Формационный подход к типологии государства

Понятие типа государства и права многомерно и многовариантно. Оно строится на различных научных основаниях, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерные для той или иной исторической группы государств и правовых систем.

Формационная типология опирается на материалистическое понимание истории, где за основу принимаются экономические факторы. Государственные и правовые институты здесь признаются вторичными, производными от уровня производительных сил, то есть своеобразной политической надстройкой над экономическим базисом. Центральной категорией выступает общественно-экономическая формация - исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Каждой формации кроме первобытнообщинной соответствует свой исторический тип государства и права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный или социалистический. Причем каждый последующий тип государства и права прогрессивнее предыдущего.

В рамках формации выделяется господствующий тип собственности, обусловливающий экономическое и политическое господство определенного класса. Например, главный принцип организации и функционирования:

· рабовладельческого государства и права - частная собственность на средства производства и рабов;

· феодального государства и права - частная собственность феодала на землю и крепостная зависимость крестьян;

· капиталистического - формально-юридическое равенство всех граждан перед законом, включая свободу предпринимательства и частной собственности;

· социалистического - государственная собственность на средства производства.

Формационная типология отличается однобокостью и стремлении обосновать историческое развитие исключительно объективно-экономическими условиями производства. Формационная типология не учитывает в полной мере иные, неэкономические факторы в развитии государства и права. Это касается демографических, культурологических, социальных, географических и других моментов. Выстраивается жесткая схема исторического процесса, под которую подгоняются конкретные государства. Согласно данной типологии все государства без исключения должны следовать пяти этапам формационного развития. Но это справедливо лишь отчасти. История многовариантна, и многие государства вообще не имели в своем развитии отдельных Формационных этапов, например, таких как рабство, социализм. Так, экономика рабовладельческого и феодального сообществ носила многоукладный характер, что не позволяет выделить здесь господствующий тип собственности. Кроме того, всегда существовало множество смешанных, переходных типов государств и правовых систем, не вмещающихся в рамки определенной формации. Не выдержала испытания практикой и теория о социалистическом государстве и праве как наиболее прогрессивном и передовом.

Одним из вариантов такой классификации является типология государства, основанная на наиболее важных, сущностных его признаках. В настоящее время существует два подхода к типологии государства — цивилизованный и формационный.

Исторический тип государства — это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации. В исторических типах государства отражается, во-первых, связь государства с определенной общественно-экономической формацией, во-вторых, история развития государства в его наиболее главных чертах и закономерностях. Различают четыре типа общественно-экономических формаций, отличающихся друг от друга формой собственности; классовой структурой и в конечном счете способом производства. Четырем формациям, основанным на классовом обществе, соответствует и четыре тина государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. Тип государства характеризует, следовательно, экономическую и социальную основу (классовый состав общества) и классовую сущность государства, отвечает на вопрос: интересы какого класса -прежде всего выражает государство? Указанной типологии в ее наиболее существенных чертах придерживается марксизм. Однако вряд ли и немарксистские взгляды могут отрицать указанную типологию, отражающую объективный процесс исторического развития государства. Подчеркнем, что речь идет именно об исторических типах государства, взятых укрупненно в наиболее существенных чертах. Указанная типология не исключает возможности иной типизации, классификации государств по каким-то иным признакам.

В последние годы усиленно подчеркивается необходимость цивилизационного подхода к типологии государства. Речь идет о том, что в каждый исторический отрезок времени существует ряд цивилизаций, отличающихся друг от друга прежде всего типом культуры. Тип культуры — емкое понятие, включающее в себя культуру материальную и духовную (характер мировоззрений, религия, мифы и верования, нормативные регуляторы отношений и т. д.). Разные авторы приводят ряд различных цивилизаций (западная цивилизация, китайская, индийская, японская, африканская, исламская и т. п.). Несомненно, особенности той или иной цивилизации оказывают влияние на политический строй, государство и право. Однако до сих пор пока не удалось на этой основе построить более или менее приемлемую типологию государства.

Наши рекомендации