Декабря 1991 года Верховный Совет Республики Казахстан принял конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан»
28 января 1993 года Верховный Совет Республики Казахстан принял первую Конституцию суверенного независимого государства. 30 августа была принята новая Конституция Республики Казахстан. Конституция Республики Казахстан – основной, главный нормативный акт государства и общества, избравших путь демократического, цивилизованного развития. Конституция как, основной закон государства и общества, является источником всего законодательства. Конституция принята народом Казахстана и в ней выражается воля народа. Конституция 1993 года впервые отказалась от классовой характеристики народа.
Конституционные принципы — это правовые нормативные идеи, закрепленные в Конституции и определяющие направления организации конституционного строя, его функционирования. Поэтому они имеют важное значение для государства, для граждан. Каковы конституционные принципы, таков конституционный строй, и наоборот.
Конституционные принципы в конечном счете обусловливаются экономическими, политическими, социальными, этническими факторами, сложившимися к моменту принятия Конституции, и стратегическими идеями развития государства и общества. Нельзя сбрасывать со счетов внешний фактор: влияние общепризнанных норм международного права. В Конституции республики отмечено, что Казахстан уважает принципы и нормы международного права.
Анализ норм Конституции Республики Казахстан показывает, что конституционные принципы по форме выражения следуют разделить на две группы 1) зафиксированные в Конституции, 2) незафиксированные, выводимые посредством анализа конституционных положений 2.
К зафиксированным относятся основополагающие принципы деятельности республики (п. 2 ст.1), принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви (п. 4 ст. 3), принципы применения закона судьями (п. 3 ст. 77) Можно ли найти какое-либо объяснение причин фиксации именно этих принципов в Конституции Республики Казахстан? Ответ на этот вопрос в какой-то степени дает уяснение сферы действия этих принципов. Основополагающие принципы деятельности республики должны воздействовать на все государство, весь его механизм, на общество в целом, на объединения граждан. Иначе говоря, все указанные субъекты должны положить в основу своей деятельности именно эти принципы. Указанные принципы имеют жизненно важное значение для граждан, общества и государства. Поэтому их фиксация в Конституции способна поднять ее роль и авторитет.
В Конституции закреплены основополагающие принципы деятельности Республики Казахстан.
Прежде чем рассматривать принципы, следует выяснить, что означает понятие «республика» в данном контексте. Конституция является главным законом как государства, так и общества, о чем ясно говорится в Преамбуле Конституции. Содержание и смысл многих конституционных норм также показывают, что они посвящены регулированию важнейших сторон, сфер жизни общества.
Именно в силу указанных причин «Республика Казахстан» в данном случае означает как государство, его органы, так и общество, его институты. Следовательно, конституционное положение об основополагающих принципах деятельности Республики Казахстан относится к государству Казахстан, его органам и казахстанскому обществу, его общественно-политическим институтам.
На первом месте стоит принцип общественного согласия. Закрепление такого принципа обусловлено тем, что общество в силу различных объективных и субъективных факторов делится на различные слои, группы, классы, нации, сословия, конфессии и т. п. Такое деление означает наличие у различных социальных групп разных несовпадающих мировоззрений, взглядов, идей, убеждений. Эти различия не должны служить причиной разногласий, противостояния, борьбы между ними. Нетерпимость к представителям другого класса, сословия, национальности, религии, расы является источником не только разногласий, но и конфликтов, столкновений, открытого противостояния. Такое состояние весьма опасно не только для конфликтующих, но и для всего общества, мешает нормальному его функционированию, спокойной жизни каждого человека.
Поэтому весьма важно для сохранения стабильности общественное согласие. Оно достигается и поддерживается государством, его органами в результате их перманентной деятельности.
Весьма важна нормотворческая деятельность государства, его органов, направленная на закрепление равноправия всех, независимо от социальных, национальных, расовых, религиозных и других различий, на недопущение дискриминации по указанным причинам. Правозащитная деятельность государственных органов также имеет существенное значение в укреплении общественного согласия. Государство требует от общественно-политических объединений недопущения действий, направленных на нарушение общественного согласия. Уставы, положения общественно-политических объединений не должны содержать идеи, взгляды, проповедующие исключительность их сторонников, противопоставляющие одну группу граждан другим группам и т. д. При наличии в уставах таких положений общественно-политические объединения не регистрируются. Если же общественно-политические объединения в процессе своей деятельности предпринимают акции, направленные на нарушение общественного согласия, то такого рода действия должны пресекаться соответствующими правоохранительными органами. В Законе от 15 января 1992 г. «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях Республики Казахстан» записано: «Религиозные объединения обязаны соблюдать требования законодательства и правопорядок. Государство способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями».
Такие же положения содержатся в Законах «О политических партиях», «Об общественных объединениях».
Поддерживание общественного согласия — задача не только государства, его органов, но и общественно-политических институтов, общества в целом. В этом отношении в Республике Казахстан имеются положительные результаты. Указ Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Об объявлении 1997 г. Годом общенационального согласия и памяти жертв политических репрессий» был принят с учетом многочисленных обращений граждан, общественных объединений и организаций граждан в целях укрепления общенационального согласия, общественно-политической стабильности. В проведении Года общенационального согласия активную роль сыграли политические партии, национальные культурные центры, общественные и религиозные объединения. Они заключили между собой соглашение, в котором предусматривались совместные акции по укреплению общественного согласия, общественно-политической стабильности.
Другим важным основополагающим принципом Конституции республики является установление политической стабильности в стране. Как и общественное согласие, политическая стабильность достигается в результате непрерывной положительной работы государства, общества, их институтов. Политическая стабильность устанавливается тогда, когда в обществе достигается единство политических, правовых идеалов и социокультурных ценностей. Конституция Республики Казахстан формулирует такие политико-правовые идеалы, социокультурные ценности, которые могут объединить всех членов общества и создать прочную основу для политической стабильности. Однако эти факторы не могут автоматически обеспечивать политическую стабильность. Политическое развитие - не идиллический, стихийный процесс. Имеется немало источников политических конфликтов.
В политических конфликтах ведущую роль играют социальные факторы. Это различия экономического статуса между группами, социальными слоями. Этот источник конфликтной диспозиции можно искоренить путем осуществления экономических преобразований, которые могут удовлетворить потребности, интересы конфликтующих сторон.
Расхождения в политических идеалах различных социальных групп людей являются другим важным источником политических конфликтов. Такие конфликты возникают в результате столкновения различных мнений о путях реформирования государственности, государственного устройства. В Конституции Республики Казахстан 1993г. содержалась почва для возникновения политических конфликтов - акцентировалось внимание на национальном характере государственности. Конституция Республики Казахстан 1995 г. создает условия для формирования единства идеалов в области государственного устройства и характера государственности. Поэтому Конституция поставила заслон возникновению политических конфликтов в этом вопросе.
Еще одним источником возникновения политических конфликтов являются различия в базовых духовных ценностях, в оценках исторических и актуальных вопросов культурного развития. Одним из ярких проявлений этого являются длительные дискуссии и противостояние по вопросам статуса языков в республике. Конституция и Закон Республики Казахстан о языках сняли основные причины для политическиих конфликтов. Однако полностью их может устранить политически грамотная организаторская и правоприменительная деятельность соответствующих государственных органов. Положительную роль в этом деле играют национальные культурные центры, созданные и функционирующие в Казахстане.