Вопрос Экономические функции и задачи государства
Тема № 5: «Государство и экономика»
Вопросы:
1. Экономические функции и задачи государства.
2. Государственные доходы и расходы. Государственный бюджет.
3. Бюджет на налоговое регулирование экономики.
Вопрос Экономические функции и задачи государства
В настоящее время практически все реально действующие экономические системы характеризуют переплетение рыночных отношений с элементами государственного контроля и регулирования, и мировой опыт доказывает, что не может быть эффективной рыночной экономики, без активной регулирующей роли государства. И для осуществления этой роли, государство использует различные рычаги воздействия на экономику, и это проявляется в первую очередь на экономической политике государства. Следовательно, экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функции, путем разнообразных государственных воздействий на экономические процессы для достижения определенных целей.
К таким целям относятся:
1. Обеспечение экономического роста
2. Создание условий экономической свободы (право хозяйствующих субъектов вид, форму и сферу экономической деятельности, методы ее осуществлении и использование дохода от нее)
3. Обеспечение экономической безопасности и экономической эффективности.
4. Забота об обеспечении полной занятости.
5. Оказание помощи тем, кто не может себя полностью обеспечить.
Экономическая политика любого государства должна строиться на умелом сочетании перспективных и текущих целей. К перспективным целям экономической политики относится формирование социально – ориентированного рыночного варианта экономики. К текущим задачам относится решение проблем государственного долга и дефицита бюджета. Помимо экономических целей, любое государство призвано выполнять еще ряд экономических функции и задач, причем, сами по себе экономические функции не являются раз и на всегда заданными. Они видоизменяются и дополняются в зависимости от той роли, которую играет государство на том или ином этапе исторического развития, но, тем не менее, за государством всегда сохраняются такие классические функции, как:
1. Стабилизация экономики
2. Защита прав собственности
3. Регулирование денежного обращения.
4. Перераспределение доходов
5. Регулирование отношений между работодателем и наемными работниками.
6. Контроль за внешней экономической деятельностью
7. Производство общественных благ.
В то же время, с развитием общества происходит уточнение функции государства, и этот процесс развивается по следующим направлениям:
1. Последовательный переход от прямых к косвенным методам регулирования экономики.
2. Усиление роли государства в решении социальных проблем:
· Снижение дифференциации доходов населения
· Обеспечение стабильности в обществе
· Регулирование трудовых отношений.
В то же время, с развитием общества возникают и новые функции государства, к которым относятся одна из главных функции: участие в решении глобальных проблем человечества, а так же поддержка фундаментальной науки. Обычно, говоря о роли государства в экономики, предполагается, что оно своей политикой должно компенсировать не совершенства рынка, но в то же время, государство имеет функции, которые относятся к его компетенции. Так, с усложнением отношений между государством и предпринимательством, экономические задачи государства не только связываются с созданием условий для функционирования рынка, но и предполагают признание его роли в соблюдении социальной стабильности и защите общенациональных интересов. Реализация же экономической политики, как правило, предполагает применение определенных методов и форм регулирования. И их выбор определяется, прежде всего, состоянием национальной экономики, приоритетными направлениями экономической политики, и господствующей в данный момент теоретической концепцией регулирования. В качестве основных объектов государственного регулирования экономики могут быть не только определенные сферы хозяйства, но и условия жизни страны в целом. К таким объектам относят:
1. Отраслевую и региональную структуру хозяйства
2. Цены
3. Занятость
4. Денежное обращение
5. Платежный баланс.
В государственной экономической политике выделяют два главных направления:
1. Стабилизационное
2. Структурное
Первое направление включается в себя в основном бюджетно - налоговую (фискальную), кредитно – денежную.
В вопросе о способах влияния государства в экономике. Выделяют два основных подхода:
1. Манитаризм
2. Кейсинианство
Позиция маниториство сводится к следующим основным положениям:
1. Как можно больше освободить экономику от опеки государства
2. Сократить налоги и государственные расходы, давая возможность рыночному механизму самому обеспечивать устойчивую экономическую систему.
Правительство, которое придерживается этой теории осуществляет воздействие на экономику с помощью денежно – кредитной политики. Контроль за инфляцией и стимулированием экономического роста достигается с помощью контроля ха денежной массой, поэтому единственно правильной политики правительства и банков в этой ситуации является увеличение количества денег в экономике не быстрее. Чем растет производительность хозяйства страны.
Представители кейсинианского направления считают. Что только лишь один рыночный механизм не в состоянии решать проблемы. Поэтому они считают, что государство должно больше вмешиваться в рыночную экономику и регулировать ее, путем увеличения или сокращения спроса, по средствам изменения денежной массы. И воздействие государства на рыночный механизм может осуществлять путем прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование предполагает использование преимущественно административных методов. А косвенное. Соответственно экономических методов. Проявлением прямого регулирования, прежде всего, является законодательная деятельность государства, расширение государственных заказов. А так же развитие государственного сектора в экономике. Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов кредитно – денежной и бюджетно-налоговой политики. Причем, бюджетно-налоговая политика непосредственно воздействует на экономику. В то время как денежно – кредитная политика оказывает опосредованное влияние через механизм финансовых рынков.