Древневавилонское государство. Деятельность Хаммурапи
Общество Южного Двуречья, перенеся жесточайший социально-экономический политический кризис, вновь набирало силы. Наметился новый подъем ирригационного земледелия, оживились торговля городская жизнь. Этим тенденциям препятствовали политическая раздробленность междоусобные войны. На повестке дня снова встал вопрос о создании единого централизованного государства. В этих условиях постепенно возраста роль и значение нового центра — Вавилона. Его местоположение было стратегически удобным для нападения, и для обороны; и выдвигало этот город на роль политического центра страны. Здесь сходились основные звенья ирригационной сети основы жизни всей Южной Месопотамии проходили важнейшие сухопутные и речные пути всей Передней Азии. Расцвет Вавилона приходится на время правления шестого царя I Вавилонской династии—Хаммурапи (1792—1750 гг. н. э.), который был выдающимся государственным деятелем, прозорливым и изворотливо-хитрым дипломатом, крупным стратегом, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором. Хаммурапи мастерски использовал политику создания военных союзов, которые он после достижения нужной цели легко расторгал. Первоначально Хаммурапи заключил договор о взаимопомощи с Ларсой и, обезопасив себя таким образом, начал захват городов юга, подчинив себе Урук, а затем и Иссин. Далее его внимание было переключено на государство Мари, только что освободившееся от власти Ассирии, где на троне утвердился представитель местной династии Зимрилим, с которым были установлены самые дружественные отношения. Опираясь на этот союз с Мари, Хаммурапи разгромил Эшнунну, которой безуспешно пыталась помочь Ассирия. Зимрилим не претендовал на плоды этой победы и писал своему союзнику: «Правь сам или поставь угодного тебе». Следующий удар союзников обрушился на Ларсу. Рим-Син был побежден и бежал в Элам, его царство также досталось Хаммурапи.
Теперь на территории Месопотамии осталось два крупных государства: Вавилон, объединивший под своей властью всю южную и среднюю часть страны, и его союзник Мари, чей правитель считал себя «владыкой Верхней страны».
В 1759 г. до н. э. Хаммурапи, имея вполне благовидный предлог — разрыв Зимрилимом союза,—появился под стенами Мари, захватил город и подчинил себе это крупное северомесопотамское государство. Вскоре мятеж Зимрилима заставил его повторно взять непокорный город, разрушить его стены и сжечь дворец правителя. После этого разгрома государство Мари перестало существовать, хотя сам город Мари довольно долго влачил скромное существование (до III в. до н. э.). На севере осталась лишенная союзников ослабевшая Ассирия, крупнейшие города которой (Ашшур, Ниневия и др.) признали власть Вавилона.
35 лет царствования Хаммурапи ушли на создание обширной Вавилонской державы, раскинувшейся по всей территории Месопотамии. За эти годы Вавилон из небольшого города превратился не только в столицу нового огромного государства, но и в крупнейший экономический, политический и культурный центр Передней Азии.
Несмотря на первоначальные успехи Вавилонская держава, созданная из многих покоренных областей и некогда самостоятельных государств, оказалась непрочной. Обострение внутренних противоречий, особенно связанных с разорением общинников, воинов, налогоплательщиков и защитников государства, и внешнеполитические трудности сказываются уже в правление сына Хаммурапи — Самсуилуны (1749—1712 гг. до н. э.).
Внешнеполитическая обстановка также становится все более неблагоприятной для Вавилона. Все активнее проникают на его территорию воинственные племена касситов. На северо-западе Месопотамии расселяются хурриты, которые отрезают Вавилонию от основных торговых путей, ведущих в Малую Азию и на Восточносре-диземноморское побережье. Наконец, вторжение хеттов в Вавилонию в 1595 г. до н. э.. завершившееся захватом и разорением самого Вавилона, увозом драгоценной статуи его бога-покровителя Мардука, кладет конец правлению I Вавилонской династии и завершает трехстолетний старовавилонский период.
Экономика, общественный и политический строй Вавилонского государства в правление Хаммурапи известны благодаря сохранившемуся своду законов этого царя, его переписке с наместниками и чиновниками и частноправовым документам. Издание законов было политическим мероприятием Хаммурапи, направленным на консолидацию его обширной державы. Экономика Вавилонского государства времени Хаммурапи базировалась на дальнейшем развитии ирригационного земледелия, садоводства, скотоводства, многообразных ремесел, внешней и внутренней торговли.
Развитию торговли способствовали объединение в рамках единого Вавилонского государства всей территории Месопотамии и сосредоточение всех внутренних и внешних торговых путей, идущих через долину Тигра и Евфрата, в одних руках. Предметом экспорта из Вавилонии было зерно, финики, сезамовое масло, шерсть, ремесленные изделия. Импорт состоял из металлов, строительного камня и дерева, рабов, предметов роскоши. Структура вавилонского общества в эпоху Хаммурапи свидетельствует о все более четко проявляющемся и развивающемся рабовладельческом его характере. В законах проводится резко ощутимая граница между свободными гражданами и рабами. Создание централизованного Вавилонского государства и возвышение Вавилона нашли в дальнейшем свое отражение и в религиозном культе: во главе пантеона был поставлен местный бог, покровитель города Вавилона Мардук, некогда бывший одним из младших богов. Мифы приписывали этому богу функции демиурга — творца Вселенной и людей, царя богов
Ассирийская держава.
В области среднего течения Тигра, через которую уже в глубокой древности проходили важные торговые пути, в начале II тыс.до н.э. вокруг города Ашшура стало складываться государство Ассирия, которому предстояло превратиться в одну из крупнейших держав древности. В первые века своего развития Ассирия находилась в зависимости от своих сильных соседей - Вавилонии и Митанни. В XIY в.до н.э. Ассирия подчинила Митанни и стала могущественным государством. После падения Хеттского царства Ассирия раздвинула свои границы до Вавилонии и Египта. Но в XI в.до н.э. ассирийское могущество было подорвано нашествием аравийских племен арамеев. С IX в.до н.э. начался новый подъем Ассирии, который привел к созданию Новоассирийской военной державы. Это был наивысшего могущества Ассирии. В это время была создана могущественная армия, включавшая наряду с пехотой, конницу и саперные части. Она насчитывала до 120 тысяч воинов. Для ее вооружения были созданы огромные арсеналы с искусными мастерами оружейного дела. Ассирийские цари используя хорошо организованную разведку разгромили всех своих противников, включая Вавилон, Урарту, Мидию. Границы Ассирии были раздвинуты до Средиземноморья на западе, Закавказья на севере, Ирана на востоке и Персидского залива на юге. В состав Ассирийской державы попал даже Египет. Новая столица государства - Ниневияпоражала своим великолепием. О развитии культуры этого времени свидетельствует библиотека Ниневии, где хранились 20 тысяч глиняных табличек с текстами. Богатство Ассирии было создано за счет ограбления завоеванных стран. В конце YII в.до н.э. начался период смут и упадка, который привел к гибели Ассирии под ударами объединенных сил Мидии и восставшего Вавилона.Хеттское и Ассирийское царства дают нам пример развития общества и государства отличных от Египта и Месопотамии. Здесь не было условий для развития оросительных систем в масштабах всей страны. Здесь не сложилось деспотических государств. В этих странах на первый план выступает военная экспансия, ее целью является ограбление завоеванных стран и взимание с них огромной дани. Так складываются военные монархии. Наиболее характерный пример - Ассирийская держава, включавшая в свой состав почти все страны Передней Азии и на протяжении некоторого времени Египет. Ассирийские цари создали лучшую для своего времени армию и сокрушили своих противников. По отношению к покоренным народам они проводили политику жестоких репрессий и взимания "тяжелой дани", которая приводила к разорению целых стран. Но государство, основанное на насилии не могло быть прочным. Поэтому военно-административные образования, подобные Ассирийской державе оказывались недолговечными.
Структура ассирийского общества -Во главе ассирийского общества стоял царь, власть которого теоретически была ограничена лишь волей богов. Однако реальное содержание этой "воли" определялось соотношением сил между различными группировками знати. Царем становились не столько по праву рождения, сколько в силу "божественного избрания", т.е. решения оракула, и, следовательно, по желанию наиболее влиятельной в этот момент группировки. Царь находился как бы на вершине пирамиды, состоящей из крупных и мелких чиновников, т.е. сложного и разветвленного аппарата управления. Общинная знать к этому времени уже исчезла, и потому знать Ассирии - служилая. Цари старались не допускать возникновения чересчур могущественных родов.
В Ассирийской державе значительная часть земель принадлежала царю по праву завоевания. Сельские общины превратились в чисто административные и фискальные единицы. Земли из царского фонда раздавались крупным и мелким чиновникам в условное владение или в собственность. Основную часть непосредственных производителей в сельском хозяйстве Ассирийской державы составляли люди, насильственно угнанные из родных мест. На новых местах их сажали на земли, принадлежащие царю, храмам или частным лицам. Существовали также и другие категории подневольных людей. Все они были фактически прикреплены к земле, т.е. продавались, как правило, только вместе с землей и всей семьей, в составе целостного хозяйства. С правовой точки зрения все они считались рабами. Но вместе с тем эти люди могли иметь собственность (в том числе землю и рабов), заключать сделки от своего, имени, вступать в брак, выступать в суде и т.п. С другой стороны, мелкое свободное крестьянство постепенно сливается с этими людьми в единое сословие подневольных земледельцев. Происходило это путем "приписывания" земель, заселенных свободными крестьянами, к крупным чиновникам в виде "кормления", сначала как бы во временное пользование. Постепенно, однако, эти земли (вместе с людьми) оказывались закрепленными за вельможами навечно. Свободное население в этот период сосредоточивается в городах - центрах ремесла и торговли. В Ассирии были пущены в обращение слитки серебра со специальным клеймом, удостоверяющим вес и качество серебра, - непосредственные предшественники монеты. Важнейшие города пользовались особыми привилегиями, освобождавшими их от повинностей и податей, т.е. их население входило в категорию "свободных". Города имели органы самоуправления в виде народного собрания и совета старейшин. Но вопросы о степени автономии и объеме привилегий того или иного города нередко по-разному толковались горожанами и царской администрацией, что приводило к серьезным конфликтам и даже гражданским война.