакой ответственности. Конституция не провозглашала даже формально принципа “народного суверенитета”, который приходил в полное противоречие с консервативными представлениями правящих кругов о государственной власти монарха, воля которого является высшей. От имени императора осуществлялась и исполнительная, и законодательная власть, определялась компетенция государственных учреждений и должностных лиц.
75. Германское гражданское Уложение 1900 г.: структура, брачно-семейное и наследственное право. Германское гражданское уложение было принято в 1900 г. в силу необходимости унификации права. В качестве субъектов гражданских правоотношений уложение признает физических и юридических лиц. Совершеннолетие наступает с 21 года. Уложение признает единственной законной формой брака гражданский брак. Брачный возраст для женщин - 16 лет, для мужчин - 21 год. Препятствиями для действительности брака могут служить: близкое родство; не расторжение первого брака; женщине не разрешалось вступать в новый брак в течение 300 дней со дня прекращения предыдущего. Развод допускается только в определенных законом случаях. Основаниями для развода признаются: прелюбодеяние; посягательство на жизнь другого супруга; злонамеренное оставление; грубое нарушение брачных обязанностей; тяжелая болезнь. Имущественные отношения супругов определяются брачным договором. При наследовании по закону уложение закрепляло систему парантелл (линий), представляющих собой группу родственников, происходящих от общего предка. Первую парантеллу составляли нисходящие наследники, вторую парантеллу - родители и их нисходящие родственники, третью - дед и бабка и их нисходящие родственники и т. д.
76. Субъекты права, вещное и обязательственное право по Германскому гражданскому Уложению 1900 г. Германское гражданское уложение было принято в 1900 г. в силу необходимости унификации права. В качестве субъектов гражданских правоотношений уложение признает физических и юридических лиц. Правоспособность физических лиц основывается на принципе юридического равенства. Совершеннолетие наступает с 21 года. Все вещи уложение делит на земельные участки и движимые вещи. Германское гражданское уложение называет ряд вещных прав: право собственности, владение, пользование чужими вещами (земельные и личные сервитута, узуфрукт, право застройки), право на получение известной ценности из чужой вещи (залог движимости, ипотека недвижимости и др.), право на приобретение какой-либо вещи (право преимущественной покупки, право охоты, рыбной ловли). Основным вещным правом является право собственности. Уложение раскрывает его содержание следующим образом: "Собственник вещи может обращаться с вещью по своему усмотрению и исключать других от всякого воздействия на нее". Таким образом, уложение подчеркивает свободу частной собственности. Наиболее распространенным способом возникновения обязательственных правоотношений является договор. Можно выделить существенные черты договора: договор понимается как юридическая связь, установленная между несколькими лицами; содержанием договора может быть как положительное действие, так и воздержание от такового. Более 20 видов договоров - купля-продажа, наем, мена и др. В качестве основания возникновения обязательств уложение также признает деликты.
По общему правилу ответственность несет лицо, виновное в причинении вреда.
77. Изменения в политической системе и государственном строе Англии в XIX – XX вв. Реформы местного управления и суда. Общими чертами развития государственного строя Англии этого периода стали - демократизация избирательной системы и политической жизни Англии; обуржуазивание парламента и государственного аппарата; возвышение исполнительной власти. В конце XVIII века Англия вступила в новую промышленную
фазу развития капитализма. На политическую арену вышли новые классы, активно вступившие в борьбу за свои права. В связи с этим первая половина века стала временем создания новых и переориентировки старых политических объединений. Прежде всего изменилась социальная база традиционных политических партий Англии: вигов и тори. Интересы промышленной буржуазии, стремившейся к проведению демократических преобразований, стала представлять партия вигов; партия тори по-прежнему выражала интересы крупных землевладельцев и финансовой аристократии. В этот же период появляются первые рабочие союзы. Стремление промышленной буржуазии и пролетариата к участию в политической жизни проявилось в борьбе за новую избирательную систему. В борьбе за нее она опиралась на пролетариат, находившейся в бедственном положении и не обладавший избирательными правами совсем. Сложившаяся ситуация благоприятствовала возникновению разного рода рабочих союзов и вела к усилению политической активности английского пролетариата.
78. Ноябрьская революция 1918 г. в Германии. Веймарская конституция 1919 г. Ноябрьская революция 1918 г — революция в ноябре 1918 вГерманской империи, одной из причин которой стало нарастание социальной напряжённости и расстройства экономической жизни, являвшихся симптомами приближения Германии к поражению в Первой мировой войне. Началась революция с матросского восстания. Вильгельм II был вынужден отречься от престола и бежать из страны. У власти встали представители социал-демократической HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%94%D0%9F%D0%93"партии. Коммунисты под руководством Карла Либкнехта и Розы Люксембург подняли мятеж против социал-демократов. Мятеж подавили. Либкнехт и Люксембург были убиты без суда. Революция привела к установлению в Германии режима парламентской демократии, известного под названием Веймарская республика. Веймарская конституция -первая действовавшая в Германиидемократическая конституция. Была принята 11 августа1919 года в Веймаре. Веймарская конституция учредила в Германии республику, действующую на принципах парламентской демократии и федерализма. В. к. закрепила неприкосновенность основ буржуазно-юнкерского строя, гарантируя частнокапиталистическую собственность на средства производства. В. к. вводила всеобщие выборы и пропорциональное представительство при выборах в рейхстаг. Президент, избираемый народным голосованием, был наделён как глава исполнительной власти широкими полномочиями. В. к. сохранила федеративную структуру страны.
79. Сущность и механизм фашистской диктатуры в Германии. Программа партии Гитлера была рассчитана на привлечение определенной части недовольных - от представителей промышленного пролетариата до мелкой буржуазии. Получив власть, национал-социалисты ликвидировали все буржуазно-демократические свободы. Центральные и местные органы фашистской партии имели правительственные функции. Решения съездов партии получали силу закона. Члены партии должны были беспрекословно подчиняться приказам местных «фюреров», которых назначали сверху. Политическая власть представляла собой пирамиду жесткого тоталитарного режима. Контролировались все сферы жизни. В августе 1934 г. был издан закон, который уничтожал должность президента, а его правомочия передавал «фюреру», который одновременно оставался главой правительства и партии. Ни перед кем не ответственный, «фюрер» пребывал в этой роли пожизненно и мог назначить себе преемника. Рейхстаг сохранялся, но имел чисто декоративный характер. В Германии были уничтожены органы местного самоуправления. Формально Веймарская конституция не была отменена, однако она прекратила свое действие. С первых дней власти гитлеровцы стали готовиться к «большой войне», которая должна была обеспечить германской нации господство над всем миром.
80. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Закон Вагнера 1935 г.В 1935 г. был принят закон Вагнера, ставший важной вехой в развитии трудового законодательства США. Впервые в общефедеральном масштабе легализовалась деятельность профсоюзов. При этом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзах, подписавших коллективный договор (вводился так называемый принцип закрытого цеха); признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона. Для контроля за выполнением закона создавалось Национальное управление по трудовым отношениям. Новый курс — название экономической политики, проводимой администрацией Франклина Делано Рузвельта начиная с 1933 с целью выхода из масштабного экономического кризиса. Чтобы стабилизировать денежную систему, был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, в результате крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии. В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий принимаются экстраординарные меры.