Значение общих принципов, договоров и обычаев

К источникам земельного права начинают относиться общие
принципы права, нормативные договоры и некоторые обладающие
юридической силой обычаи. Признание этих феноменов источниками
права является для России делом сравнительно новым (после за­
бытого за десятилетия старого) и поэтому заслуживает отдельного
рассмотрения, хотя на практике еще не приобрело того значения, ко­
торое им придается в праве и которое они имеют в ряде других стран.
Общие принципыОтправные, исходные начала правовой сите-
права мы становятся источником права, если такая

их роль закрепляется в законодательном по­рядке. Например, в ст. 38 Статута Международного суда предусматри­вается: «...суд, который обязан решать переданные ему споры на ос­новании международного права, применяет... общие принципы права, признанные цивилизованными нациями».

В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные прин­ципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой сис­темы. Понятно, что такая норма, установленная в 1993 г., вызывает многочисленные дискуссии: что считать общепризнанным принци­пом? Кем они должны быть признаны? Какова его формулировка и степень обязательности?

Большинство юристов считает, что к таким принципам относятся, например, такие положения, как «специальный закон отменяет дейст­вие общего закона» (к примеру, Закон «О сельскохозяйственной коо­перации» заменяет нормы Закона «О кооперации») или «позднейшим законом отменяется более ранний» (даже если это и не указано в по­становлении о его введении в действие).

Однако общие принципы права постепенно занимают свою нишу в российском праве. Согласно ст. 6 Гражданского кодекса РФ при невоз­можности использования аналогии закона, т. е. применения законода­тельства, регулирующего сходные отношения, можно определять права и обязанности сторон исходя из общих начал и смысла гражданского за­конодательства и требований добросовестности, разумности и справед­ливости. Правда, судебная прктика постоянно сталкивается с трудностя­ми различного понимания и толкования этих понятий различными ли­цами и инстанциями, что обусловливается недостаточными правовыми и моральными традициями.




НормативныеСоглашения между различными субъектами

договоры— права могут содержать правовые нормы: не

реализациятолько устанавливать права и обязанности

компетенциисторон, но и устанавливать общие правила

поведения, которым должны в будущем под­чиняться все участники предусмотренных в них общественных отно­шений. Примерами таких нормативных договоров в земельном праве являются договоры об общих и специальных земельных сервитутах.

В условиях федеративного устройства государства приобретают зна­чение соглашения между государственными органами Федерации и ее субъектов. К настоящему времени такие соглашения заключены между центром и рядом субъектов Федерации и во всех присутствуют нормы по вопросам земельных отношений, и это неудивительно, так как Кон­ституцией РФ эти вопросы отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Однако такие соглашения носят порой довольно общий характер, так как и наукой, и практикой до конца не определены принципы и границы «совместной компетенции»: здесь предстоит накопление опыта и выработка цивилизованных отношений. По соглашениям Пра­вительство РФ вправе передавать исполнительным органам субъектов РФ осуществление части своих полномочий, и наоборот — на основа­нии соглашений возможно и обратное перераспределение функций ис­полнительных органов.

Согласно ст. 5 Конституции РФ ее федеративное устройство осно­вано на разграничении предметов ведения и полномочий между орга­нами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Разграничение полномочий между Российской Федера­цией и ее субъектами определяется Конституцией Российской Федера­ции, предусматривающей компетенцию Российской Федерации, совме­стную компетенцию Федерации и ее субъектов и компетенцию субъек­тов Российской Федерации.

К ведению Российской Федерации согласно ст. 71 Конституции относятся:

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе земельных);

федеральная государственная собственность (прежде всего на зем­лю, на другие природные ресурсы) и управление ею;

установление основ федеральной политики и федеральные про­граммы в области экологического развития Российской Федерации;

производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

определение статуса и защита Государственной границы, террито­риального моря, исключительной экономической зоны и континен­тального шельфа Российской Федерации;

гражданское, гражданско-процессуальное законодательство (как методы охраны имущественных отношений, возникающих при ис­пользовании и охране земельных участков и соответствующих интере­сов, рычаги защиты земельных и других природных ресурсов и их владельцев);

метеорологическая служба, стандарты (в том числе в области зе­мельных отношений, охраны окружающей среды).

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов со­гласно ст. 72 Конституции находятся:

защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение закон­ности, правопорядка, общественной безопасности (в том числе в об­ласти земельных отношений);

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

разграничение государственной собственности (прежде всего на землю, на другие природные ресурсы);

природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные террито­рии (они касаются прежде всего землепользования, о чем речь пойдет в специальной главе учебника).

Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совме­стного ведения РФ и ее субъектов субъекты Российской Федерации со­гласно ст. 73 Конституции обладают всей полнотой государственной власти. Это размежевание земельной компетенции «по вертикали» представляется весьма важным и осуществляется на всех уровнях: фе­деральном — Государственной Думой и Советом Федерации Федераль­ного Собрания РФ, Президентом и Правительством РФ; на уровне субъектов Российской Федерации — правотворческими органами субъ­ектов.

«По горизонтали» совершенствование экологического законода­тельства и реализация полномочий в области использования и охраны земель осуществляется в трех направлениях — соответственно составу земельных и экологических норм, которые группируются следующим образом:

а) собственно экологическое или природоохранное законодатель­
ство;

б) природоресурсное законодательство, в том числе и прежде все­
го земельное законодательство;

в) другие отрасли законодательства, регулирующие отношения, воз­
никающие при использовании и охране земель: гражданское, админи­
стративное (санитарное), финансовое и иные отрасли законодательства
(усложнение и актуальность отношений Федерации и ее субъектов обу­
словливают, помимо изложенного, вынесение проблем правотворчества
субъектов Федерации в области земельных отношений в отдельный па­
раграф).

Иные договорыК этой же группе источников земельного права относятся примерные или типовые до­говоры, разрабатываемые и утверждаемые уполномоченными на то органами. В настоящее время их правовая сила подвергается обсужде­нию, а поле действия — сокращению, поскольку гражданским законо­дательством провозглашена свобода договора, недопустимость произ­вольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав (ст. 1 ГК РФ). Видом нормативного договора является международный договор, предусмотренный в упомянутой ст. 15 Конституции РФ. В ней также

говорится, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила ме­ждународного договора.

Однако реализации такого конституционного положения еще предстоит долгая дорога, так как до сих пор административная и су­дебная практика предполагает имплементацию, т. е. включение норм международного договора РФ в российское законодательство. По это­му пути идет и правотворчество РФ: после подписания и ратифика­ции международных договоров РФ составляется и реализуется план принятия российских правовых актов для обеспечения действия дого­воров, включения их требований в российское законодательство. Правовые обычаиПравило поведения, сложившееся в течение

длительного времени и признаваемое госу­дарством в качестве общеобязательного, считается правовым обыча­ем. В земельном праве правовой обычай занимает наибольшее место по сравнению с другими отраслями права, что можно объяснить наибольшей длительностью, актуальностью и во многом неурегули­рованностью земельных общественных отношений.

Обычай был основным источником права на ранних ступенях раз­вития общества. Многие последующие источники права представляли из себя систематизированные записи наиболее важных и оправдавших себя обычаев: такова, например, Русская Правда.

Обычай делового оборота предусматривается в ст. 5 ГК РФ: им признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо облас­ти предпринимательской деятельности правило поведения, не преду­смотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычай, противоречащий положениям законодательства или договора, не применяется.

Примером включенного в земельное право обычая можно считать правило раздела земельного участка между собственниками располо­женного на нем строения не только пропорционально долям права собственности на строение, но и согласно сложившемуся порядку пользования участком, оправдавшему себя обычаю. Нередко включа­ются сформировавшиеся и устоявшиеся правила пользования землей в договоры сервитутов, в распределение конкретных земельных долей при акционировании крестьянских коллективных хозяйств, при выде­лении из них отдельных членов.

Не зафиксированные в праве обычаи нередко используются в рес­публиках с преобладанием населения, исповедующего мусульманство. Однако и здесь видны тенденции к включению сложившихся веками обычаев в нормативные акты: так происходит с земельным законода­тельством Республики Дагестан. Велико значение буддистских тради­ций и обычаев в Республике Бурятия.

Тема «Источники земельного права» основывается во многом на положениях общей теории права, которые наглядно преломляются и изучаются в земельном праве, развивая и конкретизируя правопо-нимание.

Наши рекомендации