Билет 38 Социальное государство: понятие и условия формирования

(Морозова)Понятие «социальное государство» – новое для российского законодательства. Впервые оно употреблено в Конституции РФ 1993 г.

Конституционное закрепление термин «социальное государство» впервые получил в ст. 28 (абз. 1) Конституции ФРГ 1949 г. в отношении субъектов федерации – земель. Существенные элементы самого понятия перечислены в ст. 20 этой Конституции. В Конституции указывается, что ФРГ является социальным правовым государством. Таким образом, понятия «правовое и социальное государства» здесь тесно связаны и предполагают друг друга. Поэтому немецкие государствоведы чаще всего называют свое государство социально‑правовым. Это предполагает, что действия государственной власти в социальной сфере ограничены правом, а деятельности государственных структур в социальной области придается правовая форма.

Немецкий историк Г. Риттер классифицировал социальное государство на три типа:

первый тип – так называемое позитивное государство, в котором социальное обеспечение основано на индивидуализме и защите корпоративных интересов. Здесь государство контролирует социальную обеспеченность граждан, а его социальная политика служит целям такого контроля;

второй тип – собственно социальное государство, которое проводит политику обеспечения занятости населения, гарантирования со стороны государства минимального прожиточного уровня жизни и равенства шансов на успех;

третий тип – государство благоденствия, где устанавливается равенство всех в социальном отношении, т. е. социальная политика государства для всех одинакова. В таком государстве должны уменьшаться различия в заработной плате, гарантируется полная занятость населения, трудящиеся играют доминирующую роль в социальной политике.

Надо отметить, что указанные типы социального государства нигде в мире не были реализованы, а лишь отражают тенденции в изменении государственной социальной политики. Вместе с тем Г. Риттер отмечал, что социальное государство носит двойственный характер: с одной стороны, оно ликвидирует бедность, способствует росту реальной свободы человека, а с другой – таит в себе опасность управления обществом сверху, тотального контроля со стороны государства за экономикой, ограничение свободы предпринимательства.

Среди наиболее важных признаков социального государства можно назвать:

1) высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя серьезно собственников;

2) социально ориентированную структуру экономики, что выражается в многообразии форм собственности;

3) формирование гражданского общества, в руках которого государство служит инструментом проведения социально ориентированной политики;

4) разработку государством разнообразных социальных программ и определение первоочередности их реализации;

5) утверждение таких целей государства, которые обеспечивают каждому: а) достойные условия жизни; б) социальную защищенность; в) равные стартовые условия для самореализации личности;

6) развитое социальное законодательство;

7) социальную ответственность государства по отношению к своим гражданам и ответственность членов общества по отношению друг к другу и ко всему сообществу граждан в целом, т. е. обязанность содействовать социальному обеспечению, ответственность за коллективную взаимопомощь, исполнение обязанностей, вытекающих из права собственности, и др., что позволит государству выполнять свои социальные задачи.

Социальное государство – характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства; предполагает конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. (наш словарь терминов)

Билет 39 НПА понятие виды

НПА – документ, содержащий нормы права и принятый в особом порядке государственными органами или уполномоченными государством лицами.

Признаки:

1. Принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2. Особый порядок подготовки и принятия;

3. Должен выражать волю и интересы народа;

4. Обладает высшей юридической силой;

5. Регулирует наиболее важные общественные отношения;

6. Носит общеобязательный характер;

7. Действуют длительное время;

8. Применяться могут бесчисленное количество раз.

Преимущества НПА:

· Исходит строго от определённых правотворческих органов

· Принимается в чётко обозначенном порядке

· Имеет установленную форму и реквизиты

· Может быть изменён в зависимости от социальных потребностей

Особенности:

1. Имеет государственный характер;

2. Принимается строго определёнными субъектами, специально уполномоченными на то государством;

3. Принимается строго в определённой процедуре;

4. Имеют пространственные и временные пределы действия;

5. Всегда содержат юридические нормы.

Наши рекомендации