Гендерный подход в практике социальной работы
Определение и структура гендера. Гендерная система, гендерная социализация, гендерные контракты. Мужчина и женщина как субъекты общества. Проблемы социального конструирования половых различий. Гендерные стереотипы. Роль гендерологии в изучении и преодолении гендерных и «женских» проблем.
Понятие гендерной индентичности. Гендерные стереотипы. Сексизм и гендерная дискриминация. Влияние нормативного и информационного давления на формирование гендерной роли.
Гендерно-чувствительная социальная работа. Учет гендерной принадлеж-ности в практике социальной работы.
Ответ:
Впервые внимание к женской теме возникает на рубеже 19-20 веков.
Основные факторы:
1) Первая волна феминистического движения (ФД) – 2 половина 19 века (по странам Зап. Европы, Англии, Франции, Скандинавских стран, США и отчасти Россия).
Особенности: на этом этапе ФД выступает в форме суфражизма (франц. – равенство) борьба за признание равенства в правах.
2) Появление общественного интереса к женскому вопросу.
Особенностью первых исследований по женской проблематике являлся их популярный характер и исследования посвящались жизнеописаниям выдающихся женщин (биографии).
1960-1970 г.г. на этом этапе формируется особое направление в науке, получившие название «женская история».
Симона де Бовуар (1753) – работа «Второй пол». В этом исследовании был поднят вопрос о неравноправии полов существующих в обществе (неравенство в возможности реализации прав).
Факторы, способствующие становлению женской истории:
1) Вторая волна ФД – 1960 г.г. (центр движения США). В начале 60-х г.г. в США появляется первая массовая женская организация «Организация американских женщин», ее лидер Сулони Файрстоун. Их цель – движение за равенство в возможностях реализации прав (лозунг – феминистическая революция).
2) Массовое участие женщин в леворадикальных движениях, в экстремистских движениях (США, Франция, Италия – пиковые движения в 68 году).
3) Сексуальная революция и порожденный ею бунт мужчин. Известное движение «Хиппи», они отказывались от традиционных идеалов, от традиционной семьи, от понимания традиционного места и роли мужчин.
В 60-70 г.г. женские исследования развиваются в противовесе традиционной науке (объяснение в том, что традиционная наука под маской изучения человека изучает почти исключительно мужчин). Женские исследования развиваются в рамках критики традиционных ценностей, они были ориентированы на изучение малой истории «снизу». Предметом изучения была повседневная обыденная жизнь.
Основной целью исследования стало создание особой женской истории, альтернативной мужской – традиционной.
На рубеже 1970-1980 г.г. в ЖИ на первый план выдвигается новая категория анализа «гендерная» (американский социолог Столлер, 1968 г.).
Гендер – определяется как автоматическое определение рода – мужского и женского; представление индивидов во всей совокупности его биологической и социальной сущности, с акцентом на социальное. Это означает, что во всех культурах существует представление об идеальных образах мужчины и женщины. Реакция представлений происходит на 2-х уровнях:
1. Формальный уровень (система законодательства, образ-Я, властные структуры).
2. Неформальный уровень (существующие в обыденном сознании неписанных правил поведения мужчин и женщин, грань между мужскими и женскими правами и обязанностями).
Категория гендера в научных исследованиях отождествляется с категорией пола – рода и противопоставляется категории пол – секс (пол – секс связывает соц. предназначение и поведение индивида с его биологическими свойствами; мужское и женское поведение заданы изначально природой сексуальных различий).
Категория гендера или пола – рода связывает соц. поведение индивида непосредственно с обществом. Образцы мужского и женского поведения не задаются изначально, а конструируются обществом на формальном и неформальном уровнях.
Гендер – это соц. ожидание, относительно поведения, которое рассматривается как соответствующее для мужчины и женщины.
Гендер не означает физических и биологических различий между полами, а означает соц. формируемые различия в маскулинности и фемининности.
В гендерных исследованиях отмечается наличие в обществе 2-х моделей поведения: маскулиной и фемининной – разные модели, но их могут придерживаться в равной степени и мужчины и женщины.
В современной литературе выдвигается несколько теорий гендера, 4 основные теории:
1) Теория социального конструирования гендера (гендер –как соц. конструкция). Речь идет о создании таких различий между полами, которые не являются биологическими.
2) Понимание гендера как некой структуры, которая существует в рамках других соц. структур. В рамках социализации человека навязываются определенные образцы поведения, которые приемлемы для политической, экономической, религиозной жизни.
3) Понимание гендера как некой культурной метафоры, господствующей в обыденном сознании. В обыденном сознании конструируются идеальные образцы мужчины и женщины, но характеристики оказываются противоположными друг другу.
Мужской образ – рациональность поведения, божественность (духовность).
Женский образ – эмоциональность, телесность, греховность.
4) Псевдогендерный подход.
Гендер понимается как соц.-демографическая категория и под видом гендерных проблем анализируется положение женщин и детей в обществе. Наличие 2-х гендеров понимается как данность изначальная от природы.
Структура гендера как соц. феномена:
Джоан Скотт в сер. 80-х г.г. работа «Гендер – полезная категория исторического анализа». Гендер включает в себя 4 компонента:
1. Культурные символы (традиции, нормы и правила поведения в обществе).
2. Нормативные убеждения, господствующие в обществе (религиозные, педагогические, научные, правовые и политдоктрины).
3. Соц. институты и организации, которые существуют на 2-х уровнях: микроуровень (семья и домохозяйство) и макроуровень (рынок рабочей силы, система образования и особенности государственной власти и управления).
4. Самоиндификация личности – человек придерживается той или иной модели в обществе.
Появление новых категорий анализа гендера привело к изменениям содержания исследования.
2 особенности нового исследования:
1. Наряду с женскими возникают и мужские исследования (включая и мужские и женские исследования).
2. Постепенно исследователи пришли к анализу не констатации положения женщины в обществе, а к анализу того как гендер присутствует и воспринимается в обществе.
Основные направления гендерных исследований:
1980 – 1-я половина 90-х г.г. сформировалось 3 основных направления ГИ:
1) Хозяйственное направление. Цель – проанализировать роль и место в хозяйственных отношениях на примере эволюции буржуазного общества.
2 пол. 18-нач. 20 века – завершение промышленной революции, возникает четкое разграничение 2-х сфер жизни общества (превратная и публичная сферы). Женский труд – превратная сфера, мужской труд – публичная (женщины должны заниматься домашним хозяйством).
В 1 пол. 19 века появляется соц. феномен – материнство – вынашивание, рождение и воспитание ребенка. Массовое вовлечение женщин в сферу общественного производства, причина этому – дешевизна женского труда. Следовательно, массовая мужская безработица, наблюдается в 1820 годы в Англии. Возникли первые профсоюзы – юнионы (они требовали ограничения продолжительности рабочего дня и запрета ночного труда, а женщин принимали в профсоюзы чтобы вернуть их в приватную сферу).
2) Изучение истории семьи и частной жизни.
Основоположники направления: Стоун (Англия) в начале 1880-х г.г. появилась его работа «Семья, секс и брак в Англии в 1500-1800 г.г.». Б. Ханавал «Связующие узы: крестьянские семьи в средневековой Англии».
По мнению Стоуна вплоть до начала 19 века семья и любовь друг с другом не совмещались (в семье любви нет – отсутствует любовь к детям – брак на основе экономической выгоды; наличие любовников – естественно).
В начале 19 века появляются сентиментализация семейных отношений, т.е. их красивость, чувственность.
Стоун анализирует семьи, принадлежавшие к высшим слоям общества, где существует экономическая выгода в браке.
Ханавал анализирует крестьянские семьи, где существует брак по любви, это привело к изучению массовой документации (например: церковно-приходные документы, где свидетельствовались браки, рождения, кончины; частные документы личного характера – мемуары, дневники).
3) Изучение влияния женщин на принятие решений в публичной сфере.
В рамках этого направления основным объектом становится изучение женских сетей влияния – это особые связи между женщинами, которые формируются между представительницами одного и того же соц. слоя (высшее).
Леди Хонор Лилль – сети влияния (ни одно решение не принималось без ее участия – наличие могущественного покровителя).
В нач. 1990 г.г. в Англии и в США существовали 2 точки зрения на явление феминизма:
1. Феминизм как течение политической мысли и как движение (формируется во 2 пол. 19 века).
2. Феминизм формируется еще в середине 17 века в Англии (события памфлетной войны; формируются 2 лагеря – мизомнисты (женоненависты) и профеминисты (добродетели)).
Подозрительное отношение к женщинам в обществе проявляется периодически под влиянием глубокой структуры: сдвигов в общественной жизни. В результате ГИ перестали быть чисто историческими, появляются междисциплинарные исследования (новые направления: гендерная лингвистика, гендерная социология).
Гендерная система и гендерные контракты:
В 1960-1970 г.г. складывается Советская гендерная система.
Гендерная система – это многоуровневый феномен, объединяющий в себе социальные, институциональные, символические практики, посредством которых мужчины и женщины противопоставляются в обществе по половым признакам. В рамках гендерной системы формируются различные типы гендерных контрактов, т.е. своеобразные договоры о взаимных обязанностях. Между личностью и государством гендерные системы включают 3 компонента:
1. Разделение труда по половому признаку.
2. Социальное выражение сексуальности.
3. Гендерный дисплей, т.е. созданный в общественном сознании идеальных образцов мужчины и женщины (мужчина – образ офицера).
ГК в современной России:
Начинают оформляться в 90-е г.г., на особенности повлияли:
1. Крах социальной идей и гендерной системы;
2. Переход к рыночной экономике.
Современная ГС находится в стадии формирования и представляет переходный вариант:: содержание наследственного прошлого и инновации.
Особенности ГС:
1. Появляется разграничение 2-х сфер жизни: приватную и публичную (напоминает классическое западное разделение на 2 вида труда: домашний и общественный).
2. Сексизм рассматривается с одной стороны – это то, что существует на уровне обыденного сознания – дискриминированное поведение по отношению к представителю противоположного пола (мужчина к женщине), с другой стороны – на формальном уровне – институциональная практика, когда представителям противоположного пола навязывают подчиненное положение.
В современной ГС развиваются 2 основные тенденции:
1. Наблюдается трансформация прежних гендерных контрактов.
2. Возникают новые, еще не установленные ГК.
1) Легитимный контракт распадается на 2 контракта, в центре и того и другого – работающая мать:
1. Работающая мать с акцентом на работу.
2. Работающая мать с акцентом на материнство, на дом. хозяйство.
Государство в 90-е г.г. устраняется от своих обязанностей, оно не обеспечивает в полном объеме все льготы, контрактные отношения с семьей или со своими соц. слоями.
2) Антилегитимный контракт выходит наружу, связано с отменой ст. УК о проституции и гомосексуализме.
3) Теневой контракт – на базе прежних формируется новые модели поведения (наибольшее значение приобретает имидж, сексуальность, реальная жизнь отражается в СМИ).
Появление новых ГК:
1. Женщины ориентированы на карьеру, бизнес-леди (не подразумевается наличие семьи, нет долга перед обществом в рождении ребенка).
2. Женщина-домохозяйка – профессионализация домохозяйка. Статус домохозяйки не определен (нет стажа), не считается занятой частью населения, не относится к безработным.
3. Женщины на содержании, женщины – барби и др. (самый неустойчивый тип контракта). В развитии контракта обнаруживаются варианты: 1. переход от теневого контракта к антилегитимному; 2. переход в антилегитимный контракт (занятие проституцией).
Проблемы соц. конструирования половых различий в патриархальном обществе.
До рождения происходит конструирование жизненного пути ребенка. Особенно активно этот процесс наблюдается в первые годы жизни ребенка. Именно на это нацелено воспитание, на развивающее обучение.
Биологическое и социальное в обыденном сознании тесно переплетены. Модель соц. поведения выводится из принадлежности к тому или иному полу и та или иная модель предписывает соц. нормы и выход за рамки считается соц. патологией.
Формы контроля: моногамный брак, возлагание на женщину безусловной ответственности за вынашивание и выкармливание детей, отождествление женщины и домашнего труда, экономическая зависимость женщины от мужчины, патриархальный характер соц. связей и институтов общества (женская карьера).
Сексуальность. В обществе противопоставляется 2 института: мужская и женская сексуальность. Противопоставление состоит в том, что мужская и женская сексуальности приписываются различные качества.
Мужская сексуальность – предполагает активность, а женская – пассивность. Нарушение этой нормы приводит негативным последствиям. Женщина отчуждена от продукта своего труда, от тела (стереотип: женщина до той поры имеет ценность пока она молода и красива).
Материнство. Особую роль играет применение различных методов репродуктивных технологий. Не женщина – решает сколько необходимо иметь в семье детей, это решение зависит от 2-х факторов: экономические условия (уровень развивающегося общества, прим. дет. труда), стремление мужчин контролировать рождаемость.
Реализация отчуждения притворяется и в таком феномене как материнство, где женщина занимает вторичную роль. Материнство (вынашивание, рождение, воспитание детей (социализация)).
Теория дуальных систем Хайди Хартмаин, Джульетт Митчелл. По их мнению, статус и функции женщины в обществе определяется теми ролями, которые женщины играют в 2-х основных сферах жизни общества:
1. Воспроизводство и производство.
2. Рождение детей, их воспитание и сексуальность.
Гендерная идентичность – индивидуальное осознание человеком своей гендерной роли в зависимости от принадлежности к тому или иному полу (результат соц. конструирования).
Основные теории формирования гендерной идентификации.
1. Когнитивная. Процесс формирования идентичности начинается с постепенного осознания ребенком своих половых признаков, в основе осознания - называние принадлежности (в 2-х, 3-х летнем возрасте ребенок уверенно определяет свою половую принадлежность, но не считает это свойство неизменным; его пол – это физические свойства, примеряет чужие маски). К 5-6 годам ребенок начинает понимать, что его половая принадлежность неизменна. Ребенок выбирает образец для подражания – родителей своего пола. Приемлемое поведение одобряется окружением. Называние – оформление – принятие принадлежности гендерной идентичности, гендерной роли. Главный недостаток – называние принадлежности, ребенок узнает о своем поле со стороны, со стороны внешнего окружения.
2. Теория соц. обучения или соц. научения. Наблюдение (за родителями/окружающими) – идентичность – имитация (ребенок повторяет поведение родителей – выбирает образец для подражания, чтобы вызвать одобрение окружающих – гендерная роль. Эта теория вызывает наименьшую критику. В основе формирования идентичности – санкции и поощрения.
3. Психоаналитическая теория (З. Фрейд). Восприятие ребенком своих половых органов (в 5 лет ребенок начинает обращать внимание на различия в строении тела мальчика и девочки – появляются особого рода фантазии, в которых ключевую роль играют фигуры родителей и постепенно ребенок идентифицирует себя с родственниками своего пола и повторяет действия ролевой модели). Фантазии – имитация – идентичная – гендерная роль. Теория вызывает наибольшую критику в литературе (М. Мид показала уязвимость этой категории на исследованиях первобытных племен).
При всех различных теориях результатом формирования становится теория соответсвущей модели поведения, зависящее от половой принадлежности.
Соц. нормы становятся гендерными стереотипами, а выход за рамки считается соц. патологией.
Причины и факторы формирования гендерной идентичности.
Причины:
1) Роль нормативного давления (человек выстраивает свою модель поведения в соответствии с требованиями соц. норм и преследуется 2 основные цели:
1. получит соц. одобрение,
2. избежать наказания.
Существуют 3 основных механизма подстраивания под требования соц. норм:
1. механизм уступчивости (человек внутренне не согласен с требованиями, но подчиняется, чтобы избежать наказания),
2. механизм одобрения (полностью согласен с требованиями)
3. механизм идентификации (человек копирует поведение ролевой модели).
2) Роль информационного давления (поведение окружающих считает абсолютно правильным).
Факторы:
1) Влияние родителей: формирование гендерной роли ребенка протекает на бессознательном уровне, родители неосознанно конструируют и навязывают стереотипы, которые существуют в обществе.
Несколько способов конструирования гендерной роли ребенка:
1. способ манипуляции (озабоченность родителей внешностью ребенка, особенно в отношении девочки).
2. способ вербальной аппеляции (словесное подчеркивание красивости ребенка).
3. способ направления внимания ребенка на определенные предметы, соответствующие полу ребенка.
4. способ демонстрации деятельности, когда внимание детей направлено на занятие матери или отца.
2) Влияние телевидения: выделяются 2 типа передач – телесериалы и спортивные передачи.
В сериалах: мужчины и женщины изображаются по разному – женщины гораздо моложе мужчин на 5-10 лет, ценность мужчин в их возрасте, мужчины имеют престижные профессии, женщины либо заняты дом. хозяйством, либо имеют традиционные женские профессии (мед. сестры, воспитательницы), мужчина активен, агрессивен, сами сделали карьеру; женщины пассивны, жертвы, ждут принца.
В спортивных передачах: около 80% демонстрируют мужские виды спорта и лишь 20% женские виды. Мужские передачи (футбол, хоккей, бокс, борьба) нацелены на агрессивность, преодоление препятствий. Женские виды спорта (гимнастика, плавание, фигурное катание) – представление о молодости, красоте.
3) Влияние рекламы (телевизионной, стендовой).
Выделяются 3 основных женских образа рекламы:
1. образ сексуальной красотки (очень дорогие товары, где потребители мужчины).
2. образ прилежной домохозяйки,
3. образ женщины – эксперта (косметика, продукты питания, товары быт. химии).
4) Влияние фейсизма (популярные журналы, детская литература). Фейсизм - это тенденция в разной степени выделять в изображении мужское и женское лицо и тело.
В изображении мужчины в центре оказывается голова (лицо) мужчины как правило старше женщины.
Женщина изображается во весь рост, они моложе (выделяется красота).
В детской литературе Фейсизм – это тенденция по-разному изображать занятия мальчиков и девочек.
5) Влияние детских игр и игрушек.
В общественном сознании господствуют 2 основных стереотипа:
1. дети сами выбирают себе игры,
2. дети сами выбирают себе игрушки.
Как правило игры навязываются родителями и они не покупают игрушки, которые не соответствуют полу ребенка даже если он просит (дети играют когда чувствуют внешнее наблюдение). Игрушки для мальчиков ориентированы на активность, на развитие фантазии, на конструирование и развитие интеллекта. Игры для мальчиков упакованы в яркие коробки. Игрушки для девочек ориентированы на пассивность, на будущую роль матери – домохозяйки.
6) Влияние нормального литературного и разговорного языка. Как правило, языковые нормы демонстрируют мужское мировосприятие. Наиболее ярко, влияние языковых норм проявляется в назывании профессии (поэт – поэтесса, драматург – драматургинья, критик – критекесса), происходит уничижение, неполноценное восприятие.
7) Влияние детской литературы (картинки: мальчики строят–активны, девочки – пассивны).
Значение сказки (основная масса является гендерно-ориентированной) представлены традиционные образы мужчины и женщины; женщины – жертвы, которые ждут спасения, а мужчины – активны. Жертвенная любовь вознаграждается. Все, что допускается для модели поведения мужчин, не допускается для женщин (осуждается обществом). Вся соц. реальность как бы распадается на 2 мира – мужской и женский, где действуют разные правила игры.